Почему дефицит медиков — не самая главная проблема российских больниц
Хотя, уточнил он, медучреждения РФ обеспечены врачами «примерно как в Турции» и выше, чем «во многих других странах, кроме Запада».
«Дефицит кадров — проблема не только российская, эта проблема есть вообще в любой стране», — сказал чиновник на заседании экспертного совета при вице-спикере Госдумы Владиславе Даванкове по вопросам развития здравоохранения.
Тема кадровой политики в здравоохранении РФ «звенит уже много-много лет», отметил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.
«Мы десять лет назад говорили о ней и пятнадцать лет назад говорили. Что-то всё не меняется. Почему не меняется?.. Видимо, надо навалиться вместе, всем нам», — добавил парламентарий.
Как и на что надо навалиться, разбирался ForPost.
Читайте также: В здравоохранении Севастополя обнаружилось самое слабое звено
Кадровые потери
В государственной и муниципальной системах здравоохранения РФ уменьшилось количество врачей и сотрудников с высшим медицинским образованием, среднего и медицинского персонала на более чем 97 тысяч человек за почти пять лет, по данным Росстата.
В первой половине 2023 года их было 2 070 380 человек, а по итогам 2018 года — 2 167 617.
Наибольшая «утечка», безостановочная — среднего и младшего медперсонала.
Если на конец 2018-го их работало 1 320 541 и 286 904 человека соответственно, то к июлю 2023-го потери составили 80 898 и 23 137 сотрудников.
С врачами и работниками, имеющими медицинскую «вышку», возникла другая ситуация.
По итогам 2018 года их было 560 172 человека; в разгар пандемии коронавируса, в конце 2021 года, — уже 573 515; в первой половине 2023 года — 566 970 человек.
Уменьшение их числа было предсказуемо из-за отмены ковидных выплат и отказа властей от новой отраслевой системы оплаты труда, пояснил сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновалов.
По его словам, для них, привыкших к «неплохим зарплатам» в тот период, было болезненно возвращаться к прежним условиям.
В итоге: одни — уволились, другие — стали пенсионерами, третьи — ушли в другие сферы деятельности, написал «Медицинский вестник».
Читайте по теме: Россиян хотят страховать от врачебных ошибок
Не отпугнуть молодёжь
Для устранения дефицита кадров в здравоохранении России нужны системные меры, среди которых — подготовка и сохранение специалистов, чтобы они «не мигрировали куда-то», отметил глава комитета Госдумы Бадма Башанкаев.
Он напомнил, что ранее был принят федеральный закон о наделении врачей-стажёров — после первого года обучения в ординатуре — правом оказания медицинской помощи под кураторством их наставников.
«Так или иначе мы возвращаемся к тому, что когда-то было в Советском Союзе, наставничество всегда было. Это хорошая штука, её надо пестовать. Я сам люблю толковых студентов пестовать, если получается. У нас море ординаторов, многие из них — звёздочки, которые готовы работать», — сказал парламентарий.
В Госдуме есть «очень интересная концепция», которую поддержало правительство РФ, — направлять врачей-стажёров на производственную практику в первичное звено здравоохранения, добавил Башанкаев.
«Там они сядут, будут навыки свои совершенствовать, и мы получим опытных врачей, которые наконец-то поняли, для чего они работают. Потому что иногда, когда в институте учишься, не знаешь, для чего ты эти знания получаешь. А тут — вот, пожалуйста, боевая практика», — считает он.
Нужно также навести порядок в количестве специалистов, подготавливаемых медицинскими вузами разной подведомственности.
«Минздрав свои вузы и распределение ординаторов сдерживает, потому что есть госзаказ, есть понимание: сюда надо пять дерматологов, а туда — сто врачей общей практики. А минобровские медицинские вузы этого не соблюдают, они могут на коммерческой основе неожиданно обучить 200 дерматологов, которые нам не нужны. Нам нужны 200 терапевтов, 200 хирургов. А 200 дерматологов сразу в этом регионе не нужны. Минздрав знает потребности, а Минобр — он молодец, это же коммерческие ординаторы, — не слышит, для чего ребят мы готовим. Ребята выходят в никуда, уходят в частные клиники — дай Бог, если повезёт», — пояснил Башанкаев.
Кроме того, необходимо разобраться с «самой больной темой» — студентами медвузов, которые по целевому направлению субъектов РФ учатся за счёт региональных бюджетов.
«Не все «целевики» возвращаются в регионы, а хуже всего — не все они выходят работать, многие «продают» свои долги перед субъектами РФ. Знаете, о чём я говорю: «целевик» выплачивает долг государству — и исчезает в никуда. Мы на него надеялись, мы знали, что этот ребёнок будет у нас, вернётся в поликлинику, вернётся в сельскую местность. А он говорит: «Спасибо, но мне нравится в Москве/в Иркутске. До свидания! Я долг выплачу — и всё». Коллеги, так не пойдёт. Надо штрафы делать и кратно увеличивать регулирующие санкции. Мы их учим, мы их планируем, а потом Минздрав получает ноль», — подытожил председатель комитета Госдумы по охране здоровья.
Властям нужно действовать так, чтобы не отпугнуть молодёжь даже от поступления в медицинские вузы, сказал в свою очередь первый замглавы Минздрава Виктор Фисенко.
При этом, отметил он, придётся принимать новые меры поддержки кадров, так как эффект старых уже заканчивается.
«Да, они все будут продолжаться — те же программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», трансформироваться и так далее. Тем не менее, максимального эффекта, как в первые годы [их действия], они, конечно, уже приносить не будут», — полагает Фисенко.
Читайте ещё: Почему врачи всё хуже, а доверяем мы им всё больше?
Главное — не количество
В государственном и частном здравоохранении РФ было более 737 тысяч врачей всех специальностей — 504 на 100 тысяч населения. Больше всего терапевтов — свыше 181 тысячи.
Об этом рассказал директор медицинского факультета Университета «Синергия» Нгуен Янь со ссылкой на официальное издание «Здравоохранение в России» 2021 года.
В Германии численность врачей была на уровне 439, в Евросоюзе — 390, в США — 390 на 100 тысяч населения, уточнил он.
Есть тесная связь между количеством медработников и уровнем социально-экономического развития страны, отметил собеседник ForPost. Помогают решить проблему кадров ряд стратегий и политических подходов, и они должны быть адаптированы под конкретную ситуацию в каждой стране, добавил Нгуен Янь.
«Когда имеется дефицит врачей, способных обеспечить медобслуживание населения, это неминуемо ведёт к нескольким негативным последствиям в системе здравоохранения. В том числе к снижению качества предоставляемой помощи, временным ограничениям взаимодействия между врачами и пациентами, увеличению нагрузки на медицинский персонал, измотанности и напряжённости медицинских специалистов, продолжительности ожидания перед получением консультации, повышению цены на медицинские консультации», — сказал наш собеседник.
Однако, обратил он внимание, важно не только количество врачей, но и другие факторы, влияющие на решение четырёх основных задач:
эффективности распределения финансовых ресурсов,
максимальной пользы для здоровья пациента,
высокого качества сервиса,
снижения выгорания медицинских сотрудников.
По словам нашего собеседника, количество врачей влияет на доступность здравоохранения, но его качество и высокие показатели зависят и от ухода за пациентом, административной эффективности, наличия и распределения капитала:
«Уровень подготовки и квалификация, наличие инфраструктуры, доступность высоких технологий, административное управление могут быть более значимыми, чем плотность и количество врачей».
В четвёрку наиболее успешных систем здравоохранения входят Сингапур, Япония, Южная Корея и Тайвань, где численность врачей гораздо ниже, чем в России, уточнил Нгуен Янь со ссылкой на сведения страховой компании International Citizens Insurance.
По её данным, по количеству врачей РФ занимает высокие позиции, однако по оценке системы здравоохранения — далеко позади многих стран, добавил он.
«Для решения проблемы нехватки персонала требуются улучшения условий труда, повышение имиджа профессии, социально ориентированная политика, открытие учебных программ высокой квалификации, обмен международным опытом. А для того, чтобы улучшить систему здравоохранения, требуется вовлечение [в этот процесс] многих министерств», — заключил директор медицинского факультета Университета «Синергия».
Читайте также: Как шокирующее видео с санитаркой вскрыло неудобную правду о больницах
Алексей Лохвицкий