Детская обида, что меня увезли из Москвы, жила во мне много лет. Но и Сочи был не последним городом Советского Союза. Об отдыхе за границей, во времена моего детства, можно было только мечтать, и каждый стремился, хотя бы раз в жизни, побывать в Сочи. Поэтому всевозможные новшества появлялись в нашем городе регулярно. Так, вслед за Москвой, Сочи стал вторым городом Союза, где открыли стереоскопический кинотеатр. И сразу же в кассы кинотеатра «Стерео» начали выстраиваться огромные очереди. Но нам не нужно было стоять в очередях. Нам просто объявили, что в воскресенье мы всем классом едем в «Стерео».
Я не могла дождаться этого обещанного воскресенья! Во-первых, я очень любила поездки всем классом. Мальчишки, во время поездок, вдруг, вспоминали, что у девочек есть имена, а не только фамилии и прозвища, и становилось заметно, что, вообще-то, мы дружный класс. Во-вторых, я уже очень много слышала про таинственное «стерео», и никак не могла представить, как это выглядит на самом деле. На все мои расспросы мама кивала на книжный шкаф, откуда, с толстой стереооткрытки, на меня смотрела переливающаяся японская девушка. Девушка умела подмигивать. Стоило слегка изменить угол зрения, как глаз с огромными ресницами закрывался. Я решила, что девушка не имеет к кино никакого отношения, а мама и сама не знает, что нас ожидает.
И вот мы едем! Доехали до места очень быстро. Старая дорога из Адлера в Сочи была не очень длинной. К тому же, мальчишки всю дорогу гоняли по всему автобусу, не весть откуда залетевшую, бабочку, а мы называли их живодерами и возмущались. Учительнице пришлось даже прикрикнуть на разошедшихся мальчишек.
Возле кинотеатра все притихли. Кинотеатр «Стерео» в Сочи — очень красивое здание с колонами и лепниной. Оно больше напоминает музей, чем кинотеатр.
Билетерша раздала нам всем палороидные стереоочки и мы поспешили в зал.
Зрелище всех потрясло! Мы смотрели «Парад аттракционов». Сюжета у фильма не было, был просто парад-концерт, но какой! Стереоэффекты были невероятно правдоподобными, герои фильма перемещались с экрана прямо в зал, они висли перед глазами, их хотелось потрогать.
Вот Екатерина Максимова с Владимиром Васильевым танцуют адажио из балета Чайковского «Спящая красавица». Васильев подхватывает легенькую Максимову и выбрасывает … в первые ряды зала.
А вот прямо на нас плывет огромная уродливая рыба. Ближе подплыть уже нельзя, но она плывет все ближе и ближе. Я вжимаюсь в кресло. Угловым зрением вижу, как соседка слева непроизвольно отмахивается обеими руками.
Группа жонглеров кидает булавы и тарелки прямо в зал. Эффект усиливается тем, что сбоку экрана появляется тень руки, которая их ловит. А мы чем хуже? Мы вскакиваем с мест и начинаем «ловить» предметы.
Когда же прямо на нас, с экрана, полетели птички и бабочки, нас прорвало окончательно. Мы повскакивали с мест, размахивая руками и задевая затылки впереди сидящих зрителей. Со всех сторон неслось радостное:
— Ой, поймала!
— Ой, поймал!
Так мы «ловили» птичек и бабочек.
Но вдруг на фоне всеобщего и радостного «ой» донеслось испуганное:
— Ой, мамочки! Оёёй!
А потом удивленное:
— Поймала!
Это наши мальчишки, воспользовавшись всеобщей суматохой, одной из девочек засунули в руку бабочку, пойманную в автобусе.
Не хотела бы я оказаться на месте этой испуганной девочки.
В 1991 году Советская система «Стерео-70» получила «Оскар» Американской академии кинематографических искусств и наук в специальной номинации «За технические достижения». Но это никому уже не было нужно. Настали «лихие девяностые», кинотеатр долгое время оставался пустым. А потом, одно из самых значимых зданий города, разделили «по кускам» всевозможные организации, самой востребованной из которых оказалась парикмахерская.
К счастью, я к тому времени уже стала взрослой.
Примечание: сейчас в здании бывшего кинотеатра «Стерео» расположилось Городское собрание.