И смех, и грех, и коррупция? Как чудит кубанский "король мемов" Вениамин Кондратьев
Потрясения, взбаламутившие притихший после спада пандемии омут губернаторского корпуса (арест пензенского Ивана Белозёрцева, разгром ближайшего окружения ставропольского Владимира Владимирова, отставки ульяновского Сергея Морозова, осетинского Вячеслава Битарова, тувинского Шолбана Кара-оолы) вынуждают действующих глав регионов что-то придумывать, дабы не потерять доверие Кремля. Они должны реагировать и на претензии со стороны силовиков, и на резонансную критику общества. И здесь накопились вопросы к губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву.
Храмы – закрыть, на кладбища не пускать
Одним из "ключевых пунктов", разумеется, остаётся борьба с коронавирусом, эффективность в которой требуется каждый раз доказывать снова и снова: Путин ведь дал губернаторам, как уже рассказывал ранее "Первый русский", карт-бланш на действия ещё весной прошлого года, когда всё начиналось.
Сейчас – продолжается. Казалось бы – что ещё выдумать? Но некоторым удаётся. Особенно рьяно принялся за дело губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, запретивший посещение храмов прихожанами на Пасху и кладбищ в Радоницу. Единственный в стране из всего губернаторского корпуса.
В крае эпидобстановка стабилизируется. Но каждый день мы фиксируем не менее 100 новых случаев заболевания. Совместно с моими коллегами, врачами и Роспотребнадзором приняли решение: рекомендовать кубанской Митрополии проводить пасхальные богослужения 2 мая без участия прихожан внутри храмов. Люди смогут находиться на улице с соблюдением всех санитарных требований,
– заявил он по итогам заседания регионального оперштаба.
И, совершенно логично, тут же нарвался на резкую отповедь народа, возмутившегося этим решением: на Кубани, во-первых, нет всплесков заболеваемости, регион не в "красной зоне". А во-вторых, и это самое важное, уже начинают работать курорты, куда съезжаются туристы со всей страны.
Где логика, в чём суть такого рьяного усердия?
Как говорят наши источники, есть несколько моментов, которые Кондратьев может пытаться скрыть за этим ходом, отвлечь от них внимание такими решениями. С одной стороны – скандальными, с другой – укладывающимися в чиновничью логику.
В первую очередь странные ситуации сложились как раз в системе здравоохранения.
Онкоцентр спроектировала компания из списка "недобросовестных подрядчиков"
Речь идёт, в частности, о строительстве онкоцентра в Краснодаре – крупнейшего на юге России – стоимостью в 16 млрд рублей (полторы тысячи посещений в сутки и стационар на тысячу мест). Буквально полтора месяца назад краевые власти отчитались, что проект медучреждения готов к отправке в Главгосэкспертизу.
Создание высокотехнологичного онкоцентра – приоритетная задача для края. Существующие медучреждения с нагрузкой уже не справляются. Поэтому нам нужно как можно скорее перейти от стадии проектирования к строительству. Это должен быть удобный для медперсонала и комфортный для пациентов онкологический центр,
– заявил Вениамин Кондратьев. Да никто и не спорит: дело нужное и важное. Но есть нюансы, заставляющие напрячься.
Проектированием занималась московская компания "Гипроздрав", цена договора составила почти 100 млн рублей.
Конкурс провели в марте 2020-го, на его исполнение претендовали две компании, победило как раз АО "Гипроздрав". Но в том же самом месяце это АО включили в реестр недобросовестных подрядчиков на сайте Госзакупок. Не знать об этом в Краснодаре ответственные за проект онкоцентра не могли. Тем не менее переигрывать тендер на проектирование, хоть и было на то время, не стали.
Отчего так?
А ведь этот подрядчик оказался замешан в другой скандал, куда более серьёзный – в соседнем с Кубанью Ставропольском крае.
И касался он проектирования объектов здравоохранения – тоже онкоцентра, а также ещё нового корпуса Краевой детской клинической больницы, лечебно-диагностического корпуса кардиоцентра. За получение откатов от компании-подрядчика за "придание ускорения" (для быстрого прохождения процедур согласования в соответствующих структурах) сначала был задержан экс-министр строительства Ставропольского края Алексей Когарлыцкий (в ноябре 2019-го), а уже в марте нынешнего года – зампред регионального правительства Александр Золотарёв.
Вот что говорилось в официальном заявлении СКР:
В декабре 2017 году Золотарёв, вступив в сговор с Алексеем Когарлыцким, получил взятку в размере 2,5 млн рублей от представителя акционерного общества за покровительство при реализации госконтракта по строительству нового корпуса Краевой детской клинической больницы (КДКБ). Также в 2018-м он вместе с Когарлыцким, действуя по отлаженной схеме, получил от представителя того же юрлица взятку свыше 15,5 млн… Кроме того, в 2019-м Золотарёв вместе с Когарлыцким получил взятку от представителя той же самой организации в размере более 45 млн рублей за покровительство при реализации государственного контракта…
А никого не удивляет, что лично Кондратьев выступал хедлайнером новостей по проектированию онкоцентра в Краснодаре? Может, он не знал о попадании проектировщика в реестр "недобросовестных подрядчиков"? И компетентные органы краевого правительства не уведомили шефа о том, какими неприятностями обернулось создание медучреждений у соседей?
Дети без жизненно необходимых лекарств. А волшебник в голубом вертолёте
Другая история, не менее резонансная, связана с получением детьми с диагнозом спинально-мышечная атрофия (СМА) необходимых для выживания – в буквальном смысле – лекарств.
В России в настоящее время насчитывается свыше семисот детей со СМА. И есть лишь одно зарегистрированное лекарство против недуга – летом 2019-го Минздрав внёс в реестр разрешённых препаратов "Спинразу". Стоит оно 48 млн рублей, полностью не излечивает, но останавливает прогрессирование болезни, терапию нужно повторять раз в год, пожизненно, выплачивая каждый раз по 24 млн рублей, прерывать курс нельзя. Альтернатива есть – американский препарат Zolgensma, но стоит он втрое дороже, хотя позволяет раз и навсегда победить болезнь, только вот вводить его могут только в Штатах.
Кубань находится на третьем месте среди регионов России по числу деток с этим редким заболеванием: таковых там 57 человек.
Но помощь с лекарственным обеспечением, как недавно признали в краевом Минздраве, получают только тридцать из них – и то, не "Спинразу", а аналог. Случился этот "каминг-аут" после того, как актрисы Алена Хмельницкая и Мария Кожевникова обратились напрямую к Кондратьеву:
Что делать родителям, которые смотрят, как их ребенок умирает? – возмутилась Кожевникова. – Они стояли с пикетом у администрации – ноль реакции. То, что происходит в Краснодарском крае – это просто ад. Крохотные дети умирают, потому что они не получают жизненно важное лекарство "Спинразу", которое положено им по закону! Минздрав отнекивается, говоря, что денег нет. Я уверена, что эти деньги можно достать. К сожалению, "держаться" дети не смогут.
И призвали к совести губернатора. И что? Был ответ:
Из резервного фонда на закупку "Спинразы" для шестерых детей выделены 190 миллионов рублей. 24 ребёнка получают "Рисдиплам" – партию этого препарата Минздрав Краснодарского края получил бесплатно от производителей лекарств.
Что с остальными детьми – неясно.
А вот теперь – ещё одна примечательная деталь.
Возможно, кому-то из особенных детишек и удалось бы спасти жизнь – в прямом смысле слова, если бы губернатор Кубани отказался от некоторых жизненно необходимых, по всей видимости, лично для него вещей.
Например, от ставшего непременным атрибутом вертолёта Ми-8 МТВ-1 с серийным номером 96555, который ежегодно обходится краевой казне в кругленькую сумму с шестью нулями и используется Вениамином Кондратьевым для облёта "территории".
Уж не для осмотра ли с высоты птичьего полёта лесного фонда, чтобы убедиться – не вырубают, не застраивают, не уничтожают? Впрочем, в случае с масштабным пожаром в заповеднике "Утриш", ущерб от которого составил свыше 600 млн рублей (в краевой администрации, к слову, "разглядели" убытки только на 120 миллионов), это почему-то не сработало.
В 2017-м на "оказание услуг по лётно-технической эксплуатации вертолёта…" было потрачено 57 млн рублей, плюс ещё 2,5 млн – на дополнительное обслуживание.
В 2018-м – 56,3 млн.
В 2019-м – почти 100 млн (понадобилось еще "выполнение капремонта").
В 2020-м – около 70 млн.
В 2021-м – ещё 66 млн.
Ребята из администрации края, вам во время полётов уши не закладывает?
Первый по коррупции в стране: хороший результат
Как рассказал "Первому Русскому" источник в краевой администрации, во времена губернаторства в крае Ткачёва мало кто предполагал, что скромный аппаратчик, каковым считался проработавший много лет в юридическо-правовом управлении Кондратьев (назначенный затем замглавы администрации по земельно-имущественным отношениям) станет новым главой Кубани.
Он понимает юридические процедуры, как и какую собственность перевести и так далее. Публичным политиком до губернаторства Кондратьев не был. В основном занимался всегда документами,
– отмечает наш собеседник. И потому, по его словам, губернатор всегда в тени – без явного присутствия в многочисленных коррупционных скандалах в регионе. А таковых было немало – чаще всего они касаются земельных вопросов, выделения участков под застройку в Анапе, Сочи, Геленджике, самом Краснодаре.
Буквально на днях в Генпрокуратуре России сообщили о росте количества возбуждённых уголовных дел о коррупции на Кубани – край занял первое место в России по числу взяточников, обогнав Москву и Санкт-Петербург по итогам января-марта 2020 года.
Впервые за пять лет количество дел по статье "Получение взятки" в первом квартале превысило предыдущие показатели более чем вдвое: за этот период было зарегистрировано 121 подобное преступление. Для сравнения: в 2020-м за те же три месяца было 47, в 2019-м – 50, в 2018-м – 44, в 2017-м – 45.
Источники "Первого русского" связывают это с активной позицией действующего прокурора Кубани Сергея Табельского, занимающего свой пост с 2017 года. Он ещё в самом начале работы на этой должности заявлял о приоритете в виде борьбы с "коррумпированными спецсубъектами". А зелёный свет, уточняют наши собеседники, ему дал нынешний генпрокурор России Игорь Краснов.
Только с начала года прошла кампания по задержаниям сразу в нескольких муниципалитетах, в том числе Щербиновском, Ейском, Крыловском, Каневском районах. Была задержана первый замдиректора департамента внутренней политики администрации края (подразделения, отвечающего за работу с муниципалитетами) Инна Хаустова.
Нельзя тут не вспомнить и дело бывшего зама Кондратьева – экс-вице-губернатора Юрия Гриценко, которому было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и мошенничестве – в незаконном получении принадлежащего муниципалитету участка площадью два гектара и хищении денег, выделенных на строительство перинатального центра в Сочи. К слову, шеф пытался бороться за своего приближённого, хоть и не очень активно: просил СКР ускорить расследование, поскольку Гриценко "курирует стратегические для региона строительные проекты". Что любопытно: Гриценко имел обширные интересы в родном для губернатора Динском районе. А год назад глава Динского района Сергей Пономарёв, которому, говорят, благоволил губернатор, был признан виновным в получении взяток на 10 млн рублей.
Впрочем, Вениамин Кондратьев на аферистов реагирует легко:
Мошенников, которые в крае у нас появились, много, говорят. А это о чём говорит? О том, что сытый край, есть что делить. Приедут ли они в регион, где нечего взять? Знаете, вот кто охотники: дичь появляется – фазаны там, зайцы, а потом – лисы приходят, а потом и волки, а нету кормовой базы – не придут ни лисы, ни волки. Не переживайте, это естественный процесс, и больше, богаче будем, больше ещё работы у вас будет: со всей страны съедутся. Это естественно.
"Тёлочки", "обсеменение" и интимные места
Хотя – перлов у выпускника филфака Кубанского госуниверситета, учителя русского языка и литературы (по диплому), за которые приходится откровенно краснеть жителям Краснодарского края, хватает и без этого.
Да таких, на которые приходится реагировать и лично Путину.
Вспомнить, для примера, его прошлогодний доклад президенту о подготовке краевых здравниц и гостиниц к курортному сезону, когда глава государства попросил объяснить, как люди смогут бронировать места в отелях и когда вообще они откроются. На что Вениамин Кондратьев заметил:
Здесь, я думаю, будем где-то интуичить, чувствовать…
Владимир Путин, правда, филологический оборот не оценил:
Не надо "интуичить"! Надо опираться на реальную обстановку.
Или вот ещё:
Вот наши, которые тоже поехали куда-то отдохнуть, куда они едут? Так не пойдёт, с целого поезда один человек только в обсерватор направлен. А все остальные? Кто их проверил? А сколько обсеменённых вернулись? Никто же не знает сейчас, и потом других обсеменят.
Или это:
С отменой, в том числе и режима карантина, сказать, что коронавирус исчез в нашем крае, это будет неправильно. И он не исчезнет. Он может даже спрятаться!
Громко прозвучал на всю страну и знаменитый диалог Кондратьева при включённых микрофонах с его первым замом Андреем Алексеенко:
Единая Россия сдохла, всё – её не существует, по сути,
– проговорил Алексеенко.
На что Кондратьев отреагировал спокойно: "Умерла – так умерла".
Случались вещи, за которые должно было, по идее, быть стыдно и самому губернатору – как, допустим, в юбилейный год 75-летия Победы он назвал Белореченскую мусорную свалку... Мамаевым курганом – святым для всех русских местом, где покоится прах свыше 35 тысяч героев Сталинградской битвы.
Сначала в окружении главы региона пытались объяснить это оговоркой, но есть запись, из которой свидетельствует, что Вениамин Кондратьев несколько раз повторяет чудовищное сравнение свалки с величественным монументом на политой кровью защитников Родины высоте.
А вот, напоследок, свежее:
Нам нужны сегодня тёлочки. Нужны. Но взять их негде. Друзья, но не просто тёлочки нужны. Нам нужно наше количество превратить в качество. Нам нужны тёлочки, которые будут давать.
Если кто не понял, речь идёт о развитии сельского хозяйства – это так, на всякий случай.
Источники "Первого русского" полагают, что Вениамину Кондратьеву, когда в Кремле согласились на повторное выдвижение его кандидатуры на пост губернатора в прошлом году, давали шанс. Другой вопрос, как он его использует?