Жители Севастополя боятся гибели крымской Швейцарии
Байдарскую долину, которая входит в состав Севастополя, называют маленькой крымской Швейцарией. В конце ноября стало известно, что централизованная канализация долины, которая была построена ещё в советское время, полностью изношена, а стоки без очистки попадают в Чернореченское водохранилище, питающее Севастополь.
Тогда депутат регионального заксобрания Евгений Дубовик сообщил: ежегодно в землю проникают около 50 тонн нечистот. Как выяснилось, с этой проблемой жители Байдарской долины живут давно. Но она не единственная: незаконная застройка и тонны мусора убивают уникальную долину, которая вместе с прилегающими горными комплексами является особо охраняемой природной территорией и входит в заказник «Байдарский».
Вода с головастиками
– Помню, я открыла кран, а оттуда полилась вода с живыми головастиками. Собрала всё это в банку и повезла в филиал водоканала в Орлиное. На мой вопрос о том, как получилось, что питьевая вода, которая якобы соответствует ГОСТу, наполнена головастиками, мне сказали: «Мы не знаем, из какой лужи вы это набрали», – так о событиях, которые происходили при Украине, «Октагон.Крым» рассказывает Любовь Воронина из села Новобобровка.
В Байдарской долине женщина живёт с 1996 года. Любовь вспоминает: 25 лет назад здесь были богатые колхозы, и люди всегда могли рассчитывать на рабочие места. Со временем поля забросили, сельскохозяйственные угодья пришли в упадок, а в Байдарской долине началась массовая застройка.
– Сейчас ситуация не лучше: рабочих мест нет, инфраструктура не развивается, в сёлах стоят старые школы, а распаёванные земли делят на маленькие кусочки по 6–10 соток и распродают, – говорит Любовь Воронина.
Глава Орлиновского муниципального округа Александр Богуш рассказал «Октагон.Крым», что канализация является одним из наиболее проблемных объектов на территории.
– По большей степени на развитие Байдарской долины влияет канализование. Ведь даже если социальные объекты будут спасаться септиками, они не смогут тратить большие суммы бюджетных денег на вывоз очищенных стоков, – говорит Богуш.
Без газа, но с коттеджами
Ещё одной болевой точкой жителей долины является газ, а точнее, его отсутствие. Дома люди отапливают дровами, на которые в среднем за три зимних месяца тратят больше 40 тыс. рублей. Александр Богуш говорит: чтобы газифицировать долину, необходимы внушительное финансирование и проект, который будет учитывать все особенности земли заказника «Байдарский».
В ноябре этого года глава департамента по капстрою Илларион Гапицонов сообщил: газифицировать Байдарскую долину должны до конца 2023 года. Власти Севастополя заключили более 10 контрактов на строительство сетей.
Стоит отметить, что деньги на разработку проектно-сметной документации были заложены в бюджет ещё в 2015 году, а в 2017-м президент России Владимир Путин дал поручение завершить газификацию Севастополя до 2020 года.
Первую попытку провести голубое топливо в дома жителей Байдарской долины правительство города предприняло ещё в 2018 году. Планировалось, что строительно-монтажные работы начнутся в третьем квартале, но сроки постоянно срывались. И в итоге их перенесли на 2020 год. Газ не появился даже в декабре 2021-го.
Несмотря на отсутствие нормальных условий для жизни, в Байдарской долине не прекращается стройка. Земли сельскохозяйственного назначения хаотично «пилят» на небольшие участки, которые в дальнейшем продаются под индивидуальные застройки.
Байдарская долина с высоты птичьего полёта. Источник: «Туризм в Крыму»/YouTube
В одном из интервью директор департамента по имущественным и земельным отношениям правительства Севастополя Оксана Кузнецова пояснила: все распаёванные земли являются частной собственностью, поэтому владельцы имеют законное право на их раздел. Остановить дробление и застройку территории может закон, который установит минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения.
За несколько лет долина превратилась в свалку
Однако если хаотичное возведение домов ещё можно остановить, то вопрос с несанкционированными свалками до сих пор остаётся открытым.
– Этой проблемой мы начали заниматься летом 2019 года. Поначалу проводили еженедельные рейды с моими коллегами, после стали целенаправленно выезжать на свалки совместно с сотрудниками ГИБДД, департамента городского хозяйства и Севприроднадзора, – рассказывает член Общественной палаты Севастополя Юрий Чайкин.
По его словам, проблема приобретала глобальный масштаб: мусором засыпали уже не только лесные зоны, но и целые балки. Чаще всего там находили строительные отходы IV–V классов опасности, преимущественно асфальтовый камень и бетонные изделия, содержащие арматуру.
– Предприятия, занимающиеся строительно-монтажными работами, сдают физическим лицам автомобили в аренду. Так компании пытаются уйти от ответственности. Более того, на некоторых свалках стоят свои смотрящие, фиксирующие количество завезённого мусора, который в большинстве случаев строительная техника попросту засыпает землёй, – рассказывает общественник.
Чайкин считает, что такие рейды – это пока чуть ли не единственная мера борьбы с незаконным сбросом мусора в заказнике: за несколько лет общественникам удалось частично локализовать поток грузовиков с мусором. При этом главная задача – добиться не только административной ответственности для нарушителя, но и привлечь его к утилизации или рекультивации свалки. Но чтобы кардинально решить проблему хаотичных нелегальных свалок, необходимо сделать незаконный сброс мусора экономически невыгодным для застройщиков и параллельно разработать легальные механизмы сбыта отходов.
– К сожалению, в данный момент в Севастополе нормативно не разрешено создавать полигоны строительного мусора. Поскольку такие отходы можно хранить на участке до 11 месяцев, мы предлагали создать площадку, на которой предприятия по переработке мусора смогут легально его складировать и перерабатывать в строительные материалы. Экономическая сторона есть и здесь. Дело в том, что переработка строительного мусора стоит около 10–11 тысяч рублей, а вывезти его нелегально можно за 1,5–3 тысячи за одну ходку, – говорит Чайкин.
Он уточняет, что для решения этой проблемы понадобится время. Однако местные жители опасаются, что с каждым месяцем у Байдарской долины всё меньше шансов на сохранение своей уникальной природы. За несколько последних лет роскошные пейзажи, которые в народе прозвали крымской Швейцарией, превратились в стройку и свалку.