И снова о кокошнике
О кокошниках я ставила темы. Например вот: Кокошник
Или вот: Кокошник - забытая корона русских красавиц, там внутри еще есть пара ссылок.
А вот что пишет о кокошниках искусствовед Софья Багдасарова
АРИСТОКРАТКИ В КОКОШНИКАХ
ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II
Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли. Екатерина II в русском костюме. Конец XVIII века. ГИМ
Хотя императрица Екатерина Великая и была немкой, любить и уважать русское было частью ее государственной политики. Это, кстати, одна из причин, по которой она и стала Великой. Правило сие она выработала еще в молодости, в трудные годы будучи великой княгиней. В ее «Записках» о тех годах читаем, как она поставила себе цель «нравиться народу», а также выучить русский язык и разбираться в православных обрядах. Ее муж Петр III, в душе еще просто голштинский герцог, всем этим пренебрегал — его конец известен.
Русский наряд императрицы с кокошником и сарафаном с пышными рукавами на этом портрете — маскарадный костюм. Мы знаем это, поскольку Екатерина держит в руках обычную карнавальную маску. Любопытно сравнить картину с маскарадным портретом ее предшественницы — императрицы Елизаветы: «дщерь Петрова» выбрала просто черное домино, а вот бывшая немецкая принцесса подчеркивает свою связь с новой родиной. В этом русском наряде поражают драгоценности, в том числе серьги с огромными бриллиантами. В Алмазном фонде хранятся похожие — они так тяжелы, что имеют специальный крючок, чтобы крепиться сзади над ухом, не оттягивая мочку.
ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВНА
Неизвестный художник. Великая княжна Александра Павловна. 1790-е. Музей-заповедник «Гатчина»
То же. Русский музей
Внучки Екатерины Великой, в том числе Александра Павловна, изображенная на портрете, росли в новую эпоху. Бабушка наряжалась в русский наряд, потому что в рококо любили играть — в том числе и с экзотическими костюмами, при этом оставаясь в рамках карнавального образа. Теперь же настало время сентиментализма и романтизма: во всех странах оглядываются на свое прошлое и начинают им гордиться. Наряд великой княжны — не фантазия с бриллиантами, а нечто более аутентичное (на голове у нее «венец» с жемчужной поднизью — головной убор северных губерний). А в руках не маска, а сентиментальная роза. Получилось нечто среднее между Светланой Жуковского и бедной Лизой Карамзина.
Судьба девушки с картины оказалась печальной: ее выдали замуж за сына австрийского императора, и в 17 лет она умерла от послеродовой горячки.
ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА
Франц Крюгер. Александра Федоровна. 1830-е. ГИМ
Внук Екатерины — великий император Николай I — был тем правителем, в царствование которого государственной идеологией стали «Православие, самодержавие, народность». Портрет его жены, Александры Федоровны, «в русском платье» служит к этому тезису прекрасной иллюстрацией.
Как этот наряд отличается от изображения ее тезки-золовки: нет ни рубахи, ни сарафана — вместо них помпезное платье с декольте и талией по последней моде. А кокошник превратился в фантазийную конструкцию с огромнейшими драгоценными камнями. Бросается в глаза и ожерелье с рубиновой застежкой-фермуаром. Нет никакой исторической костюмной правды! Один лишь букетик васильков в руках — напоминание о естественности и простоте русской природы.
ФРЕЙЛИНА ОРЛОВА-ДЕНИСОВА
Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж
Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде кокошника с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.
На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.
ДИТЯ ВОЛКОНСКАЯ
Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. ГТГ
Это форменное платье, прозванное «офранцуженный сарафан», оставалось обязательным при русском императорском дворе до самой революции. В целом оно сохранялось в неизменном виде, хотя силуэт его немного менялся — в зависимости от того, на каком месте было модно носить талию в очередную эпоху. А вот кокошник изменился сильнее: он стал низким и гладким, напоминая уже не настоящий русский убор, а арселе (головной убор в виде металлического каркаса) тюдоровской Англии.
Укороченное форменное платье на этом портрете — дань младым летам модели; для взрослых барышень, конечно, такая длина подола была совершенно неприличной. Некоторым знатным девочкам звание фрейлины жаловали чуть ли не при рождении. Конечно, при дворе дети по-настоящему не служили, хотя костюм и бриллиантовый фрейлинский шифр с удовольствием примеряли. На портрете Брюллова изображены двоюродные сестры Волконские — пятилетняя Елизавета Григорьевна и двухлетняя Софья Дмитриевна. Послужить по-настоящему Елизавете так и не пришлось: она приняла католичество, стала богословом, книгу ее официально запретили в России, а обер-прокурор Победоносцев называл ее самой опасной женщиной в стране.
ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕДОРОВНА
Иван Крамской. Мария Федоровна. 1881
Придворный костюм полагался и императрицам, и великим княжнам с княгинями. Менялась только роскошь ткани, отделка и драгоценности. Супруга Александра III на этом портрете изображена в наряде, отделанном монаршим мехом — горностаем. А кокошник на голове у нее бриллиантовый. Мода на подобные тиары с расходящимися лучами распространилась по Европе именно из России — они так и называются: «the Kokoshnik Tiara».
Драгоценность, в которой изображена на портрете императрица, сгинула в горниле революции. Зато сохранилась точно такая же, принадлежавшая ее сестре, британской королеве Александре. Виндзоры владеют ею до сих пор, причем королева Елизавета II даже замуж в ней выходила.
КНЯГИНЯ ЮСУПОВА
Константин Маковский. Зинаида Юсупова. Ок. 1895. ГИМ
Конец XIX века — время очередного воскрешения интереса к красоте древнерусской культуры. Повсеместно строят здания-теремки в стиле историзма — ГУМ, Исторический музей, Новый Манеж, Спас на Крови… Мода распространяется и на предметы быта и костюма, в том числе благодаря усилиям княгини Тенишевой и ее мастерским в Талашкино. Другая княгиня, Зинаида Юсупова, тоже оказалась не чужда новому поветрию, только не как творец, а как великолепный экспонат.
В своем доме княгиня устраивала костюмированные приемы и любительские спектакли, где блистала в нарядах. Ее портрет в русском костюме, написанный Маковским (специалистом по созданию красивых «исторических полотен» с изображением вымышленных боярынь), покажется еще одной сочиненной картиной, если не знать, что Зинаида действительно была удивительно красива. На ней сарафан, кокошник с плоским дном — ведь теперь актуальна историческая достоверность, а не вольная импровизация на русскую тему, как это было с придворным костюмом. Знание традиций русского костюма пригодится ей в эмиграции, когда ее сын, знаменитый Феликс Юсупов, откроет в Париже дом моды, сделав ставку на экзотические для французов русские мотивы.
ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА
Д. Аскритов. Фотография Елизаветы Федоровны. 1903
Игра в Древнюю Русь могла зайти очень далеко: в 1903 году при императорском дворе был устроен роскошный костюмированный бал, на котором все присутствующие были одеты в костюмы XVII века. Николай II с супругой нарядились в царя Алексея Михайловича и его жену, офицеры лейб-гвардии — в сокольничих, кавалергарды — в стрельцов, министры — в бояр, фрейлины — в боярышень. Роскошь была невероятная, парча, меха, подлинные драгоценности... Разумеется, там была и Зинаида Юсупова — в однорогом кокошнике. А севернорусский кокошник-лунник, расшитый драгоценными камнями, и настоящее распашное платье с длинными рукавами мы видим на фотопортрете великой княгини Елизаветы Федоровны. Фотоальбом, запечатлевший гостей этого бала в Зимнем, ляжет в основу рисунков для популярной карточной колоды «Русский стиль», причем Елизавета Федоровна вдохновит образ трефовой дамы.
Судьба великой княгини будет трагичной: через два года ее супруг погибнет от бомбы террориста, сама она откажется от придворной роскоши и поселится в Марфо-Мариинском монастыре. Большевики сбросят ее вместе с несколькими родственниками и келейницей сестрой Варварой в шахту под Алапаевском. Великая княгиня станет первой из Романовых, канонизированных РПЦ.
Однако кокшник так понравился миру, что его многие стали копировать и вообще появился стиль а-ля рюсс. Однако много было чистой воды "клюквой", т.е ститлизацией и пустышкой.
Кокошники - черно-белая клюква
В 20 веке, особенно после революции, когда зарубеж хлынули эмигранты, кокошник стал непременным атрибутом а-ля рюсс.
Очень забавно смотреть, как он "преломлялся" и мутировал в эпоху немого кино, ар-деко и декаданса, как сочетался с макияжем другого времени.
Особенно в Голливуде.
Началось все, конечно, с "Русских сезонов" Дягилева и продолжилось с дальнейшим расползанием русского танца по миру.
Вот Анна Павлова
Тамара Карсавина
Ольга Спесивцева
Русские танцовщицы откровенной клюквы не допускают в этом look'е, все-таки понятие есть.
И при этом они помнили, что это театр (а костюмы им создавали лучшие мастера своего времени, Леон Бакст например).
Так что не подлинно, но и не смешно.
Еще танцорки
Труханова
Alexandra Balashova
Madame Olga Alexeeva by Bassano, 1925.
Lubov Tchernicheva (1890 – 1976)
Gina Cormani, a British ballerina, as a Russian Noblewoman in 'The Dance Dream', 1911.
Екатерина Гельцер, 1912
Эмигранты-аристократы в кокошники играются. Уже такого вкуса (и роскоши) не увидишь.
Russian noble women in exile wearing traditional costumes, 1936.
Эмигрантская мисс Россия-1936
Кто-то, 1925 год, Париж
Видите, кокошник мутирует, превращаясь в модную шляпку.
Вообще в абсолютно модный силуэт переделали - таких образов можно много найти.
(а так и есть - кто модельерил в Париже? среди прочих - тот же Феликс Юсупов, а он в теме)
Lydia Kyasht
Betty Fischer, an Austrian operetta soprano singer, wearing a kokoshnik headdress. 1919
Geraldine Farrar, an American soprano opera singer
Daisy Irving, an Irish actress and singer, 1910
Gertrude Lawrence, an English actress
Marie Conte photographed by Dora Kallmus (Madame d’Ora)
Anna May Wong, Forty Winks, 1925. Photographed by Eugene Robert Richee
Vilma Bánky
Самая клюквенная прелесть: Голливуд
Здесь не было цели делать кокошник-модную шляпку. Была цель показать русское "богачество" и экзотику. И даже когда пытались воспроизвести как можно точнее, все равно "уши лезли".
Florence Vidor in 'You Never Know Women', 1926
Florence Vidor, in 'You Never Know Women', 1926
Bille Dove in " Adoration" (1928) Billie and Antonio Moreno play husband-and-wife Russian aristocrats who are separated during the Revolution.
Прекрасные губки - такие рисовали и возлюбленная великого Гэтсби, и Эллочка Людоедка по другую сторону океана.
Мэри Пикфорд
Jetta Goudal
Типичный сверлящий взгляд звезд немого кино
Алла Назимова
(Не смотрели "Валентино" с Нуриеевым в роли Руди Валентино? Там и про Назимову есть, очень здорово)
Aileen Pringle in a movie "His Hour" 1924.
Gritzko, a prince of pre-World War I Russia (John Gilbert), is the ultimate ladies' man. Women fall at his feet - all except for a young but cold British widow, Tamara Loraine (Aileen Pringle).
Aileen Pringle and John Gilbert in "Wooing the Princess" Movie
William Powell and Bebe Daniels in Dangerous Money, 1924
Кэрол Ломбард
Nita Naldi, an American silent film actress
(такой макияж уже выдает время Вивьен Ли больше)
Huguette Duflos
Джанетт МакДоналд
Мэй Уэст в фильме "Catherine Was Great"(1944)
Italian silent film diva - Italia Almirante Manzini
Lya Mara (1897-1960?) (picture taken 1927-1928) - one of the biggest stars of the German silent cinema.
Грета Гарбо
Sonia de Calve, a vaudeville starlet
Lucy Levine, a Russian-born actress in Hollywood, wearing a kokoshnik. 1930.
Долорес Дель Рио
A shot from the movie "The Red Dance", 1927.
Какие губки! Именно это выражение лица изображали Дафни и Джеральдина во "В джазе только девушки"
Мирна Лой in a Russian headdress "Kokoshnik". "A Connecticut Yankee", 1931
Elena Sangro
colette saint yves
Irma Lee Burlesque Dancer,
Anel Sudakevich in the movie "Victory of a Woman"
Marion Davies
Alma Rubens in "Enemies of Women" (1923)
Jetta Goudal 1927
Lya De Putti
Ольга Бакланова
Natacha Rambova, the wife of actor Rudolph Valentino.
Долорес Костелло
Harriet Cohen
Марлен Дитрих в роли Екатерины Великой
(тут уже больше форменный придворный костюм пытались изобразить, в котором был форменный кокошник. Ввели его при Николае I)
https://bellezza-storia.livejournal.com/198097.html
https://ru.pinterest.com/mariameidger/old-photos-russian-cos...
https://ru.pinterest.com/nancyparis1/kokoshnik/
https://shakko.ru/866344.html