Сериал "Доктор Хаус" вышел на экраны 16 ноября 2004 года и очень скоро саркастичный герой с жестоким взглядом на мир и принципиальным отношением к пациентам стал причиной эпидемии вселенского обожания, которого не испытывали самые эмпатичные персонажи. Те, кто придумал историю о Хаусе, создали даже больше, чем успешный проект. Появился принципиально новый герой - Грегори Хаус, ставший символом смены эпох, "хромоногой совестью" сразу нескольких поколений людей обоих полушарий. В том числе головного мозга.
"Я был адвокатом и должен сказать, что практиковал бы до сих пор, не имей я дела с клиентами. В жизни мы часто должны бороться с идиотизмом, и, конечно, никто никогда сам не признает, что он идиот. Но довольно часто так оно и есть" - говорил Дэвид Шор, из-под пера которого и вышел «Доктор Хаус».
В 2003 году продюсер Пол Аттанасио предложил драматургу придумать что-то вроде симбиоза "Закона и порядка" и "CSI: место преступления", но только про врачей. Большинство современных криминальных драм сосредотачивается на загадке, но Шор вместе со сценаристом Лоуренсом Каплоу посчитал, что будет интересным всё смешать: сделать неприветливого главного героя центром истории, а медицинскую тайну отодвинуть на второй план.
Так получился сериал «Доктор Хаус» — многосерийная лента о циничном, но гениальном враче-диагносте, который обладает феноменальными познаниями в медицине и любит докапываться до сути в самых сложных случаях, в которых любой другой врач уже записал бы пациента в безнадёжные.
У Грегори Хауса огромное количество недостатков: он груб, эгоистичен, высокомерен и любит нарушать правила. Коллег и больных он раздражает своими саркастическими замечаниями ("Плохая карма - это не диагноз" вошла в золотой фонд киноцитат).
Впрочем, большинство людей вокруг привыкли закрывать глаза на его отрицательные качества, так как талант этого человека с лихвой перекрывает бунтарство. Хаус не отличается проникновенностью в общении с больными и с удовольствием избегает их, если только есть возможность. Он сам всё время проводит в борьбе с собственной болью, а трость в его руке только подчёркивает его жёсткую ядовитую манеру общения. Мы живём в мире, где каждый боится того, что кто-то увидит его настоящим, таким, какой он есть на самом деле. Помните: все лгут? Хаус был из тех, кто видел людей насквозь и прекрасно понимал, что каждый представляет собой и чего он действительно стоит.
Шерлок Холмс от медицины Можно сказать, авторы "Доктора Хауса" создали абсолютно новый жанр фильмов - медицинский детектив, в котором место улик заняли симптомы, а главным преступником стала болезнь. Хаус — это, конечно же, одна из вариаций Шерлока Холмса. При всей гениальности персонажа сериал интересно смотреть не из-за того, что главный герой лечит пациентов, а из-за того, как он это делает.
Успех сериала «Доктор Хаус» в том числе связан с актёром, которого выбрали на роль мизантропа. Внешность и харизма Хью Лори располагают к себе, а всяческие чудачества идут не только персонажу, но, кажется, и ему самому.
Болезни сценаристы выбирали нетривиальные, но, по словам самого же Хауса в первой серии шоу, иногда не надо быть гением, чтобы догадаться, что случай непростой: когда молодая девушка теряет сознание на ровном месте, это вряд ли связано с простудой.
Кстати, о поиске симптомов в интернете. Признайтесь, вы тоже так делали. «Доктор Хаус» наглядно демонстрирует, что даже обычные и с первого взгляда кажущиеся простыми симптомы могут в итоге означать совсем не то, что написано по первой ссылке.
Нельзя отрицать тот факт, что этот медицинский сериал повлиял на умы людей особенным образом. Многие зрители пересмотрели своё отношение к врачам и стали больше доверять персоналу больниц. В шоу также отлично продемонстрировано, что личная привязанность врача к пациенту — это совсем не обязательно. Людям, которые требуют «особых условий» вместо непосредственного лечения, эту многосерийную ленту нужно прописывать как лекарство.
«Доктор Хаус» показывает, что лечение не всегда связано с активными процедурами и может быть весьма пассивным с точки зрения пациента. Встречаться с врачом, например, действительно не обязательно. Это помогает психологически, но мало кого волнует моральное состояние больного, если его организм разваливается на куски.
В сериале множество раз поднимаются и всевозможные психологические проблемы разных возрастных групп. Среди пациентов Хауса есть и подростки, которых одолевают гормоны, и пожилые люди, которые не готовы принять тот факт, что жизнь приблизилась к финалу, и люди средних лет, столкнувшиеся со смертельной болезнью. Учителя, художники, спортсмены — Хаус лечит всех, а предыстория героя в больничной палате — лишь интересный для зрителя фон, который позволяет прикипеть к сериалу душой за счёт ассоциаций с реальностью. Похожие истории случаются с нашими товарищами, родными и просто с известными личностями, а во многих больницах есть свои доктора Хаусы. Наверняка менее циничные, но тоже профессионалы своего дела.
У Шерлока Холмса от медицины есть небольшая команда, которая помогает ему лечить пациентов. Онколог Джеймс Уилсон - это, конечно, Ватсон. Доктор Форман — типичный мальчик из гетто, который выбился в люди, но при этом воспитание позволяет ему иногда закрывать глаза на закон и поступать «по законам улицы». Доктор Кэмерон — раненная в сердце девочка, готовая всем дарить любовь и ласку, которой недостаёт ей самой. И доктор Чейз — вроде «папенькин сынок», но внимательный зритель понимает, что это буквально взращиваемый наследник самого Хауса. С четвёртого сезона команда меняется, но особого влияния на глобальный сюжет это не оказывает. Ведь каждый второстепенный персонаж — лишь деталь полотна, на которой изображён Грегори Хаус.
Удивительно, но «Доктора Хауса» до сих пор не «отменили»: количество шуток о чернокожих, евреях и женщинах в нём зашкаливает. Например, Грегори на протяжении всей ленты язвит в сторону чернокожего доктора Эрика Формана, который постоянно рассказывает боссу об угнетении чернокожего населения, а циник подливает масла в огонь.
Мало того что Хаус — расист, он ещё и сексист. Некоторые его цитаты, брошенные как бы вскользь и якобы не влияющие на повествование, полностью противоречат актуальной повестке. Как вам «Её губы говорят “нет”, её туфли говорят “да”? Вроде бы все понимают, что конкретно имел в виду Грегори Хаус, но в наше время такая фраза — повод записать его в насильники и повесить на доску позора.
Как и в любом медицинском сериале, в "Докторе Хаусе" можно заметить неправильные записи на рецептурных бланках, рентгеновские снимки, висящие вверх ногами, и прочие неточности. Вначале дотошная Лиза Сандерс, медицинский консультант шоу, постоянно их вылавливала. Например, настоящая битва развернулась по поводу "вагинозиса во рту". Сценаристы выдумали термин, чтобы намекнуть на сексуальный контакт между двумя персонажами. Сандерс же стояла на своём: то, что называется вагинозисом, должно быть не во рту, а совсем в другом месте. В конце концов сценарист и режиссёр сумели её убедить, что в погоне за достоверностью можно упустить пикантный юморок. А он одна из завлекалок "Доктора Хауса". Шутки в сериале часто неполиткорректные, ещё чаще - злые, но никогда - тупые.
Возможно, поэтому даже спустя 20 лет фанаты обожают пересматривать сериал, который стал настоящим явлением в кинематографе.