Астраханская область движется к статусу приоритетной геостратегической территории
В городе появились баннеры «Астраханской области – статус приоритетной геостратегической территории». Новое и еще непривычное словосочетание вызывает интерес, но многим до сих пор не понятно: что за статус и для чего он нужен?
Об Астраханской области как приоритетной геостратегической территории впервые заговорили весной этого года. В мае, в Дни Астраханской области в Совете Федерации, тема зазвучала в полный голос. Некоторые СМИ даже поспешили присвоить Астраханской области заветный статус. Но - поторопились. Поддержка верхней палаты парламента, утвердившей программу господдержки социально-экономического развития нашего региона и поддержавшей инициативу присвоения ему статуса приоритетной геостратегической территории, безусловно, очень важна. Но перечень геостратегических территорий утвержден правительством РФ, и внести изменения в список может только кабмин. И вносятся они не простым росчерком пера, этому предшествует длительная и кропотливая работа.
После майского мощного информационного всплеска упоминаемость «приоритетного» статуса Астраханской области резко снизилась. Многие, вероятно, решили, что это был всего лишь громкий лозунг. Однако словосочетание периодически «всплывает» в публикациях, проанализировав которые, можно сделать вывод, что работа по присвоению региону указанного статуса ведется, хоть и без громкого освещения в СМИ.
Например, мастер-план Астраханской агломерации. Это не просто красивые картинки, а стратегический документ, определяющий векторы развития Астрахани и районов области. А кроме того, это еще и ключевой документ для становления региона в качестве приоритетной геостратегической территории России - поскольку для включения в перечень таких территорий субъекту необходимо иметь «дорожную карту» развития. Еще одной «дорожной картой» является План реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2035 года, который региональное правительство утвердило 3 августа.
Итак, Астраханская область незаметно для широкой публики движется к статусу приоритетной территории. Осталось понять, куда она движется и зачем?
Обычно геостратегические территории или точки выделяют в общемировом масштабе. Это те, контроль над которыми даѐт экономическое и политическое преимущество, позволяет контролировать пространство – например, важные каналы, проливы, острова.
Понятие «геостратегическая территория России» впервые появилось в Стратегии пространственного развития страны до 2025 года (СПР), утвержденной в 2019 году. В документе выделяется две категории геостратегических территорий: приоритетные и приграничные. К приграничным относятся, понятно, все субъекты, имеющие границу с другими государствами. Для них, кстати, Стратегия никаких особых преференций не выделяет. А вот приоритетным территориям отдается… простите за тавтологию, приоритет. В самой СПР, правда, об этом сказано в общих словах и довольно обтекаемо: содействие повышению конкурентоспособности региональных экономик, расширение практики использования существующей и создание новой инфраструктуры, опережающее развитие экономики и социальной сферы темпами выше среднероссийских.
Но в Плане реализации Стратегии пространственного развития России, утверждённом распоряжением правительства РФ от 27 декабря 2019 г. №3227-р, есть более конкретные формулировки. Например, такие пункты, как:
- подготовка предложений по приоритетному финансированию в программах государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и акционерного общества "Российский экспортный центр" проектов по созданию (модернизации) экспортно ориентированных производств, а также по приоритетному рассмотрению заявок субъектов Российской Федерации, отнесенных к приоритетным геостратегическим территориям;
- внесение изменений в распределение субсидий и иных целевых трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в части приоритетного учета перспективных экономических специализаций субъектов, а также приоритетного рассмотрения заявок субъектов Российской Федерации, отнесенных к приоритетным геостратегическим территориям;
- подготовка предложений по докапитализации региональных фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации, отнесенных к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, а также к субъектам с низким уровнем социально-экономического развития.
То есть тут уже чётко прописано, что речь идёт о дополнительном, приоритетном финансировании из федерального бюджета. Более того, в перечень приоритетных территорий вошли те, для которых ранее были разработаны индивидуальные программы развития – Крым и Севастополь, Дальний Восток, Северный Кавказ, Калининградская область. После принятия Стратегии пространственного развития эти программы корректируются – как правило, в сторону увеличения финансирования. Так, в один только Крым до 2024 года планируют влить больше триллиона.
Конечно, есть нацпроекты, есть федеральные программы, и Астраханская область в них участвует. Но существуют лимиты, выделяемые на эти программы, и методики распределения субсидий между субъектами, и тут, как говорится, выше головы не прыгнешь. Статус приоритетной территории как раз и позволяет получать прямое (и немалое) финансирование, минуя методики и лимиты.
О важном геостратегическом статусе Астраханской области, как форпоста на Каспии, говорится при каждом удобном случае. А вот приоритетным ее положение, увы, не назовешь. При всем богатстве природы и недр уровень жизни астраханцев по многим показателям ниже среднероссийского. Отток населения из региона растет. И решить все эти проблемы с помощью только внутренних резервов региона невозможно – как сказал губернатор Игорь Бабушкин на брифинге для местных СМИ 28 июля, они практически исчерпаны.
О том, почему область находится в таком положении и чем поможет ей статус приоритетной геостратегической территории, мы расскажем в следующих публикациях. Продолжение следует.