Самовольное строительство на побережье Севастополя не остановить?
О том, что в водоохранной и обвалоопасной зоне на Северной стороне начались работы с применением тяжелой техники, стало известно в конце марта. Как выяснил ForPost, ведутся они на участках, находящихся в частной собственности, но предназначенных под изъятие. Никаких разрешений на проведение работ собственник не получал.
После того, как представители всех заинтересованных ведомств поочередно выразили свою обеспокоенность, а и. о. замгубернатора Евгений Горлов заверил FоrPost, что «строить там все равно не дадут», логично было ожидать, что работы прекратятся. Однако в конце прошлой недели выяснилось, что они и не думали останавливаться. К тому же ведутся почти стахановскими темпами – сейчас прямо на берегу, в водоохранной зоне, заливают бетон.
«Рациональное» (это ирония – ред.) объяснение этой фантасмагорической истории содержится в ответе Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (документ есть в распоряжении редакции) на запрос нашего читателя Максима Штаненкова. Такое же письмо, кроме него, получили прокурор Севастополя Максим Жук и директор департамента экологии и природных ресурсов Юлия Гаврилова (департамент также направлял запрос по поводу строительства).
Начало документа выглядит обнадеживающе. В нем говорится, что специалисты Управления провели «осмотр территории, расположенной в водоохранной зоне Черного моря (прибрежной защитной полосе) по ул. Бельбекская» и установили, что «в нарушение ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, п.п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, осуществляются работы по планировке территории, а также укладка дорожного полотна, вследствие чего допускается размещение легкоразмываемых грунтов в прибрежной защитной полосе Черного моря, перекрытия почвенного покрова линейным объектом, а также снятие и уничтожение плодородного слоя почвы, на вышеуказанной территории» (орфография и пунктуация письма сохранены – ред.).
Казалось бы, что еще нужно, чтобы остановить незаконные и опасные работы? Но дальше оказывается, что все не так просто: в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, сообщает Черноморо-Азовское морское управление, дело против нарушителя «может быть возбуждено только после проведения контрольного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного действия в рамках постоянного государственного контроля, постоянного рейда и оформления их результатов».
А на проведение контрольных мероприятий Правительство РФ в марте ввело ограничения (постановление № 336 от 10.03.2022 года).
«Проведение внеплановых проверочных мероприятий возможно при условии их согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе либо фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. В направленных материалах (в обращении) отсутствуют сведения, подтверждающие причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем оснований для подготовки необходимых документов в органы прокуратуры на согласования проведения внеплановых выездных проверок у Управления нет», - продолжают рассказ авторы ответа.
Как видим, во второй фразе перечень поводов для внеплановой проверки странным образом сузился: из него исчезла угроза «возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера», на которую указывают сами авторы.
При этом к письму прикреплен акт выездного обследования, в котором содержатся более чем красноречивые факты, включая «признаки подвергания к угрозе жизни и здоровья работников при исполнении работ в границах территории, подвергаемой оползневым процессам», а также домовладельцам «СТ Лесовод», постояльцам пансионата «Лазурный» и гражданам находящихся на пляже Учкуевка» (орфография и стилистика письма сохранены – ред.).
Подписан ответ руководителем Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Евгением Золотухиным.
«Возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам нарушений требований природоохранного законодательства РФ Управлением не представляется возможным», - констатирует документ.
Буквально слышишь вздох облегчения, вызванный «полнейшей невозможностью» призвать нарушителей к ответу. Но, возможно, это наши домыслы и авторы письма действительно опечалены. В любом случае материалы обследования перенаправлены Черноморо-Азовским морским управлением в Прокуратуру Севастополя.
«В случае принятия решения, о проведении контрольных – надзорных мероприятий, Управление готово выделить специалиста для принятия участия в проверочных мероприятиях», - не отказываются от дальнейшего отстаивания закона защитники севастопольского побережья.
Что намерена делать с творимым на берегу прокуратура, ForPost надеется разобраться в ближайшее время.
Ольга Смирнова