Бочка дёгтя без мёда
И да, таковые есть. И много. наглядный пример - Белицкий, которого все называют Билецкий. Он типичный русский нацист из Харькова, презрительно относящийся к бандеровцам и до переворота на знавший мову. Но с ним, как и с сотнями тысяч других, работали и украинские, и забугорные агитаторы и пропагандисты.
А Россия при ЕБН впихивала всех в Украину любой ценой - даже Черноморский флот. Лужкова только что мордой по столу не возили за строительство домов для черноморцев в Севастополе. А потом вплоть до переворота ограничивались отчетами, крестики ставили в планах.
В итоге - тотальный провал работы с людьми на Украине. А, вернее, полное отсутствие реальной работы. На этом направлении государство не делало абсолютно ничего. Скорее уж оно поступало совсем наоборот.
А бывает ли иначе?
Ещё как бывает!
Ярчайший пример тому — Венгрия. Которая уже много лет спокойно, но настойчиво вводит в действие целый ряд программ по работе с венгерским населением Украины и помощи ему. Поддержке венгерских организаций. Образованием венгерских детей. Предоставлению двойного гражданства. Финансированию отдельных проектов, складывающихся в систему. И это было ещё до Виктора Орбана, а уж при нём…
Если венграм нужен культурный центр в Ужгороде — они его получают. Если их детям нужна футбольная академия с шестью полями в Мукачево — деньги выделяются вмиг. Если чуть более взрослым детям нужен венгерский национальный университет в Берегово — финансирование выделяется в полной мере (не говоря уже обо всём остальном). И даже если украинским венграм нужно политическое представительство в Европарламенте (где даже сама Украина на положении бедной родственницы), то они получают проходные места в списке «Фидес». И это только отдельные эпизоды.
А скандал с блокированием работы Украины с НАТО и вообще везде из-за ущемления прав венгерского меньшинства языковым законом? Да Будапешт выгрыз у Киева преференции для своих.
Причём всё это обходится венгерскому государству не дорого. А знаете, почему? Во-первых, потому, что адресно. А, во-вторых, работа идёт по совершенно другой идеологии: это действительно работа с людьми, а не распил миллиардов казённых денег с жадными местными элитами.
Вот, к примеру, пару лет назад венгерское правительство приняло решение удвоить расходы на помощь закарпатским венграм. И знаете, какая сумма там в итоге получилась? Три миллиона форинтов. Это не слишком много (100 форинтов прибл. 25 рублей.). Особенно на фоне того, что вколачивалось через бездарный пылесос «Россотрудничества». Венгерская диаспора в Закарпатье получила пакет социальной помощи на 2019 год, средства которого пошли на помощь примерно 23 тысячам человек в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы в виде доплат к годовому заработку. И угадайте, как украинские венгры относятся к Венгрии?
Ну а что же в этом направлении делалось Россией? Долгие годы ещё до войны, когда это было куда более возможно, чем сейчас. А делалось следующее: безответственные, некомпетентные структуры, вроде «Россотрудничества», РИСИ и Ко, занимались «осваиванием денег», которые выделяло государство. Оные деньги тратились на важное и нужное дело: на элитные договорняки и "конференции".
Я участвовал в одной такой весной 15-го в Питере. Самое паскудное - это была наша с ныне покойным Сашей Близнюком идея. Из-за отсутствия денег, обратились за помощью в Россотрудничество. И на выходе получили сверхдорогой междусобойчик с кучей сбитых летчиков и говорящих голов. Для отчетности - класс, а реальный выхлоп нулевой. В нужник спустили колоссальные деньги. Особенно больно было это наблюдать, потому что прилетел я на это шоу из Донецка - слишком бросалась в глаза разница между икрой на столах и буханкой хлеба, которую тогда выдавали на трудодень.
Эта было последнее моё участие в подобном дерьме - я тогда на закрытом совещании сказал все, что думаю об этих скотах, не работающих с людьми.
А работать с людьми — это, разумеется, удел глупцов и неудачников. В результате не создавались никакие пророссийские некоммерческие организации (как делал Сорос и делает та же Венгрия), не было никаких серьёзных программ поддержки, не было вообще ничего. Максимум, они финансировали «культурные мероприятия», в ходе которых давали деньги откровенно пробандеровскому элементу (например, бывшим КВНщикам из числа «одесских джентльменов») или максимально политически нейтральным проектам. Например, об истории Харькова Кеше Кеворкяну.
Кстати, это были самые полезные из выделенных грантов. А вот серия брошюр о Бандере, Мазепе, Шухевиче и им подобным осталась без финансирования - без объяснения причин. И понятно, почему.
Что же до действительно пророссийского актива, то к нему относились откровенно враждебно: а вдруг из-за них придётся с украинскими властями ссориться, а ведь так хорошо сидели. В итоге доходило до откровенно преступных вещей, как, например, в тогда ещё не нашем Крыму, где кто-то из подобных деятелей просто передал украинским властям списки пророссийских активистов. В итоге теперь, вместо работы с людьми, задрав нос, рассказывает, что «они нам не нужны».
Браво, ребята!
Но в сухом остатке получается, что маленькая Венгрия, у которой нет ни нефти, ни газа, ни даже выхода к морю, ни Крыма, смогла. А Россия — до сих пор нет. Занавес.
Бурные продолжительные аплодисменты.
P.S. И этим, безусловно, не исчерпываются ошибки в работе за границей. И суть не в том, чтобы искать виновных или списывать неудачи на прошлые ошибки. Надо учиться и начинать работать с людьми. Не хорошими и правильными - с любыми. Информационная война потому и война, что требует борьбы за умы.
Как говорил мой школьный товарищ: "Жену надо воспитывать с колыбели".