Детям мигрантов придётся изучать русский язык, чтобы учиться в школах – такой законопроект был внесён вчера в Госдуму РФ. При этом шансов на то, что он будет принят, очень много, потому что авторами инициативы выступили Вячеслав Володин, председатель нижней палаты парламента, Ирина Яровая, а вместе с ними – главы всех фракций.
«Законопроект о запрете зачислять в российские школы детей мигрантов, которые не знают русского языка, внесен в Госдуму», — заявил Володин.
Так что очень скоро – вероятно, прямо со следующего учебного года – при поступлении в образовательные учреждения детей будут тестировать на знание русского языка и лишь после этого рассматривать вопрос о зачислении. Законопроект однозначно запрещает принимать детей, которые языка не знают. Чем же это обернётся на практике?
Скажем сразу, что инициатива прекрасная и долгожданная, без какого-либо сарказма или задних мыслей. Заняться этой проблемой надо было уже давно, причём до такой степени давно, что… Вот мы сейчас приведём простой пример, который проиллюстрирует всю сложность ситуации.
О ком говорится в законопроекте? О детях мигрантов. А если они уже не мигранты, а получили статус граждан России? А тогда, всё очень просто, увы. Тогда они уже не обязаны проходить это тестирование, и с точки зрения законопроекта считается, что русский язык они знают отлично.
Почему? Ну а как же... Ведь их родители (считается) сдали экзамен по русскому языку при получении гражданства. А потом, как опять же считает закон, их родители должны были интегрироваться в российское общество (хотелось бы), и поэтому дети должны были вырасти в соответствующей языковой среде и не иметь проблем при поступлении в школы. А что в реальности – каждый скажет по своему жизненному опыту.
Отметим одно: если раньше у учителей буквально руки опускались, и ни о каких требованиях к знанию языка речи не шло, когда его не знало 25 человек из 30, то теперь, если ситуация улучшится, то будем надеяться, что в школах снизится «толерантность» к этому вопросу. И если ситуация развернётся зеркально: то есть всего 5 из 30 не будут знать языка, то учителя смогут говорить то, что должны были с самого начала – это не моя проблема.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин запустил опрос в своем Telegram-канале об отношении к законопроекту, который запрещает зачисление детей мигрантов в школы без подтверждения знания русского языка.
На данный момент из 600 тысяч проголосовавших (гигантское количество!) ответили:
95% - «Поддерживаю»;
3% - «Не поддерживаю»;
2% - «Всё равно»
Хочется отметить, что во всём мире платят гигантские деньги за то, чтобы дать детям образование. Многим это просто не по карману. В России же это образование предоставляется бесплатно, причём, как мы видим, не только своим гражданам. О том, какая это нагрузка на бюджет, а следовательно – на любой бизнес в нашей стране, и говорить не приходится.
Против нас ввели санкции, действует огромная ключевая ставка ЦБ, плюс государство собирает налоги с бизнеса на все государственные задачи (в том числе образование), и в итоге – всё это отражается в цене, которую мы видим на прилавке. Жизнь проста: всё оплачивает конечный покупатель, в том числе – и миграционную политику, и образование детей мигрантов.
Хотелось бы, чтобы к российской школе, по справедливости, относились как к огромной привилегии и ценному шансу, а не по схеме: «Да вы мне и так обязаны!.. А я ещё и язык учить не буду!..»
И вызывает опасения, конечно, вопрос коррупции в этой теме. Как исключить возможность взяток, как разорвать между сдающим экзамен и оценивающим результат? Технологии соответствующие есть, но большая проблема в том, что они есть с обеих сторон.
Есть процедуры со стороны государства, которые позволяют исключить вмешательство в оценку тестовых работ. Они хорошо работают в тех случаях, когда государство заинтересовано их применять. А есть технологии по обходу любых правил и процедур. И вопрос в том, каким будет интерес властей – и в центре, и на местах. Примут ли закон для того, чтобы его исполнять, или же для того, чтобы народ успокоился, а глаза на все нарушения будут закрывать? Это тоже следует предусмотреть заранее.
И в целом всё это упирается в другой вопрос, которым тоже сейчас занимаются в правительстве очень плотно: а должны ли мигранты приезжать со своими семьями? Одно дело, если речь идёт о гражданине РФ, который навсегда связал своё будущее с нашей страной, а другое – когда приехал временный мигрант, которому просто нужно год или два поработать. Откуда бы взяться в таком случае мотивации для того, чтобы твои дети учили язык той страны, где ты и сам-то жить не планируешь? Собственно, потому они многие и не учат сегодня. И здесь тоже надо наводить порядок...