ДВОЕЧНИКОВ ПРИГЛАСИЛИ В УНИВЕРСИТЕТЫ. ЗАЧЕМ РОССИИ ТАКОЕ "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ"?
Впервые в нашей истории количество мест в высших учебных заведениях превысило количество абитуриентов. "Недобор" испытали даже престижные московские вузы, причём не только "платников", но и "бюджетников". В связи с этим Минпросвещения России выкатило проект приказа, в котором вновь снизило минимальные баллы ЕГЭ, с которыми можно поступить в государственные вузы в 2022/23 учебном году. В институтах будут учить троечников и двоечников? А нужно ли такое "высшее образование" России?
Всё ниже, всё ниже и ниже...
Согласно проекту, опубликованному на федеральном портале нормативных правовых актов, минимальное количество баллов, чтобы стать студентом в следующем году, снижается: по обществознанию до 42, по русскому языку, информатике и географии – до 40, математике – до 39, физике, биологии, химии – до 36, истории – до 35, литературе – до 32, иностранному языку – до 30. Указывается, что общественность может обсуждать проект до 16 сентября.
Интересно, что в этом году в Минпросвете дали единый список для всех своих вузов, в то время как на текущий учебный год баллы для каждого заведения прописывались отдельно. До этого список своих "минимумов" для абитуриентов следующего года опубликовало Министерство науки и высшего образования России. Он лишь слегка "построже", чем у "смежников". Например, нижняя планка ЕГЭ по обществознанию – 45 баллов, по информатике и ИКТ – 44. Русский язык, литература и география оцениваются в 40 баллов, математика, химия, физика, биология – в 39. Минимальное знание истории и иняза в Минобре рассчитали одинаково с коллегами – в 35 и 30 баллов.
Здесь необходимо пояснить, что министерские минимумы могут не совпадать с теми "порогами", которые устанавливают сами вузы. Так, порядок приёма, вступивший в силу в январе этого года приказом Минобра, разрешил вузам устанавливать разный минимальный уровень баллов ЕГЭ для бюджета и платных мест, при котором абитуриента допускают к конкурсу. Ранее минимум вуза должен был совпадать с министерским по всем формам обучения.
При этом минимумы, которые требовали вузы для поступления в этом году, в среднем возросли от 3 до 12 баллов по разным предметам. Нововведением стала отмена так называемой "второй волны" прошлых лет, когда после единого дня поступления (в этом году 5 августа) абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в одну пятёрку вузов, имели право через некоторое время подать документы в другой набор.
Осложнило ситуацию то, что подавать документы можно было дистанционно. Согласие на зачисление по итогам конкурсов нужно было дать 11 августа до 18:00 по московскому времени. В последние полчаса абитуриенты начали судорожно менять свои согласия на сайтах вузов, пытаясь выгадать более престижный. В результате многие сайты обвалились, а абитуриенты-ловчилы "пролетели" мимо всех.
Что мы увидели в итоге? А то, что вузы реально недобрали в этом году абитуриентов и вынуждены были устроить дополнительный набор. Повторный конкурс – через внутренние экзамены – объявили несколько факультетов МГУ, например юрфак, журфак и географический факультет. Допнабор, в том числе на бюджетные места, оказался открыт не только в МАДИ и МЭИ, но и даже в таком суперэлитном вузе, как Физтех.
Недосчитались студентов и некоторые региональные вузы, в частности Иркутский и Севастопольский госуниверситеты. А ведь бюджетное финансирование вузов напрямую зависит от количества набранных студентов. Поэтому "недобор" что "платников", что "бюджетников" – это для вузов не только удар по рейтингу, но и по зарплате преподавателей, возможной их "оптимизации". То есть – настоящий "ахтунг", как выражаются в Сети.
Вузы – как место "передержки"?
А что это такое для страны в целом? Давайте попробуем разобраться. Последние два года эксперты фиксировали неуклонное падение интереса выпускников школ к высшему образованию и резкое повышение популярности колледжей и техникумов, где, в отличие от вузов, можно сразу получить профессию и после окончания найти место работы. То есть выпускники школ и их родители начали реально сомневаться в пользе пятилетнего сидения в аудиториях и студенческих забав (чаще всего за родительский счёт) даже для юношей, которым в противном случае грозит призыв в армию. Многие соображают: лучше потерять год в армии, чем, по крайней мере, три в институте на очном отделении.
Секрет Полишинеля – что первые два года в вузах обычно "доучивают" за школу, а специализация начинается иногда лишь в магистратуре. При этом она во многих институтах такова, что диплом даже по окончании специалитета можно спокойно положить в дальний ящик – для приёма на сколь-нибудь прилично оплачиваемую работу он уже не помогает. Если не наоборот!
Количество же "левых" вузов, где учат непонятно чему, но исправно берут деньги, несмотря на давние уже попытки провести ревизию, не очень-то уменьшилось. И многие такие частные лавочки до сих пор норовят именоваться "университетами". Одновременно в престижных "старых" университетах и институтах стоимость платного обучения все последние годы бодро растёт, а количество бюджетных мест начали робко увеличивать лишь в последние годы. Итог: конкурс в иные профессиональные колледжи сегодня выше, чем в вузы, и многие школьные отличники и хорошисты стремятся попасть именно туда, а не на студенческую скамью. Даже после 11-го класса, проходя заново предметы из последних двух школьных лет!
Отдельной "петрушкой" в этой интегральной картине является пресловутый ЕГЭ. Тупо "слизанный" с западного, причём отработанного опыта, он за эти 15 лет применения, конечно, сильно изменился с первоначальной дебильной "угадайки" в сторону реальной оценки знаний. Но всё равно не заменил внутренних экзаменов вузов, не снизил уровень коррупции, лишь переформатировав её. И, по большому счёту, не особо выровнял возможности абитуриентов из мегаполисов и провинции. Зато исправно продолжает "высасывать" талантливых ребят из регионов в столицы.
По мере возрастания сложности госэкзаменов официальные минимумы проходных баллов государство вынуждено снижать, а вузы в итоге – получать всё больше троечников, а скоро, видимо, и двоечников. "Плати деньги, а мы тебя уж как-нибудь дипломируем", – таков негласный девиз многих ректоратов и деканатов, работникам которых вовсе не светит снижение собственного уровня жизни.
Конечно, такая ситуация не во всех высших учебных заведениях. Например, ректор МПГУ, доктор исторических наук Алексей Лубков рассказал Царьграду, что в их педагогическом университете, несмотря на "демографический провал", ежегодно растёт средний бал поступающих на бюджет, при этом никакого недобора нет. Например, в этом году этот балл был почти 81 процент:
Ситуация по вузам и по регионам очень разная – и мы в этом смысле не показатель: к нам идут ребята с целевой мотивацией получить педагогические специальности. С нынешним недобором в разные вузы нужно разбираться на разных смысловых и организационных уровнях.
Ректор МПГУ уверен, что резкая отмена ЕГЭ, к чему призывают некоторые политики, станет худшей ломкой для системы образования, чем его обязательное введение.
Другое дело, что Единый экзамен надо совершенствовать: сейчас над содержанием школьной образовательной программы работают одни люди, а над КИМами (контрольно-измерительный материал, который ложится в тесты ЕГЭ – ред.) другие, что рождает разные подходы и сильно нервирует школьников,
– отметил Лубков.
Напомним, ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе Общероссийского родительского собрания сообщил, что на следующий год будут внесены изменения в ЕГЭ почти по всем предметам. По его словам, изменения связаны с тем, что ребята, которые выпускаются в следующем году, все 11 лет учились по современным образовательным государственным стандартам, и теперь изменения будут поэтапно вводиться по всем дисциплинам в течение 2022, 2023 и 2024 годов. Кое-что стало известно про изменения в ЕГЭ в будущем году. Например, из экзамена по русскому языку уберут тесты, а в иностранном языке уменьшат долю синтаксиса, сделав упор на владение устной речью.
Профанация вместо профориентации
В общем, со стороны государства и ректорского сообщества идут успокаивающие сигналы: мол, всё в целом неплохо. Только вот с отменой "второй волны" на зачисление ошиблись, надо, мол, её вернуть, и всё с поступлением образуется. Так что, всё хорошо, прекрасная маркиза? А как тогда расценивать ситуацию с падением популярности высшего образования, о котором специалисты предупреждали ещё несколько лет назад?
С другой стороны, как понимать то, что желающие всё же непременно попасть в стены институтов и университетов зачастую подают документы одновременно на пять и десять совершенно противоположных специальностей? Получается, им всё равно, кем стать и какой диплом получить? ЕГЭ же оказывается просто нудным и противным, но необходимым "пропуском" в 4–6-летний промежуток "лафы", в котором можно просто "законно" повисеть на шее у родителей, не особо запариваясь будущей профессией? Не говоря уже высоким штилем о "призвании".
Нет, здесь явно и давно уже что-то не так – за редкими исключениями в отечественной системе образования продолжает нарастать подмена понятий, или, коротко – профанация. Недаром некоторые эксперты считают, что вузы (не только у нас, но и во всём мире) всё больше становятся местом "передержки" молодых людей в самом их опасном для государства "анархичном" и буйном возрасте. Однако не более ли надёжная и, главное, полезная для государства форма такой "передержки" – это армия? Там кроме навыков общежития и дисциплины можно ещё и профессию получить!
Не пора ли нашему правительству – пусть и не резко, но начать серьёзное системное сокращение количества вузов и факультетов из числа тех, что учат непонятно чему? В своё время в СССР действовала негласная установка на рост числа десятиклассников, которые идут в вузы. А в них тогда учили на совесть.
Однако на излёте 1970-х вдруг обнаружилось, что в стране слишком много сотрудников НИИЧАВО, которые занимаются не пойми чем, а квалифицированных, да и просто рабочих, доярок и швей не хватает. Тогда "установка" поменялась: троечников перестали тащить за уши в девятый класс, маня институтскими аудиториями. А стали побуждать идти в ПТУ и техникумы – благо тогда их в стране было немало и по всем рабочим профессиям. Да и заработки в этих профессиях реально подняли.
Что с того?
Сегодня, когда Россия задыхается без притока рабочих мигрантов – и не только на стройках, – самое время вспомнить советские уроки, чтобы не наступать на старые грабли. Стране нужны реальные, а не мнимые учёные, инженеры, врачи, люди искусства. Так же как нужны свои, а не пришлые рабочие и аграрии. А для этого требуется кардинально, по-государственному пересмотреть всю систему образования, убрав из неё накипь и пускание пузырей. Пусть это и лишит привычной кормушки многих.
В противном случае сакраментальная цитата из "Евгения Онегина": "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" давно уже звучит у нас не благодушно-иронично, как в пушкинское время, а походит на звонок аварийной сигнализации. И, увы, звонок далеко не первый.