«По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй.
В журнале Адвокатские Вести России- Официальном издание Гильдии Российских Адвокатов, Федеральной Палаты Адвокатов РФ, Федерального Союза Адвокатов России, Международной Ассоциации Русскоязычных Адвокатов в номере 1-2 (241-242) 2022 в рубрике Исследования-Комментарии-Позиции, на стр.24 - 26 вышла статья
«По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй. (Кодекс профессиональной этики адвоката к сожалению стал уже как средство борьбы с критикой в адвокатуре). Обсуждение поправок к КПЭА открыто не происходит, как и ранее, все происходит килейно. Ожидается, что будут внесены изменения в Кодекс запрещающие адвокатам критиковать органы власти в адвокатуре. Чиновники, руководители властных структур в адвокатском сообществе далеко и видно на долго отстранились от защитников, адвокатов. По сути уже защитниками не являются, так как не принимают участия в судебных делах, не представляют и не защищают граждан в процессе. В советское время и до принятия ФЗ № 63 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» на территории РСФСР действовал Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР", на основании которого были задачи адвокатуры, права и обязанности, и возможность быть избранным в руководящие органы коллегии, порядок приема и прекращение членства в коллегии. Всё было на добровольной и демократической основе.
Каждый адвокат мог участвовать в выборе руководителя и сам мог быть избранным. Но в настоящее время всё изменилось. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (последняя редакция) заменил ранее действовавшее Положение об адвокатуре в РСФСР и в первой редакции записаны были задачи адвокатуры, права и обязанности, и возможность быть избранным в руководящие органы коллегии, порядок приема и прекращение членства в коллегии. Всё было на добровольной и демократической основе, как и в Положение об адвокатуре в РСФСР». К ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельность в РФ» был принят Кодекс профессиональной этики адвоката, где были прописаны этические нормы поведения адвоката в ходе своей профессиональной деятельности. Но затем и сам закон и Кодекс видоизменился и в результате чего адвокаты были лишены права избирать и быть избранными в органы самоуправления адвокатского профессионального сообщества, произошел захват, узурпация власти в адвокатских палатах во всех регионах РФ. Более того, в Кодекс были внесены нормы, которые не должны быть в нем, а именно этическое поведение адвокатов вне исполнения своей профессиональной деятельности, за что теперь может быть адвокат лишён своего статуса, что противоречит здравому смыслу, закону и в результате Кодекс профессиональной этики адвокатов стал средством для борьбы с критикой в адрес процессуального противника и руководства адвокатских палат. И самых ярких, профессиональных адвокатов, настоящих защитников изгоняют из адвокатского корпоративного сообщества.
И в нарушении этого, Органы адвокатского сообщества ещё больше ужесточили требования к деятельности адвоката вне его профессиональной деятельности и приняли дополнительные правила и сейчас действуют «Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммункационной сети «Интернет», что противоречит здравому смыслу и закону. Все эти нововедения , новые новеллы в Кодексе профессиональной этики адвокатов дали возможность управленцам адвокатского сообщества расправляться с неугодными адвокатами, настоящими защитниками нарушенных прав граждан, заставляющих власть: следствие, прокуратуру, суд через опубликования злостных их нарушений в СМИ интернет изданиях, дающих общественную поддержку незаконно обвиняемых или осужденных. И эти нововедения дали возможность управленцам АП в Башкирской республики лишить статуса В. Буркина, кто отличался оправдательными приговорами. Свежий пример: Это 21 декабря 2020 г. Решением АП Иркутской области был лишен статуса адвоката яркий адвокат Н.В.Курьянович, к.э.н.;депутат ГД ФС РФ IV – созыва, кто специализировался по политическим уголовным делам. В настоящее время он защищал полковника Михаила Шендакова, кому вменяют «экстремизм» 19 октября 2020 года стало известно, что Красногорский городской суд Московской области арестовал активиста, полковника ВС в запасе Михаила Шендакова, изменив ему меру пресечения с подписки о невыезде. В отношении него возбуждено дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти к социальной группе) и ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму в интернете). Со слов яркого адвоката Н.В. Курьяновича, депутата ГосДумы РФ 4 созыва, к.э.н.: «Адвокатуры как таковой не существует уже давно,… Институт адвокатуры демонтирован, дискредитирован и деморализован. Адвокат низведён до уровня простого статиста, особенно в уголовном судопроизводстве; ему отводится роль декорации на сцене спектакля кривосудия, лишь имитирующего правосудие. Нужна тотальная и радикальная перестройка всей судебной системы и адвокатуры в частности». 12 декабря 2020 года «Инициатива-2018» - общественная организация адвокатов и юристов провела онлайн-конференцию на тему “Изменение Кодекса профессиональной этики адвоката”. Тема вызвана необходимостью предложить и обсудить грядущие изменения этического Кодекса адвокатов. Они будут приняты на очередном Х Всероссийском съезде адвокатов 15 апреля 2021 г.
Какими будут поправки, зависит от нас – адвокатов. Выступление д.ю.н., профессора, Заместителя президента ГРА Андрея Рагулина 12 декабря 2020 года «Инициатива-2018» на онлайн-конференции на тему: “Изменение Кодекса профессиональной этики адвоката вызвали всеобщую поддержку его предложениям. Его предложения сводятся к следующему: «Адвокат сейчас лишен возможности избирать и самому быть избранным в органы управления. Фактически органы управления защищают интересы власти и не презумируется добросовестность адвоката при осуществлении им защиты». Руководство адвокатуры защищают не адвоката, а гос.органы, заявителей и представителей власти. Вообще то Кодекс профессиональной этики адвокатов, с юридической точки зрения является сводом нравственных, этических норм и регламентирует порядок дисциплинарного производства. Практика показала, что не те цели были достигнуты, ради которых существуют этот Кодекс и Закон, еще в 2012 году адвокат Карпов писал, «что рассматривая очередные поправки к кодексу, не хотелось бы думать, что придет время и придется искать защиту не только от государства, но и от ФПА, так как принятие кодекса ограничивают права и свободы адвоката». Первое заметное дело это дело против известного, профессионального адвоката, ученого, д.ю.н., профессора И.Л. Трунова, когда две жалобы от адвокатов АП Московской области, которые в жалобах указали, на конференции нанесло вред адвокатуре, а Трунов указал о коррупции в адвокатуре ущерб, незаконное давление, судья Лефортовского суда Голованов удовлетворяя иск указал, что «адвокатские палаты не имеют права распространять действия норм КПЭА на иные действия адвоката, которые не связанны с профессиональной деятельностью». В 2017 г. в Кодексе профессиональной деятельности адвокатов появились ст. 5 ч. 2 и ст. 9 ч.5 и взыскания стали распространяться на всю жизнедеятельность адвоката, а адвокаты просто не обратили на это внимание, так как защитнику не когда заниматься теорией, у него всё «жесткая практика» и поэтому «колокол» стал звонить по многим адвокатам. Стали приниматься сомнительные решений Квалификационных комиссий и в результате этой практики, взыскания привели к резкому увеличению с 2017 по 2019 годы. За этот период порочная практика по лишению статуса адвоката или привлечении его к дисциплинарной ответственности не за его профессиональную деятельность, а за всё, а просто за то, что он есть и имеет активную, правовую позицию. Эта порочная практика выросла в два раза.
В 2019 г. появились разъяснения по обращению адвокатов за своей защитой в правоохранительные органы за № 03.19. Эти разъяснения по сути своей являются антиконституционными и противозаконными. Адвокатам запретили обращения в органы государственной власти о проверки и проведении проверочных мероприятий управленцов от адвокатуры. Международная организация, комиссия юристов, МКЮ констатирует, что в СНГ к преследованию подвергаются адвокаты имеющих правозащитную, активную гражданскую позицию и комиссии по защите прав адвокатов, находящиеся в руководстве адвокатских региональных плата не всегда способны защитить своих адвокатов. К сожалению это так. Всё больше органы регулирования (палаты) адвокатского сообщества стали инструментом возмездия исполнительной власти и через них сами могут налагать произвольно взыскания на неугодных адвокатов через дисциплинарное взыскания на адвокатов. МКЮ подчеркнуло, что лишение статуса за действия которые соответствуют стандартам международным, не является мерой взыскания установленных КПЭА, эта мера должна быть определена и должна быть соразмерной за нарушение допущенные адвокатом. Защита прав адвоката должна быть всегда на первом месте, должна быть фактическая презумция добросовестности, так как без достаточных оснований, лишь на голословных обвинениях со стороны заявителей и представлений от государственных органов власти является подрывом адвокатской профессии и скажутся в скором времени самыми пагубными последствиями для корпоративного управления. При обсуждении поправок в КПЭА высказывается предложение о том, чтобы адвокат, статус которого прекращен повторно, получал право на новую попытку вступить в ряды адвокатуры не ранее чем через 5 лет. За критику и в соцсетях, и в СМИ будет наложен запрет на критику и уже действующие нормы КПЭА позволяют региональным адвокатским палатам устранять из корпорации неугодных адвокатов не за профессиональную непригодность, а за их активную гражданскую позицию, за одежду, за поведение, даже в не рабочее время. Но кодекс хотят еще больше ужесточить и на съезде адвокатов, на котором уже нельзя всем участвовать эти поправки должны быть приняты.
Всем нам надо понять, что от нашей активности и нашего участия в обсуждении КПЭА всё может измениться в лучшую сторону. Не надо ждать и слушать «О ком звонит колокол», так как он звонит о тебе, мой друг, коллега. Я тоже полагал, что меня это не коснется, я же честный, профессионал, активный, смелый, но эти качества также не нравятся нашим процессуальным противникам и они напрямую, так как у них есть общие интересы обращаются к не добросовестным представителям руководства адвокатских палат, а кодекс уже устроен так, что его можно использовать как действенное средство для лишения статуса адвокатов за из непреклонность перед властью, а также лишаются статуса адвокаты за свою критику. Если же эти изменения будут внесены и ужесточения в отношении защитников усилятся, то адвокатуры, защиты настоящей на всей территории РФ не останется, останутся «кивалы», «решальшики» и «статисты» с удостоверениями адвоката, как и в советское время, где только г.Москва хранились и применялись наработки, бесстрашие и защита российских адвокатов.
Если ФПА РФ, Адвокатские палаты субъектов РФ не услышат предложения адвокатов-защитников, представителей ГРА и МАРА, то ничего хорошего в ближайшие годы гражданам РФ ждать нечего, так как всех адвокатов-защитников, кто защищал руководствуясь лишь законом и логикой, а не своими личными интересами лишат статуса, а кто останется станут думать о своих личных интересах, угождая следствию и гособвинителю с судом, что было опять повторюсь в советское время…. Защита себя проявила после 1991 года по 2017 годы, когда уважение и боязнь адвоката-защитника была у процессуальных противников , но затем все пошло не так и привело к тому, что каждый год всё больше и больше лишают статуса адвоката не за преступления, а за активную защиту и бескомпромиссность со стороны защитников к нарушениям прав и закона по отношению к их подзащитным…., поэтому, Давайте всё таки вместе изменим ситуацию к лучшему и восстановим демократический централизм и законность в адвокатских рядах.
С уважением, Почётный адвокат России, член МАРА, АП г.Москвы, Коллегия Адвокатов г. Москвы «Ваша Защита» Гусаков Ю.В.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новогород, Самара, Астрахань, Симферополь, Севастополь, Владивосток, Хабаровск, Грозный, Казань