На Мекензиевых горах продолжают поднимать останки советских воинов
На Мекензиевых горах во время обороны и освобождения Севастополя нашли последнее пристанище тысячи советских бойцов. Поисковики считают своим долгом поднять останки мужественных защитников нашего города и вернуть каждому из них – кому ещё возможно – давно забытые имена.
Воронки от снарядов и окопы давно заросли дубами, шиповником и кизилом, но их очертания всё ещё хорошо видны, словно шрамы на мужественном лице Севастополя. А рядом с ними, едва прикрытые сухой листвой, белеют то ли камни, то ли кости. Если сойти с дороги в лес на Мекензиевых горах, с непривычки оглушает тишина – могильная тишина. Ведь подступы к нашему городу стали одной большой братской могилой для тех, кто оборонял и освобождал Севастополь.
«Здесь, в этих краях мы впервые. Мы приехали из Москвы и раньше осуществляли поиск практически по всей стране, по боевым регионам, включая даже Курильские острова. Но такое я действительно редко видал. Такой плотности огня и, самое печальное, такое количество верховых останков, то есть костей, которые белеют просто в траве. За вчерашний день буквально методом осмотра леса, даже без лопаты и металлодетектора удалось найти пять групп останков», – рассказывает участник вахты памяти «Севастопольский рубеж» Артём Хуторской.
И всё же многие погибшие бойцы покоятся под землёй. Найти их сегодня можно только благодаря металлическим предметам – с помощью металлодетектора.
«Верхний слой снимается лопатой до нахождения металлического предмета. Если этот металлический предмет принадлежал бойцу, то рядом находятся его останки. Уже тогда откладывается лопата, и руками, мелким инструментом обследуем всю территорию с целью найти не только останки человека, но и его медальон, где находится самое главное – где находится его имя», – поясняет руководитель вахты памяти «Севастопольский рубеж» Юрий Костькин.
А ещё – место рождения и прохождения службы. Благодаря этим данным поисковикам удаётся найти родственников погибших и сообщить им, что их дед не пропал без вести, а героически погиб. Возможно, эту весть вскоре услышат родные морского пехотинца, обнаруженного поисковиками, если, конечно, данные из его медальона удастся прочитать.
«Вот последний боец, которого мы нашли, он лежал в блиндаже. Нашёл там свою кончину. Для того, чтобы его найти, нужно было выкопать заново этот блиндаж. И только тогда мы его там обнаружили», – пояснил Юрий Костькин.
Выкопать фактически заново блиндаж или окоп – задача не из лёгких. Даже осенью скалистая почва плохо поддаётся натиску лопат, а ведь делать поисковикам всё приходится вручную, иначе можно повредить останки или пропустить медальон. При этом часто здесь встречаются и весьма опасные находки.
«Взрывоопасных предметов здесь очень много. И хочется предупредить граждан, что в этих местах, местах боевых столкновений, очень много взрывоопасных предметов, нужно быть чрезвычайно осторожными. Мы буквально несколько дней назад передали около 30 взрывоопасных предметов. Приехали из МЧС, забрали. Потом эти предметы были уничтожены», – рассказал Юрий.
Однако не всем бойцам «посчастливилось» погибнуть рядом с медальоном. Безымянные останки многих удаётся обнаружить лишь фрагментарно: кого-то в аду сражений просто разорвало на куски, а сквозь чьи-то кости давно пророс молодой дубок. Поисковикам приходится собирать защитников Севастополя по частям: на специальный баннер выкладывают куски таза, фаланги, пару рёбер и осколок черепа, – вот и всё, что осталось от человека.
«8-го числа мы будем передавать с почестями те останки, которые нашли. Это сейчас на данный момент около 8 человек. 8-го числа мы это всё передадим Севастопольскому объединению поисковых отрядов «Долг». И они уже, проведя работу, сделают захоронение, погребение этих останков», – сообщил Юрий Костькин.
Среди личных вещей поднятого поисковиками бойца лежит котелок, насквозь изрешечённый вражескими пулями. Металл хранит память о мясорубке войны, в которой также решетили живых людей – бойцов Красной армии. Лишь глядя на такие находки, можно хоть на миг осознать ту цену, которую они заплатили за нынешнее мирное небо над Севастополем.