В Севастополе на Малаховом кургане замаскировали вырубку фисташек
На необычную активность людей среди деревьев на мемориальном комплексе обратили внимание местные жители и бывшие сотрудники Музея героической бороны и освобождения Севастополя.
По их словам, вместе с обрезкой обычных деревьев удалили и несколько краснокнижных фисташек. При этом, как утверждает одна из свидетелей произошедшего, ни одного больного или сухого краснокнижного дерева на Малаховом кургане не было. Зачем их тогда уничтожили?
В попытке спасти растения очевидцы забили тревогу, сообщив об увиденном в Севприроднадзор и общественный совет при нём.
Проверяющие прибыли на место происшествия в пятницу, 19 ноября. Под дождём среди мокрой листвы им с трудом, но всё же удалось обнаружить следы уничтоженных растений.
Представители Севприроднадзора действительно не досчитались трёх стволов фисташек — они были спилены под самый корень. По словам старшего научного сотрудника ИнБЮМа Владимира Александрова, скорее всего, деревья были здоровые.
«Мы посмотрели на спилы, гнили не было на них, на деревьях выступила живица, то есть они были спилены недавно и, скорее всего, были ещё более-менее живые. По срезам каких-либо признаков поражения мы не увидели», — рассказал он.
На этом открытия проверяющих не закончились. Там же они обнаружили ещё порядка 10–20 краснокнижных фисташек, которые были подвергнуты глубокой обрезке.
«Ближе к вершине Малахова кургана есть целая роща фисташек, и вот там почти каждое дерево было обрезано — где-то больше, где-то меньше <…> У некоторых даже были срезаны крупные скелетные ветви <…>Я не знаю, насколько это было обоснованно, были ли выданы специалистами порубочные билеты, разрешения, давал ли им кто-то по этим деревьям указания», — перечислил свои сомнения учёный.
Напомним: разрешение на снос краснокнижников даёт не Севприроднадзор, а Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, поэтому севастопольское управление этой информацией не владеет.
Вопросы у экспертов возникли и к соблюдению процедуры обрезки деревьев. По мнению экспертов, исполнители без должного трепета отнеслись к уходу за растениями и не обработали места срезов садовым варом.
Возможно, это планируется сделать позже, но лучше проводить обработку сразу, чтобы избежать поражения деревьев инфекциями, настаивает Владимир Александров.
«Каждое дерево необходимо обрабатывать — что-то требует лечения, что-то требует устранения. Лечения как такового мы не увидели там, в основном только обрезка», — констатировал он.
Помимо этого, проверяющие выяснили, что санитарной обработке подверглись и обычные деревья — плодовые и декоративные. Были ли для этого получены соответствующие порубочные билеты и была ли реальная необходимость в обрезке деревьев — ещё один вопрос, на который у специалистов пока нет ответа.
Конечно, можно было бы предположить, что представители музея по незнанию или невнимательности удалили три краснокнижных дерева в числе прочих. Но в Севприроднадзоре так не думают.
Как предполагают специалисты, деревья были спилены не по ошибке — следы своей деятельности исполнители присыпали землёй.
«Судя по тому, что пни засыпаны землёй и стволов нет, тот, кто пилил, осознавал, что делает. Если бы деревья были больными, они бы их так не пилили», — считает главный специалист-эксперт отдела ООПТ, животного мира и охотничьего хозяйства Станислав Тушев.
Вызывать правоохранителей на место происшествия надобности не было, пояснил он, ведь исполнитель работ известен. А вот объяснения причин спила деревьев от сотрудников музея как организации, которая ведёт хоздеятельность на Малаховом кургане, получить хотелось бы, признался Тушев.
В ведомстве намерены вызвать на протокольную встречу представителей культурного учреждения.
«Сейчас будет расследование — может, у них есть порубочный билет, может, есть разрешение на снос, мы этого ещё не знаем. Может, они сейчас всё объяснят», — предполагает сотрудник Севприроднадзора.
Время на разбирательство с произошедшим на Малаховым кургане понадобилось и руководству музея — там впервые услышали от ForPost о спиленных краснокнижных растениях.
А чуть позже из учреждения культуры сообщили, что на территории мемориального комплекса идут плановые работы по уходу за зелёными насаждениями в соответствии с выданным Севприроднадзором порубочным билетом. Никакого сноса краснокнижных растений при этом не производилось, заверили там.
«В целях обеспечения безопасности была произведена обрезка опасно нависающих, сухих веток, что не привело к ухудшению состояния краснокнижных деревьев», — настаивают в музее.
Там также уточнили, что порубочный билет был выдан 20 декабря 2020 года и на сегодняшний день является действительным.
Глава Севприроднадзора Юлия Гаврилова сообщила, что в ведомстве разбираются в произошедшем, ForPost со своей стороны направит информационный запрос в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Полина Ласькова
Фото Дарьи Павшенко