Алтайский край известен не только широкими полями и красивыми горами, но и целебными источниками, лечебными маслами, чаями и даже грибами — всем тем, что приобрело большую популярность у россиян после пандемии ковида. Сможет ли край стать настоящей здравницей России, в чем преимущество и опасность БАДов и каковы перспективы развития, обсудили участники экспертного совета «Менеджер года» в ИД «Алтапресс».
Мнение о том, что Алтайский край — это неизвестная глубинка Сибири, уже не так актуально, как несколько лет назад. Наоборот, сегодня это один из самых перспективных регионов в сфере санаторно-курортного туризма.
Цифры говорят сами за себя. В 2023 году более 2 млн человек выбрали путешествия по Алтайскому краю, сообщает Александр Барышников, заместитель начальника регионального управления по развитию туризма и курортной деятельности. Большая часть гостей приезжает из близлежащих регионов: Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей, отмечают в управлении. Также отдых на Алтае стал популярен у туристов из центральной части России — Москвы и Санкт-Петербурга.
В этом году ожидают такие же цифры, если не больше, отмечает эксперт. Центром притяжения стала Белокуриха. Александр Барышников сообщает, что более половины всех туристов (около 1 млн человек) приезжают именно на этот курорт.
Не менее популярна оказалась «Бирюзовая Катунь», а также курорт Манжерок, который вздохнул по-новому после масштабного строительства Сбера.
Иван Юдин, руководитель гостиничных проектов компании «Первый», считает, что эти туристические зоны стали так востребованы благодаря своей грамотной инфраструктуре.
«Здесь есть близость к аэропорту, места для прогулок, катания на велосипедах и горных лыжах, парки, реки и пещеры, потрясающе красивая и разнообразная природа. Созданы возможности для круглогодичного оздоровительного отдыха, который становится все больше популярен. Сегодня такими условиями мало кто может похвастаться», — перечисляет эксперт.
Но не только за удобствами в номере приезжают туристы со всей страны. Людей привлекает возможность провести время наедине с природой, а также существенно поправить свое здоровье. В 2024 году спрос на санаторно-курортный отдых вырос на 5–6%, сообщает Олег Акимов, заместитель генерального директора «Курорта Белокуриха».
Особую популярность приобрела превентивная медицина, поскольку после пандемии ковида люди стали стремиться к профилактике заболеваний, подчеркивает эксперт.
Молодая аудитория охотно выбирает антистресс-программы, косметологию, детокс, лечение заболеваний ЖКТ. Туристы старшего поколения нацелены на снижение веса, полный чек-ап, профилактику лечения болезней опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Не теряет актуальность восстановление здоровья спортсменов, напоминает Виктор Заподойников, замдиректора санатория «Россия». Санатории начинают включать в свою инфраструктуру помимо оздоровительных и развлекательных площадок еще и спортивные: тренажерные залы, бассейны, терренкуры, лыжные базы.
Стараются набрать необходимые обороты и барнаульские санатории. Пусть они не так известны, как популярные курорты края, но отличаются богатой историей. В 2024 году санаторий «Барнаульский» отпраздновал свое 83-летие, а санаторий «Обь» — 37 лет.
«Не красна изба углами, а красна пирогами, — оптимистично заявляет Владимир Малыгин, директор санатория «Барнаульский». — С пирогами у нас в санатории все нормально. И в буквальном смысле — в столовой они у нас отменные — и в переносном».
На сегодняшний день в программу санатория «Барнаульский» входят 18 видов высококвалифицированной специализированной помощи, которые охватывают более 30 различных заболеваний. «Мы лечим практически все, чем страдает человек», — отмечает директор.
За лечением в краевой санаторий приезжают пациенты из 50 регионов России — порядка 7 тыс. человек ежегодно. Из них 45% — за собственный счет, 10% — за счет государства по программе диспансеризации и еще 50% — по путевкам от предприятий и учреждений края.
Также в 2024 году значительно преобразился санаторий «Обь». Новый руководитель Татьяна Смышляева рассказывает, что после пандемии ковида «Обь» ей передали в плачевном состоянии: с отсутствием необходимого ремонта, устаревшим оборудованием и большим долгом.
Директор закупила современное диагностическое и лечебное оборудование, занялась благоустройством территории, а также вернула полюбившуюся многим иппотерапию. Возвращение конного клуба особенно обрадовало не только пациентов, но и местных жителей.
«Сегодня мы берем направление на превентивную медицину — профилактику заболеваний и факторов риска. У нас есть некоторые наработки и уже проводятся тестирования, — рассказывает Смышляева. — Также активно развиваем амбулаторное лечение среди местного населения. Мощности нашего санатория позволяют нам принимать большое число пациентов».
В связи с большим потоком людей меняются не только услуги санаториев, но и сами туристы, отмечает Наталья Белоусова, директор туристического агентства «Охота».
«Они стремятся не только разместиться в красивом месте и в удобном номере, но и организовать свою программу погружения в то место, куда приезжают, — рассказывает эксперт. — Большой спрос пошел на индивидуальные услуги, будь то трансфер до места или персональная программа отдыха, комфортная для человека. Турист хочет сам выбирать, как ему отдыхать, и построить свой день так, как ему хочется, а не как ему предлагают».
В связи с новыми потребностями вырос спрос на отели высокого класса в Алтайском крае. Иван Юдин отмечает рост загрузки отелей на 15–20%.
Однако Олег Акимов высказал опасения, что при таком массивном потоке людей может произойти «отуризмивание» санаториев, когда досуг ставится выше сохранения здоровья.
Александр Барышников подчеркнул, что потенциал региона замечает и государство, всячески поддерживая местный туризм.
«В прошлом году состоялся первый конкурсный отбор на получение мер поддержки по созданию модульных некапитальных объектов размещения. Наш регион получил одну из крупнейших субсидий на эти цели. В этом году будет создано более 1000 новых мест в номерном фонде наших санаторно-курортных учреждений», — рассказывает эксперт.
Также регион получил субсидии на развитие инфраструктуры пляжей. Впервые за долгое время удалось помочь не только популярным местам предгорья, но и степным курортам —Яровое, Кучукское, Малиновое и Колыванское озера и другие.
В 2024 году началось развитие инклюзивного туризма. Первый проект направлен на переоборудование номерного фонда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, он реализуется в Белокурихе. А второй — развитие национального туристского маршрута, доступного для каждого.
В дальнейших планах управления по туризму — развитие сферы кемпингов.
Между тем Сергей Бергер, директор туристического агентства «Мир камня», заметил, что некоторые проблемы так и остались нерешенными. В частности, эксперт заметил, что по-прежнему не могут получить должного развития малые туристические районы Алтайского края:
«Краснощековский район — прекрасное место, которое богато природными источниками. Но туристам там просто негде разместиться. Или возьмем Змеиногорский район. Казалось бы, хорошие гостиницы есть, но, чтобы в них заселиться, приходится договариваться за месяц. Я уверен, что необходимо на всех объектах туризма разного уровня провести ревизию и создать определенный перечень, куда будут занесены природные и культурные объекты».
Эксперты уверены, что для дальнейшего развития Алтайского края в сфере туризма необходимо комплексное развитие территории. В том числе нужно стремиться к объединению популярных курортов в единую систему.
«Долгое время мы реализовывали курортные площадки, Белокуриху и «Бирюзовую Катунь», по отдельности, — рассказывает Александр Барышников. — Сейчас же мы пришли к осознанному решению, что нужно формировать новый общий продукт, который бы включал в себя и уже известные курорты, и перспективные территории. В идеале, человек за короткое время сможет провести отдых активно, при этом отдохнуть с комфортом, попробовать алтайскую локальную кухню, посетить исторические места и просветиться духовно. В общем, ощутить весь спектр возможностей, который предоставляет регион».
Иван Юдин предлагает создать условное «Золотое кольцо Алтая», которое включало бы Белокуриху, «Бирюзовую Катунь», развитие дорог, создание мастер-планов территорий и многое другое. «Уверен, что при централизованной работе это возможно. Общий турпоток по России на сегодняшний день составляет 153 млн человек, на Алтай приезжают порядка 3 млн. Перспективы роста турпотока колоссальные!» — считает эксперт.
Также эксперты уверены — необходимо организовать слаженное взаимодействие Алтайского края и Республики Алтай. «Это два региона, которые эксплуатируют общий бренд «Алтай» и пытаются перетянуть лямку на себя. Замечено, что многие туристы, приезжая в Барнаул, сразу начинают искать горы, не зная, что до них еще 300 верст», — отмечает Виталий Яговец, менеджер туристического агентства «ГанеманТревел».
Популярнее и доступнее санаторно-курортного отдыха на Алтае оказались только БАДы. По своей востребованности они уступают лекарственным средствам, отмечает Сергей Корепанов, собственник фармацевтического завода «Гален» и фитоцентра «Алфит».
«Интерес, безусловно, растет. Если в 1991 году о БАДах мало кто слышал, а в аптеках они практически не встречались, то сегодня полки заполнены добавками от пола до потолка. Пожалуй, только ленивый не фасует модную травку по красивым упаковкам», — вспоминает эксперт.
В Алтайском крае рынок БАДов активно развивается на протяжении 10 лет. Еще до пандемии коронавируса россияне приезжали на Алтай, чтобы прикупить знаменитые целебные настойки и травяные сборы. Сегодня регион занимает второе место по объемам производства БАДов в России, сообщает заместитель начальника управления по пищевой и перерабатывающей промышленности Ирина Попова.
Эксперт отмечает, что растут как объемы производства, так и количество компаний, выпускающих БАДы. Производством в крае занимаются 52 организации. Это больше, чем в два раза, по сравнению с показателем 2007 года, свидетельствуют данные Роспотребнадзора.
С каждым годом биологически активные добавки проникают во все новые сферы производства. Например, сегодня их широко применяют в сферах возрастной медицины и косметологии. В 2020 году косметическая компания «МейТан» помимо основных товаров для красоты стала выпускать продукты для здоровья.
Подключилось и известное фармацевтическое предприятие «Алтайвитамины». Около 30% производства выделено под биологически активные добавки.
Согласно наблюдениям экспертов, наибольший спрос — на БАДы для общего укрепления организма. Они занимают порядка 30% от общего российского производства. На втором месте идут средства для пищеварения — около 28%.
Форм биологически активных добавок сегодня огромное множество. Только за первые шесть месяцев 2024 года на российский рынок выведены 150 новых алтайских наименований биологически активных добавок. Это твердые таблетки, желейные капсулы, сиропы, настойки, растворы и даже конфеты. В том числе становится востребована новая, хелатная форма — соединение минерала и аминокислоты. Она доставляет необходимые витамины и минералы сразу в клетки, не вызывая негативную реакцию организма.
Не теряют актуальности целебные травы, чаи, бальзамы и настойки.
«Лекарства лечат, а травы регулируют состояние организма человека, — рассказывает Сергей Корепанов. — Природные соединения вплетаются в те системы, где их недостает. Мой любимый пример: начал лечить голову — пятке стало лучше, а пятку лечишь — голова выздоровела».
В списке лидеров пищевых добавок по-прежнему остается мед. Он востребован по той причине, что для многих это более полезный заменитель сахара, отмечает Сергей Терентьев, гендиректор компании «Мед Алтая».
Появился на алтайском рынке БАДов и новый продукт — грибы. Их производством занимается молодая компания «Грибной бог».
«Первая же мысль, которая возникает у многих людей, узнавших о нашей компании, — не заготавливаем ли мы мухоморы и другие сомнительные грибы? — рассказывает собственник компании Владимир Гончаров. — Но на самом деле это лишь стереотип. Мы занимаемся заготовкой и продажей дикорастущих грибов, чьи свойства хорошо изучены, и они благоприятно влияют на здоровье. В их числе — ежовик гребенчатый. Впервые мы узнали о нем из восточной медицины, где его используют как натуральный антисептик и иммуностимулятор».
Однако такой ажиотаж вокруг БАДов вызвал серьезные опасения врачей. Ведь вполне может случиться, что люди предпочтут и вовсе отказаться от проверенных лекарств в пользу «модной травки».
«Необходимо четко разграничивать эти два направления медицины, — уверен Виталий Царев, руководитель отдела научных разработок компании «МейТан». — Например, наша компания ни в коем случае не собирается конкурировать с фармакологией. Мы понимаем, что есть острые состояния, когда лекарства необходимы человеку. А есть профилактика возможных заболеваний, которую как раз могут обеспечить полезные пищевые добавки, так как они компенсируют нехватку витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые не синтезируются в организме или присутствуют в недостаточном количестве».
Врачи опасаются рекомендовать биологически активные добавки своим пациентам, ведь в их составах может быть использовано нестандартизированное сырье или несовместимые друг с другом вещества.
«Между тем мы выяснили на своем опыте, что специалисты готовы сотрудничать с производителями, если будут уверены в качестве и эффективности продукта, — объясняет Царев. — Обеспечить это может применение стандартизированного сырья и проведение доклинических исследований. Пожалуй, это первый шаг, к которому должны прийти все производители БАДов».
Возрастающая популярность алтайских продуктов и постоянный рост продаж не могут не радовать местных производителей. Однако у этой медали есть и обратная сторона, отмечает Ирина Попова. Сегодня на российском рынке сложилась очень жесткая конкуренция по этому виду товаров. Осложняют ситуацию проблемы с поставками, санкции и регулятивная политика, которая вводит все более ужесточающиеся меры.
Общий рост продаж БАДов и развитие альтернативных каналов их сбыта привлекли особое внимание регуляторов. Связано это, в первую очередь, с появлением большого числа нечестных производителей, которые используют некачественное сырье. «Если я сейчас возьму все БАДы, выпускаемые в России, то 90% окажутся от неизвестных компаний с непонятными названиями», — приводит пример Павел Попович, менеджер «Алтайвитаминов».
Для борьбы с «шарлатанами» в 2023 году была введена обязательная маркировка пищевых добавок. Это создало некоторые трудности для производителей, но в то же время положительно сказалось на покупателях. Они стали гораздо больше доверять БАДам, если видели отметку «Честный знак».