Отпечаток Крыма: откуда в Австралии Инкерман и больше десяти Альм
Только и разговоров, что о войне и о Крыме
На момент начала войны в 1853 году Австралия была частью Британской империи. В её составе она также участвовала в этом конфликте. Именно в этот период история полуострова и континента на другой стороне земного шара тесно переплелись: иногда трагично, а иногда довольно курьёзным образом.
В те далёкие дни в каждом австралийском пабе обсуждали события в Крыму. О России простые австралийцы, разводившие овец и работавшие на приисках, если и знали, то крайне мало. А пропаганда тогда работала, как и по сей день в конфликтах: врага пытались всячески демонизировать.
Но несмотря на пропаганду британских властей, отношение к войне на другом конце света было далеко от единодушия, рассказал в беседе с ForPost главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым» Сергей Ченнык.
«Благодаря газетам сохранилась, например, дискуссия во время собрания в Сиднее 22 мая 1854 года — вскоре после того, как информация о вступлении Англии в войну достигла Австралии. Противника Британии называли «варварами», «русским медведем» и тому подобными эпитетами, — рассказал Сергей Ченнык. — Но стоит отметить, что ответом части австралийцев на такую примитивную пропаганду стало её высмеивание, в том числе карикатуры на происходящее».
Читайте по теме: Когда Запад стал придумывать и распространять фейки о Крыме
«Русские идут»
Разумеется, с юмором к пропаганде относились не все. Нагнетание газетчиков доводило часть населения до панических настроений. Доходило до того, что всерьёз обсуждалось, когда Российская империя высадит десант на австралийском побережье.
«Газеты обсуждали, какой город на побережье выберут целью русские, и какого рода будет это нападение: нападут ли пираты для захвата золота в банках, каперы или непосредственно флот», — привёл в пример Сергей Ченнык.
Доходило до гротескных случаев. В Мельбурне в сентябре 1854 года началась паника, когда кто-то, услышав взрывы праздничных хлопушек, закричал: «Русские!».
«Отряды добровольцев, вооружённые чем придётся, направились к побережью. Но, разумеется, никого там не обнаружили», — добавил историк.
Австралийцы в Крымской войне
Непосредственно в войне участвовало относительно немного австралийцев. Тем не менее, отследить судьбы некоторых из них можно и сегодня.
Так, в газетах того времени осталась информация об Августе Фицрое, сыне губернатора Нового Южного Уэльса. Он был призван в армию в 1853 году. Был ранен под Альмой, затем второй раз под Инкерманом. В январе 1856 года газеты сообщили о его гибели.
Не привыкшим к морозам австралийцам было непросто крымской зимой.
Карикатура в британском журнале «Панч» на тематику Крымской войны, 1856 год.
Выжившие участники привезли с собой в Австралию воспоминания о далёком Крыме, британские награды — и множество проблем.
«Настоящей проблемой стало пьянство среди участников Крымской кампании. В газетах писали о нарушениях общественного порядка вследствие этого», — рассказал историк.
Со времён Крымской войны на карте Австралии появилось множество крымских топонимов.
В австралийском городке Балаклава сейчас живёт несколько тысяч человек. Сходства с нашей Балаклавой немного, да и моря в этом городке нет.
Здание школы в городке Балаклава, Австралия.
Только в одном штате Квинсленд можно насчитать восемь населённых пунктов, а также несколько водоёмов и возвышенностей с названием Альма. Все они получили имя в честь крымской реки. В штате Виктория есть почти заброшенный городок Альма, основанный золотодобытчиками. Сейчас там живёт всего пара сотен человек, но в пору расцвета население достигало нескольких тысяч.
Кроме того, в Австралии можно найти ещё один Инкерман и ещё один Севастополь.
Читайте по теме: Эски-Кермен открыл Крыму новые тайны
Андрей Петров
Фото: flickr.com, wikimedia.org