Глубинный яд. Ученый из Турции пригрозил катастрофой Чёрного моря
Турецкий геолог, профессор Осман Бекташ предупредил о грядущей опасности всех, кто проживает на черноморском побережье. Виноваты, по его словам, глобальные изменения климата.
Средний слой истончается
Недостаточное количество осадков и рост температур выше средних значений привели к тому, что жизнь в глубинах этого моря обеднела. Сократилось количество рыбы, снизилось разнообразие биологических видов. Но главное даже не это.
Чёрное море — практически замкнутый бассейн, с Мировым океаном оно соединено через узкий пролив Босфор. Впадающие в него реки — Днепр, Днестр, Дунай — за миллионы лет нанесли ил, который оседал на дне и давал в результате химических реакций сероводород. Избыток этого дурно пахнущего тухлыми яйцами газа в глубине — самая известная и необычная особенность Чёрного моря. Он долго там накапливался, а поскольку его раствор тяжелее воды, сероводород сосредотачивался в наиболее глубоких местах.
По сути, в Чёрном море только верхние 100 метров — это чистая вода. В ней и обитает вся его живность. А всё, что глубже, — это ядовитый сероводород, в котором нет ни растений, ни животных. Там можно обнаружить лишь определённые виды бактерий. Об этом и напомнил турецкий учёный Осман Бекташ.
«Чёрное море имеет уникальную структуру, — рассказал он болгарскому информационному ресурсу bTV. — Оно состоит из трёх слоёв: верхний представляет собой среду толщиной до 50 метров, где много кислорода и обитают морские жители. Под ним находится холодный промежуточный слой (температура около 8 °C). А на дне преобладают ядовитые газы, там никто не живёт».
По словам учёного, средний слой играет важную роль в постоянном охлаждении верхнего слоя, действуя словно кондиционер. Но вот беда — он начал истончаться из-за потепления климата и уменьшения стока холодных речных вод в морской бассейн. Процесс разрушения структуры Чёрного моря и его дальнейшей гибели, убеждён исследователь, уже невозможно предотвратить или обратить вспять.
«В будущем нижний слой смешается с верхним, и ядовитые газы начнут представлять угрозу для людей, проживающих вблизи моря», — заявил турецкий учёный.
Эффект Содома и Гоморры
Об этой угрозе известно давно, и aif.ru писал о ней не раз. Ещё семь лет назад профессор кафедры управления природопользованием и охраной окружающей среды РАНХиГС Анатолий Шевчук рассказывал, что граница «мёртвой зоны» Чёрного моря постоянно поднимается, приближаясь к поверхности.
«С середины ХХ века она поднялась с 400-метровой глубины до 50, а местами — до 30 метров. По множеству признаков Чёрное море близко к предсмертному состоянию, — предупреждал учёный. — А сероводород уже через несколько лет может привести к глобальной катастрофе, из-за чего, по самым оптимистичным прогнозам, придётся переселять миллионы людей, живущих на побережье.
Рассматривается и худший вариант развития событий: при достижении критической массы от банального замыкания электропроводки, удара молнии или землетрясения сероводород может взорваться».
Тут уместно вспомнить о землетрясениях на Крымском полуострове, произошедших в 1927 году. Тогда в 30 километрах к западу от Севастополя в море были замечены огневые столбы и завесы. Согласно научной гипотезе, это горел как раз сероводород, выброшенный из глубин. А ведь тогда он ещё не был так близок к поверхности, как сейчас, — его выбросы носили локальный характер.
Главный научный сотрудник Института океанологии РАН, доктор геолого-минералогических наук Александр Городницкий обращает внимание, что угроза исходит не только от сероводорода, хотя и этот газ при высокой концентрации способен вызывать паралич дыхательных путей:
«На дне Чёрного моря есть ещё газогидраты — спрессованные под высоким давлением скопления метана и других горючих газов. Время от времени они вырываются на поверхность. Это сейсмически активный регион, там бывают землетрясения, которые провоцируют эти выбросы. Кроме того, метан выбрасывается по трещинам в земной коре, и если он вспыхивает, то возникает эффект, будто горит само море, что происходило во время Ялтинского землетрясения 1927 года, описанного в "12 стульях" Ильфа и Петрова. Похожий эффект, возможно, наблюдался и при гибели библейских городов Содома и Гоморры».
Как можно спасти море?
Вообще, у учёных нет полного понимания того, что сейчас происходит в черноморском бассейне. Ясно лишь, что вероятность природной катастрофы существует — она отлична от нуля. А значит, нужно думать о способах предотвратить её.
Ещё в 1960-е годы советские инженеры предложили технологию, как можно нейтрализовать сероводород Чёрного моря, а заодно найти ему применение в народном хозяйстве. Они собирались построить на побережье производственный комплекс: морская вода постоянно откачивалась бы с глубины и пропускалась через специальную установку. В ней происходило бы отделение сероводорода и его разложение на серу и водород.
Пока идею доводили до ума и согласовывали, грянула перестройка. Она и помешала реализовать задумку советских учёных. Но почему бы не вспомнить о ней в наши дни? Водород — это экологически чистое топливо, и сейчас на энергетику с использованием этого газа делается определённая ставка, в том числе в России. Кроме того, он может использоваться в металлургии, где также уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
Что касается серы, она находит применение в строительстве автомобильных дорог, снижая расходы битума, повышая качество покрытия, термостойкость и срок службы дорожного полотна. В некоторых российских НИИ уже есть разработки по производству серобетона и асфальтобетона.
Не менее важно, что при переработке сероводорода можно получать электроэнергию и направлять её в населённые пункты Краснодарского края и Республики Крым. Мощности нескольких комплексов хватит, чтобы обеспечить электричеством целый регион.
Существуют и другие проекты. Например, не извлекать сероводород с глубины, а проводить все манипуляции с ним под водой, погрузив туда автономный энергетический комплекс. Работая непосредственно в сероводородном слое, эта установка будет выдавать на побережье либо водород, либо полученную электроэнергию.