Предвыборный подарок
Жителей и гостей Севастополя хотят оставить без дельфинария с молчаливого согласия губернатора Михаила Развожаева.
Легендарный севастопольский дельфинарий, расположенный в Артиллерийской бухте, оказался под угрозой закрытия. Столь сомнительные перспективы для одной из главных туристических достопримечательностей Крыма в разгар курортного сезона вырисовываются благодаря неуемному рвению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрия Рейха и молчанию губернатора Севастополя Михаила Развожаева (на фото).
Прокурор вышел за рамки
Начало июня 2021 г. встретило гостей и жителей Севастополя новостью о том, что дельфинарий закрывают на основании решения Севастопольского городского суда. Суд 27 мая удовлетворил иск межрайонного природоохранного прокурора Дмитрия Рейха. Некоторых это предсказуемо удивило. Ведь дельфинарий, дающий уникальные представления на протяжении 25 лет, пользуется бешеной популярностью среди туристов и севастопольцев. И вот в самом начале очередного курортного сезона, когда Крым снова стал точкой притяжения россиян и зарубежных любителей курортного отдыха, силовые ведомства при молчаливом согласии местных властей предпринимают попытку прекратить работу дельфинария.
Прокурорский марш против дельфинария начался еще в августе 2020 г., когда по итогам проверочных мероприятий Дмитрий Рейх вышел в суд с иском о прекращении эксплуатации инфраструктуры объекта. Объяснялось это якобы отсутствием у оператора дельфинария ООО «Страна Дельфиния» договора на использование водного объекта, а именно части акватории Черного моря. Но что обращает на себя внимание в первую очередь, так это дата подачи заявления в суд (5 августа 2020 г.) и предшествующая этому проверка. Это время жестких коронавирусных ограничений, в период которых Президент РФ Владимир Путин опустил перед силовыми и надзорными ведомствами шлагбаум на проведение проверок в отношении предпринимателей. В описанном случае Дмитрий Рейх словно не услышал главу государства и решил вдарить, так сказать, по субъекту туристического бизнеса. Более того, примерно в те же дни ГУП «Центр эффективного использования собственности города», подконтрольное властям Севастополя, предприняло попытку в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды части имущества, которым пользовалось ООО «Страна Дельфиния». В частности, вернуть два бассейна площадью 1275 и 188 кв. м городу. И все это, повторимся, в период, когда бизнес испытывал серьезные трудности.
По части иска ГУП вопрос больше к губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву. Вряд ли его не поставили в курс о действиях подконтрольной структуры. И вряд ли он не располагает информацией о том, что ГУП пытается взыскать с ООО «Страна Дельфиния» пени в размере около полумиллиона рублей за просрочку оплаты по договору аренды, которая, как сообщают представители дельфинария, образовалась именно в период пандемии COVID-19 и действия ограничительных мер.
Дело по иску природоохранного прокурора в первой инстанции рассматривалось Ленинским районным судом г. Севастополя. Проверка осуществлялась на основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки в сфере добычи, охраны и использования морских млекопитающих. Однако, как установил суд, некоторые пункты проверки выходили за рамки задания Генеральной прокуратуры РФ. «В компетенцию Севастопольского природоохранного прокурора не входила проверка юридического лица на предмет законности эксплуатации и предоставления водного объекта, а целью являлось выявить нарушения в законодательстве в сфере содержания морских млекопитающих», – говорилось в судебном решении. Более того, как установил суд, дельфинарий осуществлял свою деятельность на основании договора, который был заключен с Департаментом природных ресурсов и экологии г. Севастополя. Как минимум два этих обстоятельства легли в основу решения суда от 11 декабря 2020 г. об отказе в удовлетворении исковых требований.
Водный абсурд
Однако Дмитрий Рейх пошел дальше, то есть в апелляцию. И здесь некоторые тезисы судебного решения от 27 мая 2021 г. могут вызывать не столько вопросы, сколько удивление. Так, например, в его тексте указано, что сброс воды с бассейнов, в которых плавают дельфины и другие млекопитающие, «создает опасность причинения вреда окружающей среде и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду». То есть, можно сделать вывод, что жизнедеятельность главных героев дельфинария несет угрозу окружающей среде. При таком подходе можно дойти до абсурда и говорить о том, что вся акватория Черного моря, в которой обитают не только дельфины, это одна большая угроза для весьма неопределенного круга лиц.
Кроме того, в суд был предоставлен договор от 08.02.2021 № 00-21-01-00-003-М-ДЗВО-С-2021-00240/00 между ООО «Страна Дельфиния» и Департаментом природных ресурсов и экологии Севастополя на право использования части акватории Черного моря. Согласно п. 3 документа видом водопользования является: совместное водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект. То есть, речь идет не о сбросе сточных вод, а лишь о возврате забранных водных ресурсов, которые необходимы для содержания млекопитающих в естественной для них среде.
Здесь может сложиться впечатление, что либо для суда эти понятия идентичны, либо межрайонная природоохранная прокуратура представляет все именно так, чтобы сложно было почувствовать разницу. В последнем варианте напрашивается вывод о предвзятой позиции надзорного ведомства по отношению к ООО «Страна Дельфиния».
Что касается договора, то, по убеждению представителей ООО «Страна Дельфиния», он мог быть заключен намного раньше, еще до начала судебного разбирательства, но, к сожалению, свои коррективы внесла пандемия.
Развожаеву не до дельфинов
Уже 29 июня 2021 г. в дельфинарий нагрянули судебные приставы с требованием прекратить эксплуатацию бассейнов. При этом они тыкали решением апелляционной инстанции. «Возложить на ООО «Страна Дельфиния», ООО «Дельфиния» и иных лиц, осуществляющих совместную деятельность, обязанность прекратить эксплуатацию бассейна площадью 1275 кв. м и бассейна площадью 188 кв. м, расположенных по адресу: г. Севастополь, набережная Корнилова, 2 при эксплуатации дельфинария до предоставления акватории водного объекта в пользование согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации», – говорится в резолютивной части решения. Однако, как уже указано выше, акватория предоставлена на основании договора от 08.02.2021 г. Таким образом, не трудно представить, в каком странном положении оказались судебные приставы. С одной стороны, – решение суда и межрайонный природоохранный прокурор, а с другой – популярнейший дельфинарий, действующий в рамках закона и в интересах граждан и туристической отрасли.
Больше всего вопросов в этой ситуации к губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву. Он либо не видит назревшего конфликта, либо старается показать, что не замечает его. Безразличие наблюдается в разгар курортного сезона да еще накануне парламентских выборов в Государственную Думу РФ. Развожаев будто не осознает, что социальная напряженность может отразиться не только на имидже Севастополя, как города-курорта, но и на результатах всенародного голосования.
Впрочем, можно предположить, что сам Развожаев неровно дышит в сторону дельфинария. И потому пытается ввести в отношении объекта своеобразные экономические «санкции», чтобы позже забрать даром. Вот уже на протяжении года наполняемость кресел на представлениях допустима только на 50%. В период новогодних праздников работа дельфинария в рамках местных «развожаевских» ограничений и вовсе была приостановлена.
Похоже, Михаил Развожаев не учится на опыте своих коллег, в частности главы Республики Крым Сергея Аксенова. Последний яростно конфликтовал с владельцем ООО «Страна Дельфиния» Олегом Зубковым. Тогда предметом спора стал известный парк львов «Тайган». В итоге правда оказалась на стороне Зубкова, а Аксенову пришлось искать компромиссы. Понимает ли Михаил Развожаев, что Зубков может доставить аналогичные неприятности и ему, пока загадка.
Роман Кротов