Крымский рубеж России
К 7-летию возвращения Русского Крыма.
Некоторые полагают, что слово Крым не из русского языка. Что вот жил же на этой земле некогда народ караимов – потомков хазар. Потом пришли татары из приволжских степей и переиначили землю караим в Крым. Некоторые же полагают, что и сами караимы назвались так оттого, что поселились в древней Киммерии – Восточном Крыму. Греки называли Крым Тавридой – страной тавров – народа, носящего крест (ставрос – по-гречески). Тавры задолго до Христа поклонялись изображению креста и высекали его на приморских скалах. Древняя это земля! Если начать перечислять все народы, прошедшие по крымским степям и горам нескончаемой чередой, то рассказ получится долгим. Древние тавры – народ автохтон, потом киммерийцы, потом скифы, потом греки, основавшие Херсонес – город героев, Боспор Киммерийский, разрушенный сарматами. Потом римляне. Римлян сменили готы, основавшие при Германарихе там свою империю, потерявшие ее под ударами гуннов. Впрочем, готы задержались в Крыму, и до 1475 года там существовало готское княжество Феодоро (между нынешним Севастополем и Бахчисараем), разгромленное турками и татарами. Гитлер, памятуя прошлое, мечтал полностью онемечить Крым, основав там немецкую колонию Готланд. Что стало бы с крымскими татарами, что так бездумно пошли на службу к немецким фашистам, если бы эти планы фюрера осуществились? Понятно ведь... Сталин поступил круто и выселил в 1944 году, после освобождения Крыма, все крымско-татарское население в Среднюю Азию. И это была вынужденная необходимость – нельзя было допустить кровавых разборок между татарами и русскими солдатами, возвратившимися с войны (а русских в Крыму всегда было большинство, несмотря на все репрессии при немцах) и увидевшими последствия погромов, что устраивали националистические отряды крымских татар на службе у немцев. Посохом железным правил Сталин и гнал, бывало, народы с насиженных мест... Плохо! Но иной раз не было иного выхода, чтобы помешать народам истреблять друг друга. Но нельзя не заметить, что крымские татары дали нашей стране несколько героев Советского Союза, а среди них особо ярко сверкает своей немеркнущей славой звезда Дважды Героя СССР славного летчика Амет-хан Султана. Его отец был представителем народа лакцев из Дагестана, а мать – крымской татаркой, он считал себя равно принадлежащим этим народам и заступался перед властями за крымских татар, добиваясь возвращения своего народа на историческую родину. В подмосковном городе Жуковском – столице отечественной авиации, где герой известен как заслуженный летчик-испытатель СССР, есть улица его имени. Там он и погиб, героически выполняя ответственное летное задание. Его могила в пантеоне Новодевичьего монастыря в Москве. Ее украшают мусульманские символы, но это никого не удивляет – он служил России! Так что нельзя мазать весь народ черной краской. В бедствиях и заблуждениях любой нации всегда виноваты ее вожди.
Русские в Крыму жили всегда. Еще святой Кирилл, создатель славянского алфавита, посетив Крым в 9 веке, нашел там Евангелие, писанное «русскими письменами», и видел людей, называвших себя русами. Одно время бытовал термин – таврорусы, существует смелая гипотеза, что древние тавры были предками русов, но это, конечно, лишь гипотеза. Во всяком случае, Крым – это слово явно славянское и происходит от крома – крепости. Отсюда – кромка, граница, рубеж. Историей уж видно было суждено Крыму стать рубежом России у ее южных границ. Здесь, на Боспоре и Тамани, жила Азово-Черноморская Русь, боевая вольница, совершавшая буйные набеги на Византию. Тогда и Черное море звалось Русским морем! А в Херсонесе крестился князь Владимир Красно Солнышко и стал Святым. Традиция глубокая, но лишь в веке XVIII отлились, наконец, слезы русских полоняников, что веками шли в Крым, подгоняемые плетками ордынцев на невольничьи рынки турецкой Порты. До пятой части населения Крымского ханства составляли угнанные в полон славяне как с русских, так и с украинских, и с польских земель. Россия, по сути, вела весь XVIII век упорную борьбу за Крым с Османами. Первыми Перекоп и Бахчисарай взяли войска фельдмаршала Миниха в 1736 году. Потом наступила эпоха Екатерины Великой и князя Потемкина – основателя Новороссии. Новороссия охватывала тогда весь степной край Причерноморья, вместе с Екатеринославом – столицей Новороссии, Одессой, Херсоном, Николаевым, Мариуполем и, конечно, Крымом, который посетила сама императрица Екатерина, провозгласившая Манифест о присоединении Крыма к России в апреле 1783 года. Присоединение Крыма к России признала официально и Османская Турция в 1791 году.
По злой иронии судьбы спустя ровно два века в 1991 году бездарный правитель России Ельцин уступил Крым Украине в ходе развала СССР. Впрочем, он был не первым негодным хозяином нашей страны, вспомним кукурузного Хрущева! Все это были по сути временщики, лишенные государственного сознания и ответственности перед русским народом. За их действия мы расплачиваемся до сих пор. Крымская оборона 1854-55 гг. – это особая страница в истории России, сопоставимая с нынешней ситуацией. Тогда Россия оказалась во враждебной изоляции от всей Европы и подверглась нападению коалиции трех могущественных держав: Великобритании («Правь Британия морями!..») с ее сильнейшим флотом, Французской империи Наполеона III («Он славный был герой!..»), мечтавшего вернуть славу своего дядюшки, битого при Березине и Османской Турции, что не забыла – чей был Крым до Екатерининских орлов! Крымскую кампанию того времени считают поражением России, но какое же это поражение, если нападающая на Россию сторона потеряла в три раза больше убитыми и ранеными, чем русская армия, оборонявшая Севастополь. Севастополь оставили после полного его разрушения, но в дальнейшем враг сам запросил мира и вернул и Крым и Севастополь России. Сейчас лукавые бандеровские голоса с разных интернетовских блогов внушают нам, что, дескать, в русской армии было много солдат и офицеров с украинскими фамилиями, что это украинцы отстояли Севастополь! Конечно, скажу я им, многие были из малороссийских местечек и сел, как, к примеру, герой Севастопольской обороны матрос Кошка, а кем они считали себя? Русскими солдатами они себя считали – и никак иначе! И потомок греков адмирал Нахимов, если бы он узнал, что он, оказывается, не русский, а «украиньский адмирал», велел бы всыпать горячих такому блогеру по мягкому месту, как полагалось по морским законам того времени! Никто тогда Украину от России не отделял – все были россиянами, и победить Россию, как полагал немецкий канцлер Отто фон Бисмарк, можно было бы только разобщив, рассорив два славянских народа.
До революционных бурь 1917 года на картах Российской империи существовала Таврическая губерния, охватывающая своей территорией не только Крым, но и Северное Причерноморье – до Запорожья на севере и почти до Донбасса на востоке. Это было оправдано экономически, сам Крым находится в засушливой зоне, там вечно не хватает воды, а основные сельскохозяйственные районы Тавриды расположены на плодородных землях южной украинской степи. И существовал некий баланс в этническом рассредоточении населения. Украинское население жило к северу от Перекопа, а русское население, которое постоянно прибывало туда в ходе русской колонизации Крыма, – к югу, потеснив крымско-татарский этнос, который в основном занимал самые благоприятные для жизни предгорные районы Крыма – от Бахчисарая до Феодосии. Впрочем, крымских татар было мало, основная часть этого народа ушла из Крыма в Турцию после ликвидации Крымского ханства. Сейчас в Анатолии проживают около трех миллионов человек, считающих себя потомками крымцев, но они уже в массе забыли татарский язык и полностью отуречились.
Крым стал русским! Это отмечалось еще до революции, он ведь стал последним оплотом Белой России, но и после ухода армии Врангеля в холодном ноябре 1920 года русское население продолжало преобладать в Крыму, крымских татар было не более 12%, столько же и украинцев. Этого обстоятельства не изменила и немецкая оккупация. Зато вторая оборона Севастополя в 1941-42 гг. дала столько примеров героического единства русских и украинцев в отстаивании Севастополя! Но это – особая тема, требующая отдельного рассказа. Этническую ситуацию на полуострове хотели изменить после его передачи, по решению главы партии коммунистов СССР Никиты Сергеевича Хрущева, по происхождению украинца, в 1954 году из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Конечно, это было связано с торжественным празднованием 300-летия воссоединения России и Украины, события XVII века. Годовщину Переяславской Рады («Навеки с Россией, навеки с русским народом!») отмечали пышно с невероятной помпой, и такой «подарок» был кстати. Забыли, правда, спросить сам народ Крыма: а хочет ли он переходить в состав «братской» Украины? Никакого референдума, даже опроса никто и не думал проводить, и потому такое решение органов власти совершенно незаконно, ибо только сам народ может решить свою судьбу.
Был один государственный деятель, который решительно выступил против такой трансформации Русского Крыма в Крым украинский – это тогдашний первый секретарь Крымского обкома КПСС Павел Иванович Титов. Он имел смелость прямо заявить свою позицию Хрущеву на совещании в Крыму. Его без разговоров сняли с партийного поста. Крым стали украинизировать, поощряя переселение туда населения из внутренних районов Украины. Но – удивительное дело! – сколько ни шел процесс «украинизации», а он привел только к обратным результатам. Переселявшиеся в Крым представители титульной нации вскоре начинали осознавать себя... русскими и таковыми объявляли себя при переписях. Так что к 1991 году, к моменту распада СССР, абсолютное большинство населения «украинского» Крыма было русским, и пришлось киевским властям соглашаться на учреждение в Крыму Крымской автономии со своим правительством и законодательным собранием, что сыграет потом ключевую роль в событиях 2014 года. И в дальнейшем, несмотря на все попытки украинизации даже киевским властям, приходилось признавать наличие подавляющего перевеса русских в Крыму. Так украинская перепись 2001 года показала лишь 24,3% украинцев среди граждан Крыма и 12,1% крымских татар. А русских – 58,3%. И это, заметьте, украинская перепись! Там, несомненно, натягивали изо всех сил «украинский» процент. На деле же расклад был другой: 68% – русские, 15,7% – украинцы и 10,6% – крымские татары. Это показала уже современная перепись после возвращения Крыма России. В чем же тут причина? А причина – в высоких ассимиляционных свойствах русской нации. История показывает, где бы не расселялся русский этнос – он немедленно втягивал в себя иные этносы, привносил свою культуру, язык, национальное самосознание и государственную идентичность! Русские люди уж так заряжены на генетическом уровне, они, как металлическая стружка, стягиваются к своему центру, магниту – к матери России, к Москве. Недаром великий русский историк Василий Ключевский считал русскую нацию армией, строящейся вокруг своего полководца – Великого князя Московского. Кстати, понимают это и украинские националисты, недаром они называют русских «москалями». Не вижу в этом ничего зазорного. Недаром они так ненавидят все русское, запрещают на Украине русский язык – они боятся этих невероятных по силе ассимиляционных свойств всего русского, их страшит Русский Дух! Но он неистребим. Русский Дух и победил в марте 2014 года, когда решалась судьба Крыма. Тот необычайный пассионарный подъем, что испытали жители Крыма, и особенно Севастополя, был не случаен. Давно в Крыму действовала Русская община Крыма, возглавлял которую и возглавляет сейчас Сергей Павлович Цеков.
В 2010 году было сформировано движение «Русское единство», возглавил которое Сергей Валерьевич Аксенов, ныне являющийся Главой Республики Крым в составе Российской Федерации. В Севастополе – городе русской воинской славы – пророссийское движение было особенно сильно, там во главе сил, выступающих за возвращение Крыма в лоно России стоял Алексей Михайлович Чалый, ученый-электротехник, физик и предприниматель. Верховный Совет Автономной Республики Крым возглавлял в начале того рокового года Владимир Андреевич Константинов, ныне Председатель Госсовета Республики Крым. Эти политики стояли во главе того политического и общественного движения, что вернуло Крым в состав России. Именно они трое вместе с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным подписали 18 марта 2014 года знаменитый «Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов». Так состоялось торжество исторической справедливости, и хоть путь к нему был долог, но все, кто помнит события зимы-весны 2014 года, конечно, отметят какую-то калейдоскопическую быстроту, с которой свершались они. Тут кризис наложился на кризис: политический кризис на Украине, бездействие президента Януковича, открывшее путь к власти в этой стране откровенным махровым нацистам, наследникам террориста Бандеры и фашиста Шухевича, что они и не скрывают, породили ответную реакцию в русском Крыму. И как в западной и центральной Украине бандеровцы из «Правого сектора» захватывали здания городских и областных администраций, явочным порядком проводя государственный переворот, так в ответ им поднялось встречное движение в Севастополе. Начиная с 23 февраля, с того исторического митинга у здания городской администрации, когда русский народ Севастополя заставил уйти прежнее прокиевское руководство города и был создан Координационный совет, который возглавил Алексей Чалый, начинается открытая борьба, когда уже не власть в своих закулисах, а сам народ на улицах и площадях решает все. Были попытки со стороны прокиевской прокуратуры и силовых структур, выполнявших указания новоявленной нацистской хунты, захватившей в это время власть в столице Украины, арестовать Алексея Чалого, но сам русский народ Севастополя в лице лучших людей из интеллигенции и рабочих, организованных в отряды самообороны, преградил им вход в здание городской администрации, а вскоре над ней был поднят флаг России.
Я не буду пересказывать всей канвы событий, об этом написано очень много, сняты фильмы. Но решающий переломный момент наступил 26–27 февраля, когда Верховный Совет Крыма в Симферополе выступил за отставку прокиевского правительства. К этому уже были готовы силы, особенно из крымских татар, ведомые меджлисом, который сразу занял антироссийскую позицию. Рассказывает Сергей Цеков:
«26 февраля с утра мы, придя на заседание Президиума Верховного Совета Крыма (заседания проходили практически ежедневно или по несколько раз в день), увидели, что под зданием собираются представители меджлиса (организация запрещена в России по решению суда), крымские татары. Мы почувствовали, что все серьезно, потому что их количество увеличивалось. В тот момент я позвонил Сергею Валерьевичу Аксенову и Михаилу Сергеевичу Шеремету. Сказал: похоже, что татары здесь затевают провокацию. Похоже, что это провокация против Верховного Совета Крыма. Что надо оказать им противодействие, надо подтягивать наших представителей, тем более что мы к тому времени ополчение уже в значительной степени сформировали – 23 февраля было формирование. Посовещались, решили, что надо делать. Стали подтягивать своих представителей к зданию Верховного Совета Крыма. Было очень много людей, которые просто пришли по зову сердца, понимая, что все серьезно. К нашей акции присоединились тысячи крымчан, и произошли столкновения под зданием Верховного Совета Крыма».
В первый день меджлисовцы, среди которых было много накачанных молодых парней, одолели. Они ворвались в здание Верховного Совета и начали терроризировать депутатов. Но в ночь на 27 февраля все изменилось, и кардинально. К Симферополю на полной скорости неслись военные грузовики из Севастополя. Это был спецназ морской пехоты Черноморского флота. Одеты они были без знаков различия в камуфляжные комбинезоны, оружия у них было много. Очень быстро они оттеснили охрану Верховного Совета и заняли здание. Все происходило без выстрелов, без драк, все очень вежливо и аккуратно. Над зданием взвился российский триколор! Так на арене борьбы появились знаменитые «вежливые люди», имена которых и сейчас, по понятным причинам, остаются вне гласности. Это вступила в действие Российская державная воля и пред этой волей в один миг распались, исчезли все препоны. Куда-то бесследно улетучились боевики меджлиса, да и украинская армия была словно парализована. Рассказывают участники, что когда отряд русских добровольцев хотел занять аэродром Симферополя, то их окружили украинские войска. Казалось, сейчас все добровольцы, у которых и оружия-то не было, будут уничтожены. Неожиданно на поле вкатились БТРы без знаков различия. Но это была наша армия! И украинские вояки тут же, без всякого сопротивления ретировались. И так было повсюду – по всему Крыму. Ни одно украинское орудие не выстрелило, вся армия украинской «оперетки», как сказал Михаил Булгаков про киевскую «самостийную» власть еще 1918 года, в мгновение ока превратилась в ничто. Рассказывает Дмитрий Саблин, депутат Госдумы от Москвы, глава севастопольского отделения «Единой России»:
«В феврале – марте 2014 года я вел переговоры с представителями украинских воинских частей, расквартированных на полуострове. На переговорах были командиры всех передовых частей украинской армии… Напряженно было, непросто. Но понимание мы нашли, что судьбу Крыма должны решать жители Крыма и Севастополя. Это главное, что было на переговорах. Вопрос применения оружия не стоял. Но, конечно, вопросов было очень много... Ситуация непростая была, разговор был длительный. Я надеюсь, что большинство офицеров осталось служить в российской армии, и у них все в порядке. Я искренне надеюсь, что это так».
Вот что такое Россия – она дунула, и враги исчезли, как туман. Если бы мы так же решительно поступали бы и на Донбассе, не было бы семилетней, уже скоро, войны, тысяч жертв, разрушенных городов... Но причины и следствия большой политики нам неизвестны. В любом случае мы должны поддерживать державный статус России, не вносить хаос и анархию на наши улицы, иначе... иначе «нас и птицы будут бить в поле половецком», как сказал еще в XII веке неизвестный и великий всезнающий автор бессмертного «Слова о полку Игореве», родственного и русским и украинцам.
Дальнейшее известно. На общекрымский референдум 16 марта были вынесены два вопроса:
1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ? 2. Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
Надеялись, что его поддержат более 50% проголосовавших граждан. Бюллетени были напечатаны на трех языках – русском, украинском и крымскотатарском. По результатам голосования 96,77% граждан (или 1 млн 233 тыс. 2 человека) в Крыму и 95,6% (262 тыс. 41 человек) в Севастополе высказались за воссоединение с Россией!
Это значит, что за Россию голосовали не только русские, но и украинцы, и крымские татары. Явка в Крыму составила 83,1%, в Севастополе – 89,5%. За проведением референдума следили более 50 наблюдателей из 21 страны, в том числе Израиля, Франции, Италии. 21 марта Крым был узаконен как субъект Российской Федерации.
Борьба закончена? Она только начинается. Хмель успехов прошел. Мир коллективного Запада, привыкший видеть Россию жалкой, слабой, зависимой, долго еще не примирится с сильной Россией. Воспользовавшись мировым экономическим кризисов, массовой пандемией, Запад провоцирует нестабильность в России, раздувает межнациональные конфликты, агитирует молодежь, подсылает к нам всякие анекдотические личности, вроде Навального, главное – посеять смуту в России, ослабить, расчленить ее, преодолеть крымский рубеж, который Россия заняла и не должна его покинуть, памятуя великие слова адмирала Нахимова: «Так защищайте же Севастополь!».
Художник: Олег Танцюра.