Как изменились образы героинь-воительниц в кино: от «Летят журавли» до «Чудо-женщины»
Жанр героического кино прошел сложный этап эволюции вслед за стремительно меняющимся миром. На смену Великой Отечественной войне пришли сражения другого толка. Из-за этого и современное кино ищет новые способы раскрытия женских персонажей в привычно маскулинных историях. Накануне 9 Мая наш киноредактор Елена Зархина вспоминает самых ярких героинь-воительниц.
«Летят журавли»Нетленная драма Михаила Калатозова заняла особое место в мировом кинематографе не только благодаря новому киноязыку и уникальным художественным решениям оператора Сергея Урусевского, но и образу главной героини в исполнении Татьяны Самойловой. Ее Вероника в начале истории хрупкая и в чем-то наивная девушка, смотрящая на мир доверчивым взглядом. Но в конце фильма ее взгляд тускнеет, а сама она, столкнувшись с ужасами войны, прощается со всеми иллюзиями.
Но, помимо прочего, это история о большой любви, которая возникла и сохранилась, несмотря на творящийся вокруг ад. Героиня Самойловой отразила чувства миллионов женщин, которые не могут взяться за оружие, но в чьем мужестве и отваге не может быть сомнений. Кстати, сама лента в год выхода получила главный приз Каннского кинофестиваля, а работа Татьяны Самойловой была отмечена наградой в номинации «Самая скромная и очаровательная актриса».
«Солдат Джейн»Ридли Скотт наравне с Джеймсом Кэмероном всегда считался режиссером-феминистом, потому что с интересом исследовал самые нестандартные женские образы в кино. В 1997 году он выпустил картину «Солдат Джейн» с Деми Мур в главной роли. Сюжет ленты строился вокруг неистового желания героини Мур служить в армии наравне с мужчинами. Помешать в этом ей пытались абсолютно все: от высшего военного руководства до беспощадного офицера-мучителя, сыгранного Вигго Мортенсеном.
Картина, потребовавшая от самой Мур не только актерской самоотдачи, но и впечатляющей внешней трансформации, стала своего рода гимном нового поколения женщин. Отвоевав право голосовать и строить успешную карьеру, они пошли еще дальше и заявили о намерении стать частью мира, до этого считавшегося исключительно мужским. Возможно «Солдат Джейн» не стала новым словом в жанре, но на рубеже веков задала новый курс кинематографа, которым он идет до сих пор.
«Цель номер один»После трагедии 11 сентября американцы несколько лет подступались к осмыслению произошедшего. Сама индустрия не спешила давать ответы, ощущая всю хрупкость этой тематики. И пока режиссеры по большей части акцентировали внимание на людях, занимавшихся спасением жертв теракта, Кэтрин Бигелоу обратилась к тем, кто стоял за поимкой самого опасного преступника в мире.
Героиня Джессики Честейн — сотрудница ЦРУ, ведущая охоту на Усаму бен Ладена. Ее ежедневный труд лишен головокружительных побед, но требует усидчивости, армейской дисциплины и прозорливости. В итоге ее Майе удается найти ту самую цель номер один, но победа не приносит ожидаемого счастья. Более того, оказалось, что годы, потраченные на поимку террориста, превратили ее в совершенно другого человека — бойца передовой, отвыкшего от мирной жизни. За эту работу Джессика Честейн была номинирована на премию «Оскар» и получила «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль (драма)».
«Сикарио»Картина Дэни Вильнева также рассказывает о непростых буднях сотрудников ЦРУ во главе с героиней Эмили Блант Кейт. Благодаря хорошей службе на нее обращает внимание высшее руководство и подключает к засекреченной спецоперации для борьбы с наркокартелями. Первое время Кейт с трудом ориентируется в ситуации: ключевая информация скрыта, в команде есть подозрительного вида «чужак» (Бенисио Дель Торо), а мотивация начальства неясна.
Но именно ей предстоит стать проводником для зрителя — вместе с ней мы спускаемся в подземный туннель, опасаемся каждого шороха и ждем подвоха от сомнительных коллег. Эмили Блант удалось создать образ бесстрашной и умной героини, которая, даже находясь в команде, чувствует себя изолированной. Ее Кейт показала, что сильная женщина не только та, кто держит в руках винтовку, но и та, кто одерживает настоящую победу, отложив оружие в сторону.
«Битва за Севастополь»Экранизация реальной истории Людмилы Павличенко снова вернула нас ко временам ВОВ, но на этот раз представила женщину совершенно иначе. Понятно, что женщины воевали, создавались целые женские батальоны, но «Битва за Севастополь» по-новому представила сам образ женщины-воительницы в картинах подобного жанра.
История личного подвига Павличенко, школьной отличницы, а впоследствии и профессионального снайпера, отстаивающего наравне с другими солдатами стратегически важный для СССР Севастополь, — это отражение нового времени. Индустрия наконец обращается к женским персонажам в разрезе их многообразия. И этот кейс служит одним из самых ярких примеров эволюции героинь фильмов о войне.
Кстати, в реальной жизни Людмила стала своеобразным символом советской женщины на войне. А с подачи американских журналистов получила прозвище Леди Смерть. Во время визита в Америку Павличенко была лично представлена первой леди США Элеонор Рузвельт.
Своеобразный рекорд поставил и заглавный трек к «Битве за Севастополь» — перепетая Полиной Гагариной песня Виктора Цоя «Кукушка». На YouTube у ролика почти 205 млн просмотров.
«Чудо-женщина»В XXI веке кинематограф продолжает искать новые сюжеты и новый формат их воплощения. В десятые постепенно возрос интерес к киногероям, и логично, что от персонажей-мужчин индустрия сделала важный шаг в сторону женских героинь. В этом смысле фильм о воинствующей амазонке Чудо-женщине, совершающей прыжок во времени и продолжающей бой даже в иной реальности, — важное слово во всей киногероике.
Разумеется, «Чудо-женщина» не лишена романтической линии, а воинственность сочетается с долей наивности. Но симбиоз комикса, основанного на легенде об амазонках и сюжете про женщину, жизнь которой не сводится только лишь к спасению всех и вся, — яркий мазок в портрете сильных женских персонажей.
«Мулан»Еще один поворот индустрии в сторону прошлого. «Мулан» — история об отважной девушке, решающей переодеться в мужскую одежду, чтобы пойти на войну вместо пожилого отца. Для китайского фольклора это имя легендарно, но прославить Мулан на весь мир смог Disney только в 1998 году.
Игровой ремейк получился еще масштабнее, а сама история обрела вторую жизнь. В фильме Мулан приходится сражаться как с врагами, так и с предубеждениями общества. Пусть картина была встречена публикой настороженно, сама история получилась актуальной и смелой. А главным оружием Мулан оказался не ее меч, а смекалка и бесстрашие.
С одной стороны, интерес киногигантов к образам прошлого объясняется их желанием сделать ставку на узнаваемых героев. С другой, блокбастер с главной героиней-азиаткой — очевидная победа сильной истории над любыми стереотипами.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото:Kinopoisk.ru
Видео:@StarPro/ YouTube