Бойтесь так называемых «вечных веществ» (ПФАС) и микропластика. Действуя вместе, они оказывают более токсичное действие, чем по одиночке. Это доказали ученые Бирмингемского университета.
Свое исследование авторы опубликовали в журнале Environmental Pollution («Загрязнение окружающей среды»).
Пришельцы из прошлого против наших современников
Когда знакомишься со статьей, становится тревожно, несмотря на то, что предметом исследования был не человек, а мельчайшие рачки дафнии (Daphnia magna), обитающие практически во всех пресноводных водоемах. Они хорошо известны аквариумистам. Кто-то разводит их на корм рыбкам, а кто-то продолжает сам ловить сачком в ближайшем пруду или озере.
Во-первых, эксперимент оценивал дафний как бы в природных условиях. Они плавали в воде, содержащей ПФАС и микропластик примерно в таких же концентрациях, как и в природных водоемах.
Вторая особенность исследования — ученые использовали две группы дафний. Одни современные, их предки уже жили в водоемах с такой «химией» и подвергались ее воздействию. Другие были «доисторическими» — родом из 1900 годов. Значит, родители этих дафний не могли нигде столкнуться ни с ПФАС, ни с пластиком, ведь их создали значительно позже.
Такой уникальный подход стал возможен благодаря тому, что яйца дафний могут впадать в анабиоз (спячку) и их можно оживить спустя много-много лет.
Коктейль из «химии» опаснее его отдельных компонентов
Так вот, «пришельцы из прошлого» лучше переживали контакт с ПФАС и микропластиком, чем современные дафнии. И тут нам трудно избавиться от мысли, что наши предки, рожденные в первой половине ХХ века («химия» стала широко использоваться только во второй половине столетия), были не чета нам— их организм, скорее всего, был реально здоровее, так как не подвергался атаке будущих токсикантов, а их гены не несли последствий от пагубного контакта с ними.
Но от ПФАС и микропластика страдали обе группы дафний. При раздельном воздействии «химии» развивалась задержка полового созревания и роста. А при совместном рачки начинали абортировать свои яйца и производить меньше потомства (причем у рожденных в 1900-м году эти явления были менее выражены). И опять нельзя избежать ассоциаций с сегодняшними проблемами человечества — частым бесплодием и низкой рождаемостью.
Как бы подтверждая наши опасения, ведущий исследователь профессор Луиза Орсини говорит: «Наша работа прокладывает путь для будущих исследований того, как ПФАС влияют на функцию генов, предоставляя важные сведения об их долгосрочном биологическом воздействии. Эти результаты будут актуальны не только для водных видов, но и для людей».
И действительно, негативное влияние ПФАС и некоторых компонентов пластиков на половую систему хорошо известно. И эти исследования можно легко экстраполировать на нас. Кроме того, они вызывают онкологию, аутоиммунные болезни, заболевания щитовидной железы и печени, бесплодие, дисфункцию почек, гипертонию и т. д.
Важнейшая находка заключается в том, что ПФАС и микропластик как бы помогали друг другу творить свое черное дело. Их совместный вред дафниям был на 41% больше, чем если бы их негативное влияние просто суммировали.
Как избавиться от ПФАС и микропластика?
Такой вопрос кажется очевидным. Но хорошего ответа на него нет.
Казалось бы, можно отказаться от использования товаров с этими веществами в личной жизни. Объективно это возможно, но есть два «но».
Во-первых, это очень трудно, и мало кто на такое способен. С пластиком вроде все просто, но попробуйте покупать товары, не упакованные в него. Это чрезвычайно трудная задача.
С ПФАС еще сложнее. Для начала нужно отказаться от антипригарной посуды. Тефлон и прочие покрытия — это и есть ПФАС. Готовы ли женщины ворочать тяжелые чугунные сковороды, как их прабабушки?
Плюс почти все водоотталкивающие или непачкающиеся товары, пищевая упаковка, бумажная посуда, косметика, одежда, обувь, ковры, лакокрасочные материалы и т.д., и т.п. тоже содержат ПФАС. И, покупая их, мы даже не догадываемся об этом, так как нас не информируют об этом. Огромное количество деталей в самых разных двигателях покрыты ПФАС, пеногасящие смеси — тоже. То есть прожить без использования чего-нибудь без ПФАС практически невозможно, можно лишь частично сократить его количество в личном пользовании.
Но есть еще одно «но». ПФАС практически не исчезают, и только накапливаются в природе (поэтому их и называют «вечными веществами» или «вечными химикатами» — прим. ред.). Природа попросту не предусмотрела механизмов для его уничтожения. ПФАС не сгорают даже на мусоросжигающих заводах. И с каждым днем в окружающей среде их накапливается все больше и больше. Концентрируясь в почве и водоемах, они попадают в нашу воду и питание.
Есть попытки запретить или хотя бы существенно ограничить производство ПФАС и товаров с ними. Но сделать это очень сложно. Более 4000 соединений ПФАС используются во всех сферах промышленности. И их использование только растет.