Театр одного Байдена
Причина вызова Антонова в Москву известна, причина задержки с возвращением в посольство та же – "глубочайший кризис в отношениях с США". Если бы Анатолий Антонов немного задержался с отъездом из американской столицы, он мог бы лично передать Владимиру Путину приглашение на виртуальный саммит по климату. Вопрос с какой целью Байден пригласил российского президента на этот саммит после известного интервью пока остается без ответа, как и само приглашение.
"Янки" связи не боятся
Разлад в отношениях с США, неприкрытый выпад хозяина Белого дома в сторону России и Владимира Путина, а также агрессивная многословность генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга с холодным взглядом экспонатов музея мадам Тюссо, как бы заранее «приморозили климат» перед предстоящим собранием по вопросам потепления глобальной атмосферы. Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post.
Предстоит сделать выбор. С одной стороны, надо бы подтвердить озабоченность состоянием климата и его потеплением, пока неподвластным и до конца непонятным. С другой стороны, предстоит ответить на хладнокровный разворот США от практики нормального ведения дел в сторону напряжения отношений по всем линиям.
Разговор с лидерами Франции и Германии о ситуации на Украине пришелся кстати. Семь лет Вашингтон и союзники стояли как-бы в пол-оборота к России, ожидая «третьего взятия Севастополя». Виктория Нуланд, когда-то полгода учившая русский язык на советском рыболовном траулере, продолжила «разворот» с печеньем в корзинке. Бормотание «сонного Джо» в интервью «особо приближенному» к семье Клинтонов персонажу, окончательно завершило маневр. Вашингтон демонстративно повернулся спиной к России. Что из этого следует, что можно сделать, надо ли готовиться к «охлаждению», грозящему «ядерной зимой»?
Во-первых, выход был предложен – поговорить лицом к лицу, хотя и по видеосвязи. Предложение не было принято, видите ли «есть и другие лидеры в очереди».
Во-вторых, современные технологии дают редкую возможность поговорить «со всеми лидерами» сразу, что Байдену выгодно. Первые сто дней в офисе должны увенчаться если не очередным зарубежным вторжением, то чем-то «международным». В-третьих, предложение России и Китая провести встречу постоянных членов Совета безопасности ООН выглядит тяжеловесным и чужеродным, климат может стать подходящей заменой. На это есть спрос у сподвижников из лиги «золотого миллиарда».
«Окись»-шоу
Все происходящее напоминает любительский театр с гримеркой в Западном крыле Белого дома, где приютился аппарат режиссера. Театр на Пенсильвания Авеню1600 занимает центральное положение в Северной Атлантике, имеет поклонников и филиалы в ряде союзных государств, а также без устали гастролирует по всему миру, благо денег и желания «давать представления на выезде» пока хватает. Премьерой, открывающей сезон 2021 года, и должен стать Саммит по климату на главной сцене в Вашингтоне.
В рекламном объявлении на сайте Белого дома сообщается: «Ко времени Саммита Соединенные Штаты объявят амбициозный целевой показатель выбросов на период до 2030 года в качестве своего нового Национального вклада в рамках Парижского соглашения. В своем приглашении Президент призвал лидеров использовать Саммит как возможность изложить, как их страны также будут способствовать усилению климатических амбиций».
Все бы хорошо, но «климатические амбиции» пока не совсем укоренились в самом Вашигнгтоне. Больше того, отношение демократов и республиканцев к проблеме глобального потепления колебались с более заметной амплитудой, нежели показания термометров метеорологов. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата был принят в декабре 1997 года. Вашингтон его подписал, но не ратифицировал. В ноябре 2000-го, при Билле Клинтоне, делегация США покинула переговоры в Гааге, по «экономическим соображениям».
Этот шаг был сделан до того, как Джордж Буш стал президентом. В июле 2001 года Буш пообещал, что в области изменения климата политика его администрации будет поощрять технологические инновации, преимущества рынка, глобальное участие.
В 2007 году вышла книга бывшего вице-президента Альберта Гора «Неудобная правда». Проблема глобального потепления и выбросов в атмосферу углерода была описана, одноименный фильм принес автору-демократу Нобелевскую премию, правда только половину. Вторую половину получила Межправительственная комиссия по климатическим изменениям (IPCC). В 2009 году Дональд Трамп не только самолично подписал платное объявление в «Нью-Йорк Таймс» в поддержку законодательства по борьбе с изменением климата, но привлек к этой акции представителей бизнес-сообщества.
Следом, правда только в 2013 году, Барак Обама донес до студентов университета Джорджтаун всю серьезность глобального потепления и объявил «о новом национальном плане действий в области климата».
В декабре 2015 года, уже выступая в Париже, Обама заявил, что за семь лет его администрации США стали лидером в борьбе с изменениями климата за счет применения солнечной энергии, ветряных генераторов, ограничений на промышленные выбросы.
Как известно, главная цель заключенного в Париже соглашения состояла в том, чтобы удержать рост средней глобальной температуры в пределах 1,5-2 градусов по Цельсию по отношению к показателям доиндустриальной эпохи.
Вскоре, после избрания в 2016 году Дональда Трампа, «республиканский состав» труппы вашингтонского театра демонстративно отказался играть пьесу «Парижские соглашения 2015», назвав саму идею «мифической».
Таким образом, «климатическая повестка» стала предметом беспощадной межпартийной конкуренции. По мнению американского Института мировых ресурсов, администрация Трампа «отказалась от глобального сотрудничества в области климатических действий и четыре года движения вспять расширили пропасть, которую США должны преодолеть, чтобы достичь целей Парижского соглашения».
Как хозяева Белого дома будут относится к климатическим проблемам в будущем, это будущее и покажет.
«Свои люди» - сочтемся
Вашингтонская стратегия сотрудничества по другим «глобальным вопросам» включает Россию и Китай. В первоочередных делах, связанных с интересами безопасности, с конфликтами и «горячими точками» применяется другой подход. Так, например, на региональном уровне с Россией и Китаем Вашингтон (с союзниками) предпочитает вести дела «один на один». В Европе применяется испытанная схема «коалиция-Россия», коалиция включает Украину, может быть Грузию. В Азии в коалицию входят не только Япония и Австралия. Индию также усиленно приглашают принять участие, на очереди Южная Корея.
Как в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса-младшего: «Империя» (коалиция) принимает решение развести во времени и пространстве «отдаленные и звездные потребности демократий», отделив их от приземленных приоритетов «автократий». Если правила принимаются без поправок на «симметричность» интересов, играть придется на поле «демократий» и не только по правилам «выбросов двуокиси углерода», но и по требованиям «общечеловеческих ценностей, прав человека».
Лозунг «климатических амбиций» не единственный в словесном арсенале театра Байдена, который намерен опираться во внешней политике на принцип «многосторонних действий», а также авторитет ООН, где Блинкен призывает «строить коалиции с государствами-единомышленниками», читай союзниками. ООН, по его словам, должна быть «эффективно работающей и наиболее амбициозной организацией». Байден также считает ООН «центральным звеном» в решении глобальных проблем. Он провел онлайн-встречу с постоянными представителями стран, входящих в Совет Безопасности ООН.
Перемены в тоне Вашингтона по отношению к ООН запоздали. Взять хотя бы Резолюцию 2231 Совета Безопасности ООН от 20 июля 2015 года, одобрявшую Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана. СВПД был подписан в 2015 году Ираном и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также Германией. Соглашение снимало санкции с Тегерана. При Трампе США вышли из сделки в мае 2018 года. Байден продлил режим санкций на год, а Тегеран предупредил: если санкции не отменят, будет пересмотр обязательств, оговоренных в рамках сделки.
А пока идут разговоры о реанимации СВДП, главы МИД Ирана и Китая, Мохаммад Джавад Зариф и Ван И подписали всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве. Документ рассчитан на 25 лет и состоит из политических, стратегических и экономических компонентов. Иран полагает, что всестороннее сотрудничество с Пекином будет гарантировать его национальные интересы и устойчивое развитие. Нельзя исключать, что Иран уже «потерян» для Запада, прежде всего для Евросоюза.
Но для Китая, который «не разделяет ценностей», заготовлены сценарии противостояния с участием Тайваня, Японии, планы провокаций в Южно-Китайском море, вокруг островов Сенкаку. Правда, сделана оговорка. Экономические ставки высоки, а ответная реакция может быть молниеносной и ощутимой.
Сценарий «комбинированного» противоборства с Россией - одной из двух «автократий» - уже разыгрывается. Правила старые, но более строгие, их можно и пересмотреть по ходу пьесы. Сценарий спешно дописывает генсек НАТО Йенс Столтенберг: будем действовать, когда и как сочтем нужным! Выражение «тресковых глаз» роднит его со стажеркой по добыче рыбы на советском траулере, Викторией.