Обещанный Развозжаевым к маю 2021 года лайнер до Северной увяз на Волге
Пустой корпус одного из пяти пассажирских судов, которые с весны уже должны были бороздить бухты Севастополя, стоит в ожидании двигателя под Самарой, а губернатор говорит: заканчивается перепроектирование
За последние годы Севастополь стал надгробной плитой для амбициозных проектов в судостроении.
В 2017-м на перешедшем в подчинение «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) заложили первый плавучий кран ПК-400, а спустя несколько месяцев еще один – ПК-700. Но вместо грузоподъемников стоимостью свыше пяти с половиной миллиардов рублей предприятие под оркестр и овации вип-приглашенных спустило на воду лишь плавучий понтон. На этой церемонии в 2019-м спикер заксобрания Екатерина Алтабаева была удостоена официального титула «крестной матери» ПК-400. Разбивая бутылку шампанского о борт полого металлического ящика-понтона, она назвала свершившийся спуск «огромным событием» для Севастополя. Спустя четыре года, после закладки первого плавкрана, благословленный Алтабаевой понтон так и остается символом возрождения героической славы «Севморзавода».
Летом 2018-го концерн «Калашников» представил Дмитрию Медведеву новую «Комету 120М». Пассажирское судно после удара экс-премьера в колокол сразу пустили по маршруту Севастополь-Ялта в ожидании еще четырех морских шаттлов на подводных крыльях до середины 2021 года. Чтобы ускорить процесс сборки, тогда еще калашниковскому заводу «Вымпел» экс-губернатор Дмитрий Овсянников отдал производственную площадку в Камышовой бухте, спешно и скандально выгнав оттуда компанию-арендатора «Южный Севастополь». Но через год дочерний концерн «Ростеха» неожиданно отказался от судостроения в городе русских моряков, а затем и от «Вымпела», который из еще четырех «Комет» достроил лишь одну. Но вместо немецкого двигателя, как на первой «Комете», новодел начинили китайскими аналогами, из-за чего тот регулярно не «вставал на крыло». С 1 июня это бедово-китайское судно курсирует по усеченному в два раза графику между Севастополем и Ялтой. А презентованная Медведеву три года назад «Комета» теперь украшает морской вокзал Новороссийска и никуда не ходит.
Очередную надежду на реинкарнацию гражданского флота во время своей предвыборной кампании 2020 года севастопольцам подарил Михаил Развожаев. Сначала его зам по экономике Мария Литовко объявила, что фирма «Papilov Yachts» выполнила заказ правительства. Чиновники решили обставить фуршетом долгожданный подарок губернатора ко Дню России и города. На воду торжественно спустили плот, которым управлял балансировавший от собственного волнения капитан и его помощник с садовыми граблями, изображавший очистку Артиллерийской бухты от мусора. Неустойчивая даже в штиль платформа под хохот журналистов сделала почетный круг у причала, и мероприятие свернули. А Литовко больше тему грядущего серийного производства плавучих мусоросборников нигде не поднимала.
Через месяц, как о курьезе перестали вспоминать в СМИ, Развожаев пообещал, что в мае 2021-го в Севастополе появится новый внутригородской катер для перевозки жителей по бухтам. Изношенным и небезопасным пассажирским судам «Севастопольского морского порта» уже около пятидесяти лет. Из-за постоянных поломок постсоветского флота градоначальнику даже пришлось временно отменить рейсы в Инкерман, оставив более востребованные маршруты на Северную сторону и Радиогорку.
В 2019-м, почти за год до предвыборного обещания Развожаева запустить новый катер, конкурс на постройку пяти пассажирских судов для Севастополя провела «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стоимость контракта составила 1,25 млрд рублей. Коллективную заявку подали три подрядчика: петербургское ЦКБ «Нептун», самарское ЗАО «Нефтефлот» и печально известный Севастополю по недостроенным «Кометам» завод «Вымпел». Как говорят знакомые с ситуацией источники «Примечаний», на самом «Вымпеле» никакие катера никогда закладывать не планировалось. Просто у «Нептуна» и «Нефтефлота» не было необходимых лицензий под участие в конкурсе ГТЛК, а имевший все необходимые допуски «Вымпел» просто использовали, как контрамарку для попадания в тендер.
Получить комментарий в питерской и самарской компаниях, почему обещанный Развожаевым к весне первый катер вместимостью 200 человек так и не вышел на рейд, «Примечаниям» не удалось. Звонки и запросы журналистов по электронной почте остались без ответа.
Пресс-служба главы Севастополя объясняет задержку тем, что проект дорабатывается, и обещает первый катер в декабре 2021 - январе 2022 гг. Возможно из-за этих переносов на неопределенные сроки не сбылось еще одно обещание губернатора – представить на «Петербургском международном экономическом форуме-2021» стратегию развития «Севастопольского морского порта». Без обложечного фото нового катера, отдающего швартовый в городе-герое под оркестр и овации, презентация Развожаева могла потерять смысл даже для него самого.
В интернете нет ни одного упоминания, что «Нептун» [строит два катера] и «Нефтефлот» [строит три катера] заставят севастопольцев забыть об устаревших паромах. Как оказалось, руководство компаний избегает отсылок к Крымскому полуострову, называет катера «круизными лайнерами» и использует формулировку «пассажирские суда для эксплуатации на черноморском побережье России». Конечный получатель катеров – «Севастопольский морской порт» – тоже никак не афишируется. Близкие к судостроительной отрасли собеседники «Примечаний» объясняют эту словесную абстракцию тем, что подходящий двигатель и оборудование для будущих судов, скорее всего, ищут заграницей.
В интервью профильному изданию «Корабел.ру» от 12 апреля 2021 года замдиректора «Нефтефлота» Виктор Зотов заявил, что современный проект PV20S [это и есть катера для Севастополя – прим. ред.] успешно реализуется: «Один корпус практически готов к насыщению, второй готовится, третий собираем блочно на стапеле».
Поставить первый катер прошедшей весной в Севастополь как раз должен был «Нефтефлот», но публичного объяснения просрочки контрактных обязательств в сети нет. Зотов в разговорах с другими изданиями уже в июне заявлял, что завод планирует в 2021 году спустить на воду два судна. Якобы предприятие ожидает поставку оборудования и двигателей. Но это разнится с комментарием пресс-службы Развожаева, который надеется только на один катер к концу этого – началу следующего года из-за некой корректировки проекта, о чем в своих интервью умолчал оптимист Зотов.
Судя по июньским фотографиям из социальных сетей «Нефтефлота», корпуса катеров, а сколько их на самом деле – по снимкам непонятно, пока стоят пустые. Выяснить, как продвигается строительство двух судов для Севастополя на питерском «Нептуне», не предоставляется возможным. Последний связанный с проектом PV20S анонс компании датирован июлем прошлого года. Издание «Портньюз» сообщило о закладке двух круизных лайнеров на площадке «Нептуна», снабдив публикацию торжественным снимком руководства завода на фоне декорации из воздушных шариков. «Нефтефлот» и «Нептун» должны были сдавать Севастополю по одному катеру с весны 2021 года шагом в три месяца.
Как стало известно «Примечаниям», бывший директор самарского «Нефтефлота» Сергей Маловичко незадолго до катерного тендера появился в Севастополе. Собеседники редакции вспоминают активность Маловичко, связанную с намерением получить контракт на строительство будущих пассажирских судов. Человеком, пригласившим Маловичко в Севастополь, называют «Игоря Чистякова из «Калашникова»», которого в 2019 году экс-губернатор Дмитрий Овсянников поставил руководить «Севморпортом» в пику команде Алексея Чалого, публично разоблачавшей махинации на этом госпредприятии. По словам собеседников «Примечаний», Чистяков познакомил Маловичко с дирекцией «Калашникова», когда дочерний концерн «Ростеха» после фиаско с «Кометами» искал новый высокомаржинальный проект. Источники «Примечаний» не исключают, что после этих встреч коллективную заявку на конкурс в 1,25 млрд рублей обеспечили участием «Вымпела».
Но при подведении итогов тендера в октябре 2019-го случился казус. Оспорить победу «Нефтефлота», «Нептуна» и «Вымпела» через антимонопольную службу попытался «Севморзавод». Параллельно уже сменивший Овсянникова на посту главы города Михаил Развожаев предложил Морской коллегии при Правительстве России помочь «Севморзаводу» заключить контракты на строительство круизных лайнеров. Но слова Развожаева никак не повлияли на ход событий, и ФАС отклонила жалобу «Севморзавода».
По иронии судьбы – и использованный в тендере «Вымпел», и считающиеся застрельщиками «катерного подряда»: Маловичко с Чистяковым оказались в «Объединенной судостроительной корпорации». «Калашников» передал «Вымпел» в ОСК, а Чистяков и Маловичко сейчас работают начальником и замом на северной площадке «Севморзавода». Связаться с обоими, чтобы подробнее изложить историю и будущее проекта новых пассажирских перевозок по севастопольским бухтам, у «Примечаний» не получилось. Источники редакции говорят, что стоимости контракта с лихвой хватит заработать даже не на пяти, а – большем количестве катеров, но лишь бы не повторился неудачный взлет «Кометы».