Морпехи в битве за Москву
Причину ненависти к морякам очень точно выразил в своем письме снайпер из 772-го стрелкового полка 386-й стрелковой дивизии Ф.П. Городов:
«Моряки дрались, не жалея своей жизни. Если пехота дрогнет, туда морскую пехоту, и успех обеспечен. Да, это были смелые, бесстрашные и преданные своей Родине люди, поэтому немцы их так ненавидели и сильно их боялись, когда они шли в наступление. Нас, защитников Севастополя, после падения Севастополя, стрелял, кто хотел, а матросов вообще не оставляли. Городов приводит пример — когда он шел в колонне пленных, то видел, что одного нашего бойца, раненного в голову, вели под руки два его товарища. Гимнастерка у него была расстегнута и была видна тельняшка. Немец-конвоир заметил ее и доложил офицеру. Всех троих сразу же вывели из строя и тут же у обочины расстреляли.»
В начале октября 1941 г. немецко-фашистские войска прорвали Западный фронт и устремились к Москве. Это было тяжелое для страны время. Красная Армия в жестоких, кровопролитных боях с врагом несла большие потери. Фронт требовал все новых и новых пополнений.
Одним из резервов был Военно-Морской Флот. Около 40 тыс. матросов, старшин и офицеров направил он в те дни на укомплектование 25 отдельных стрелковых бригад, которые спешно формировались по решению Государственного Комитета Обороны.
В начале декабря гитлеровские войска при подходе к каналу Москва — Волга (севернее Москвы) получили неожиданный удар со стороны новых 1-й ударной и 20-й армий. В числе первых соединений, выдвинутых в этот район в конце ноября, были 71-я и 64-я морские стрелковые бригады. Они помогли остановить противника и заставить его перейти к обороне. В ходе контрнаступления в состав 1-й ударной армии были включены 84-я и 62-я морские стрелковые бригады.
Еще в июле 1941г. 12 артиллерийских батарей флота были выдвинуты на танкоопасные направления, идущие с запада к Москве. Наибольшее количество орудий прибыло с Балтики. В августе двадцать 100–, 130– и 152-мм орудий 200-го артиллерийского дивизиона капитана 3 ранга А.Е. Остроухова заняли огневые позиции по левому берегу Днепра в районе Вязьмы, а десять 100-мм и 152-мм орудий 199-го дивизиона майора Я.А. Кочеткова были установлены в районе станции Оленино западнее Ржева. Они действовали совместно со стрелковыми дивизиями, оказавшимися на этих рубежах во время отхода.
В полдень 8 октября 200-й дивизион вступил в бой с фашистами. Моряки в течение восьми часов вели огонь по скоплениям живой силы и техники врага. Выпустив более 5 тыс. снарядов, артиллеристы нанесли противнику значительный урон.
Семнадцать суток выходили из окружения моряки-батарейцы и воины 2-й стрелковой дивизии. На третий день отступления у с. Богородицкое отходящую колонну наших войск неожиданно атаковали гитлеровские танки и мотопехота. Произошло замешательство. Танки начали давить обоз. Но тут артиллеристы старшего лейтенанта Г.Ф. Фокина развернули шестидюймовки, открыли беглый огонь и подбили четыре танка. Еще один танк подбил гранатой краснофлотец А. Шахов. Не выдержав огня, танки повернули, а моряки, сбросив шинели и оставшись в тельняшках, ринулись в атаку. Ее возглавил батальонный комиссар И.А. Белозерский. Моряков поддержали пехотинцы. В результате вражеские войска были выбиты из трех деревень. К 26 октября, пройдя длинный путь по тылам противника, моряки-артиллеристы с боями вышли к Москве.
В начале декабря 1941г. наступление немецко-фашистских войск под Москвой было остановлено повсеместно, а 5–6 декабря советские войска перешли в контрнаступление.
В декабре гитлеровское командование сосредоточило в районе с. Никольское, Белый Раст танковую дивизию и другие части, с тем чтобы ударить в стык 1-й ударной и 20-й армий и выйти на северо-восточные подступы к Москве.
64-я морская стрелковая бригада под командованием полковника И.М. Чистякова и военкома полкового комиссара В.И. Туликова, разгрузившись в районе Загорска, заняла оборону на танкоопасном направлении на участке Горки, Луговая, Озерецкое. В целях улучшения исходных позиций перед контрнаступлением 3 декабря бригада атаковала вражеские укрепления в районе с. Белый Раст — ключевой позиции противника на развилке Рогачевского и Дмитровского шоссе, откуда он обстреливал железную дорогу, канал и Дмитровское шоссе.
Более двух суток длился жаркий бой за Белый Раст. Первыми в село ворвались моряки-разведчики, но были здесь окружены. Отражая яростные атаки врага, моряки удерживали занятые позиции. Тогда фашисты бросили танки и открыли ураганный артиллерийский огонь. В бою разведчики уничтожили несколько танков, но не смогли противостоять намного превосходящим силам противника и были вынуждены отступить.
В ночь на 6 декабря морские пехотинцы во главе с батальонным комиссаром Г.И. Лихомановым снова атаковали противника в Белом Расте. Уничтожив боевое охранение, моряки на десяти танках 24-й танковой бригады ворвались в село и истребили более 70 гитлеровцев, подорвали гранатами несколько танков и орудий. Полностью уничтожить фашистов не удалось, так как два батальона бригады, наступавшие на село со стороны д. Кузяево, задержались с атакой, и это позволило противнику организовать оборону. Спустя два дня части 64-й бригады во взаимодействии с 24-й танковой бригадой окончательно сломили сопротивление противника и освободили Белый Раст.
С освобождением с. Белый Раст началось победоносное наступление морских пехотинцев. Преследуя врага, отходившего к Волоколамску, бригада за 13 суток прошла с боями 130 км, освободила 50 населенных пунктов, захватила 12 танков, 43 орудия, 141 автомобиль и много другой боевой техники.
В память о морских пехотинцах, героически погибших в боях с фашистскими захватчиками у Белого Раста, в центре села установлен обелиск. У основания памятника изображены якорь, перевитый цепью, и матросская бескозырка.
По приказу командующего 20-й армией 9 декабря 64-я бригада выделила подвижной отряд лыжников из 600 человек. Его задачей было перерезать Октябрьскую железную дорогу и Ленинградское шоссе, с тем чтобы не допустить отход противника из Солнечногорска на запад. Лыжный отряд моряков-добровольцев к 14 часам 10 декабря выполнил боевую задачу, сорвав попытку фашистских частей организовать оборону по каналу Москва — Волга и Истринскому водохранилищу. Опасаясь полного окружения, гитлеровцы поспешно оставили Солнечногорск.
Успешные действия 64-й морской стрелковой бригады оказывали влияние на обстановку во всей полосе наступления войск 20-й армии. Являясь передовым отрядом 20-й армии, 64-я морская стрелковая и 24-я танковая бригады успешно преследовали отступавшего противника. 14 декабря на рубеже р. Катыша, от с. Троицкое до Истринского водохранилища, они встретили особенно сильное сопротивление противника, сумевшего организовать здесь мощную оборону. Дороги, по которым шли моряки и танкисты, были минированы, мосты взорваны, на каждом шагу встречались завалы и заграждения. Однако к вечеру один из батальонов бригады прорвал оборону и захватил с. Троицкое — важный укрепленный пункт вражеской обороны.
Тяжелые бои 64-й бригаде пришлось вести на рубеже р. Лама.
Кровопролитный бой за с. Ивановское длился трое суток. Фашисты стремились во что бы то ни стало удержать с. Ивановское, ибо с его захватом нашим частям открывался путь для удара в тыл волоколамской группировке войск противника. Село дважды переходило из рук в руки. Бессмертный подвиг в этом бою совершили моряки-артиллеристы орудийного расчета младшего сержанта А.А. Лобченко. Вторично заняв с. Ивановское и стремясь отразить контратаку гитлеровских частей, они выдвинули орудие на прямую наводку и вступили в бой с четырьмя танками, подходившими на большой скорости с двух сторон. Моряки подпустили танки на близкое расстояние и точными выстрелами подбили сначала одну, затем вторую машину, после чего развернули орудие и ударили по двум другим танкам.
В это время на позицию артиллеристов налетели вражеские самолеты-пикировщики. От их огня погибли наводчик и подносчик снарядов. Алексей Лобченко, раненный осколком снаряда, вместе с наводчиком Гафаром Давлетшиным продолжали бой. Они подбили еще один танк. Вскоре упал сраженный пулей Давлетшин, и младший сержант остался у орудия один. Он бросался от лотка к прицелу, наводил орудие, производил выстрел и снова заряжал. Наконец вспыхнул факелом и четвертый фашистский танк. Вражеская атака была сорвана — гитлеровцы не прошли. Но в неравном бою погиб геройской смертью и моряк-тихоокеанец Алексей Лобченко.
После упорных боев 20 декабря 64-я морская стрелковая бригада, взаимодействуя с другими частями Красной Армии, овладела Волоколамском. Продолжая наступление, части бригады прошли еще 100 км и освободили более 25 населенных пунктов. За время наступления они уничтожили более 2 тыс. солдат и офицеров противника, захватили большие трофеи, в том числе 2 тыс. винтовок, 187 пулеметов, 19 минометов, 13 орудий, 9 танков и 160 автомобилей.
После войны генерал-полковник И. М. Чистяков, вспоминая о героизме моряков 64-й морской стрелковой бригады, которой он командовал в битве за Москву, писал: «Я не помню случая, чтобы воины 64-й бригады дрогнули при виде контратаки танков или подняли панику при виде превосходящих сил немцев… Этот дружный, хорошо сколоченный боевой коллектив я всю войну ставил в пример своим подчиненным… И сейчас, спустя более 20 лет, я с большой теплотой вспоминаю о 64-й морской стрелковой бригаде». За стойкость, отвагу и героизм личного состава, проявленные в боях с врагом под Москвой, 64-я морская стрелковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.
Заглавное фото: Морская пехота, Москва, 1941г.
The post Морпехи в битве за Москву first appeared on ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.