В Федеральном ведомстве по вопросам миграции и беженцев Германии (BAMF) The Insider заявили, что приостановка рассмотрения заявлений беженцев из Сирии связана с тем, что ситуация с угрозами для сирийцев может измениться в связи с началом установления новой власти в стране. Власти Германии занимаются оценкой рисков возвращения их домой.
«Ситуация в Сирии находится под пристальным наблюдением. После падения режима Асада она крайне динамична, запутанна и трудна для оценки. Федеральный офис непрерывно отслеживает обстановку на месте, принимая во внимание все актуальные источники информации. Однако в связи с текущей ситуацией и непредсказуемым развитием событий в данный момент невозможно принять окончательное решение по исходу процедуры предоставления убежища. По этой причине Федеральный офис временно отложил решения по заявителям из Сирии.
Если ситуация стабилизируется до такой степени, что ее можно будет оценить, Федеральный офис рассмотрит возможность корректировки своей практики принятия решений и возобновит рассмотрение заявок в полном объеме.
На данный момент невозможно предсказать, приведет ли текущее развитие событий к миграционным движениям внутри региона или за его пределами. Также невозможно предсказать, какое воздействие изменяющаяся ситуация окажет на возможность возвращения сирийских беженцев на родину», — говорится в официальном ответе германского миграционного ведомства на официальный запрос The Insider.
Алекс Юсупов, руководитель российской программы фонда им. Фридриха Эберта, объяснил The Insider, что решение ведомства может означать для соискателей, что их начнут чаще высылать на родину, если Германия сочтет, что с падением режима угроза для их жизни исчезнет:
«Будет рассматриваться возможность усиленной депортации тех, кому раньше отказали в убежище, [но не выслали], поскольку возвращение этих людей в Сирию под власть Асада могло подвергнуть их опасности. Несмотря на отказ, депортация этих людей в настоящий момент приостановлена. Изменение ситуации может привести к возобновлению депортации, но в рамках существующих правил миграционной политики, а не ужесточения.
Часть людей захотят добровольно вернуться в Сирию, и сейчас идут разговоры о том, что их надо поддержать в этом решении. Об этом говорят политики правого спектра, для которых благоприятен любой шаг по уменьшению количества беженцев, причем как уже признанных, так и находящихся в процессе признания, и отклоненных.
Сейчас чуть менее 50 тысяч таких заявок сирийцев и сириек находятся на рассмотрении. Это люди, которые подали документы и ждут решения. С сегодняшнего дня процесс рассмотрения их кейсов заморожен и не будет разморожен до новой оценки ситуации. Это не связано с ожиданием новых людей. Такая возможность есть, но на данном этапе речь идет о людях, уже находящихся в Германии.
Решение о приостановке приема заявок — это бюрократическое, а не политическое решение. Такое событие, как падение режима Асада, не может не влиять на оценку ситуации в Сирии. Это не какое-то единомоментное решение, а аналитический процесс, где компетентные органы должны построить свое мнение. В случае с Сирией это не так просто, потому что там долгое время не было даже диппредставительства Германии.
Произошло фундаментальное изменение, поэтому решать по старым правилам о том, кто беженец, а кто нет, было бы некорректно. До прояснения сложившейся ситуации пройдет какое-то время — возможно, недели, возможно, месяцы, пока ответственные органы власти Германии не сформируют аналитическое, а затем и легальное мнение по поводу ситуации в Сирии. Соответственно, приостановка рассмотрений означает, что и решение ставится на паузу. И когда появится новый анализ, решение будет приниматься в соответствии с новой ситуацией».
Одновременно с Германией и Австрия приостановила рассмотрение около 7300 заявлений, включая запросы о воссоединении семей. Die Presse сообщал, что австрийский канцлер Карл Нехаммер поручил министру внутренних дел Герхарду Карнеру пересмотреть уже поданные заявления и разработать программу репатриации и депортации сирийцев.
По состоянию на 9 декабря, несмотря на падение режима Асада, на севере Сирии продолжались бои за город Манбидж между поддерживаемыми Турцией группировками и курдскими ополченцами, а также возросла активность остатков «Исламского государства» на востоке страны.