Почему нефть нам не помогает. Сказки современной России
Новосибирский политик и публицист Дмитрий Холявченко специально для Тайги.инфо описывает современную Россию.
Мир изменился невероятно. В наше время что-то произвести очень просто. Сложно продать и привлечь инвестиции. Самые мощные корпорации — это ширпотреб, начиная от мобильных телефонов и заканчивая топливом. Да, и промышленность — это теперь гораздо меньше половины мировой экономики. Даже в Китае большая часть экономики — это торговля и сфера услуг.
А еще самое большое богатство в мире — это люди. И это не сентиментальные благоглупости. Это совершенно рациональный вопрос капитализации. В производстве, коммуникациях и логистике все больше проблем решается машинами и программным обеспечением. А вот как на это все найти деньги и как продукцию продать, как принять решение о направлении развития, как получить образование и профессиональную подготовку, востребованную на рынке — вот это небанальные задачи, в которых роль человека существенно выше.
И мы видим, как выглядит структура мировой экономики, как выглядит экономика и занятость в развитых странах, какова экономика на развивающихся рынках, что собой представляет застойная экономика или экономика стран «четвертого мира». У жителей России достаточно даже того некачественного образования и личного опыта, чтобы все это понять даже инстинктивно.
Однако в некоторых вопросах, в максимальной степени охваченных государственной и оппозиционной пропагандой, почему-то сложить «два» и «два» чаще всего не получается. И проблема здесь даже не в мифологии или архетипах массового сознания, а в том, что человек может ошибаться в очень простых вещах. Особенно когда это кому-нибудь вокруг выгодно.
Во-первых, это возможно потому, что без конкретного изучения того или иного вопроса человек способен чувствовать лишь тренд развития, но не степень реализации этого тренда. А во-вторых, для человеческого разума большие числа инстинктивно несопоставимы. Не секрет, что большинство людей не видят особой разницы между миллионом и миллиардом. Это просто «много».
Учитывая эти особенности массовой психологии и идеологическую накачку информационного пространства, донести до разума большинства людей некоторые очевидные истины очень сложно. Ситуация многократно усложняется, когда это касается тех аспектов, которые в максимальной степени охвачены мифами.
Один из самых больших мифов — это миф о богатстве России. В особенности этот миф подкрепляется невероятными масштабами отечественной коррупции. Однако не нужно забывать, что какой бы масштабной коррупция ни была, она может занимать очень заметную долю от бюджетов всех уровней, но никогда не охватывает большую часть экономики.
Что касается богатства, то очень важно понимать простую вещь — ВВП на душу населения в России (то есть все товары и услуги, которые производятся в России) не превышает 10 тыс. долларов в год на человека. А уже все остальное следует именно из этого.
Давайте посмотрим на некоторые мифы (как масштабные, так и ситуативные), трансляция которых сейчас заменяет и общественную дискуссию о будущем страны, и политику.
1. Россия вывозит столько нефти, газа, металлов и леса, что если бы выручку от этого не разворовывали чиновники и олигархи, то вся страна могла бы жить припеваючи. Попробуем посчитать.
Нефть. В 2020 году Россия экспортировала нефти примерно на 80 млрд долларов. Средневзвешенный курс доллара за прошлый год — 72,1464 рубля за доллар. То есть фактическая выручка за нефть на международном рынке составила в рублях примерно 5,8 трлн рублей. Население России на начало 2020 года (вместе с Крымом и Севастополем) составило 146 748 590 человек. Получается, что если не платить зарплату тем, кто нефть добывает и транспортирует, не считать энергию, потраченную на транспортировку, обслуживание нефтепроводов и все остальное, и просто поделить выручку от экспорта нефти за весь год на все население — получится меньше 4 тыс. рублей в месяц на человека. Как-то недостаточно для роскошной жизни.
Газ. За 2020 год «Газпром» экспортировал 179,3 млрд кубометров газа. В основном в убыток. Цены на газ упали, конкуренция высокая, а себестоимость добычи в России высокая. Но мы можем довести ситуацию до полного маразма — возьмем просто годовую выручку. Включая продажу газа на внутреннем рынке. Официальной отчетности пока нет, но есть прогноз — 22,1 млрд долларов. То есть около 900 рублей в месяц на жителей России.
И все остальное не лучше — металлов не более чем 1300 рублей на человека в месяц, а леса и того меньше — максимум по 500 рублей на брата. И это все без учета расходов на производство и транспортировку, зарплату нефтяникам и металлургам и так далее. В целом это очень большие деньги для сырьевого бизнеса. Но как вы считаете — достаточно ли этих природных богатств для хорошей жизни россиян?
2. Пенсионная система, как я уже много раз писал — это самая большая проблема России. Более того — она, как уже тоже было отмечено, не имеет простых решений. Более того, после пенсионной псевдореформы 2018 года ситуация только ухудшилась. Численность пенсионеров выросла, а на 100 пенсионеров теперь приходится не 157, а 153 работающих.
Более того, в Конституции был закреплен «принцип солидарности поколений». Это значит, что теперь в России никогда не появится накопительная пенсия, бизнес никогда не прекратят наказывать за создание рабочих мест.
Чтобы не выдумывать велосипед, ниже я повторю доводы, которые использовал в одной из предыдущих публикаций на эту тему
Пенсии — это самая большая статья расходов, в разы превышающая иные значимые категории. Напомню, что одного годового бюджета Пенсионного фонда хватит, чтобы 11 лет финансировать российское образование. А если полностью перестать финансировать все силовые структуры, то этого не хватит даже на то, чтобы заплатить пенсии за четыре месяца. Причем этот вопрос не связан напрямую с эффективностью внебюджетных фондов. Да, ПФР тратит на себя больше 100 млрд рублей в год, но это составляется всего 2% от суммы пенсий.
Что касается пенсий не по старости, то 70% — это социальные пенсии. Они также платятся людям, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют достаточного стажа, пенсии по инвалидности и по потере кормильца. Таким образом, вопреки мифам, даже если отменить все «блатные» пенсии за выслугу лет и высшим чиновникам, то эффект от этого будет очень мал.
Если вдруг кому-то кажется, что государство от глупости и жадности отнимает крохи у самой бедной и незащищенной части населения, то это большая ошибка. Пенсионная система — самая большая проблема в современной России. И уровень дефицита этой системы намного превышает уровень российской коррупции. То есть, говоря проще, даже если перестать воровать, то денег не хватит. И если отменить армию и полицию, то все равно не хватит. И даже если отменить образование и здравоохранение, то через какое-то время все равно перестанет хватать.
3. Российская политическая оппозиция полностью сконцентрирована на общественно-политических вопросах. Экономика становится отчасти повесткой политического процесса только в том случае, если это связано с фактами коррупции. Дискуссия об экономических проблемах в российской оппозиционной среде отсутствует, а любые попытки разобрать упираются в те идейные и мифологические проблемы, которые были изложены в пунктах посвященных пенсионной системе и мифе о фантастических богатствах, которые получает страна от экспорта природных ресурсов.
Более того, отношение к экономическим проблемам в оппозиционной среде представляет собой что-то среднее между сказочной наивностью и шизофренией. Так, в этой картине мира может легко сочетаться резкое сокращение налогов и масштабное увеличение социальной защиты. И как вишенка на торте — совершенно фурьеристская вера социальное чудо: как только победит демократия все проблемы решатся. Абсолютное преобладание подобного типа мышления фиксируют недавние исследования группы Сергея Белановского.
4. Расследование ФБК (Минюст РФ считает фонд «некоммерческой организацией, выполняющей функцию иностранного агента») о дворце президента Путина в Геленджике стало одним из самых ярких факторов оппозиционного процесса последнее времени. Однако стоит отметить, что корневая аудитория Алексея Навального и так нисколько не сомневалась в предполагаемом участии президента России в коррупции. Гораздо важнее распространение фильма о расследовании на гораздо более массовую аудиторию.
Однако в эффектах массового сознания зрителей, тем не менее, парадоксально складывается возмущение не только самим фактом коррупции, но и ее масштабами. Причем в таком ключе, что «вот они где те деньги, на которые российский народ мог бы жить безбедно».
Однако, анализируя ситуацию, необходимо понимать, что стоимость самого объекта недвижимости необычайно масштабна для факта коррупции, но незначительна с точки зрения страны. Так, ФБК оценивает стоимость комплекса в 100 млрд рублей. С учетом того, что объект строился три года — с 2007-го по 2010-й, то в период строительства ежемесячно у каждого россиянина воровали примерно по 20 рублей.
Можно бы было, конечно, сказать, что таких дворцов в России многие тысячи, но мы понимаем, что это не так. Во-первых, не таких, а во-вторых, не тысячи. Но сколько и в какой степени мы не знаем.
Собственно в этом и состоит одна из опасностей коррупции для страны — понимание сути (воруют), но непонимание степени (сколько). И в российских условиях разоблачение фактов коррупции, к сожалению, приводит алогичному и очень опасному выводу, что «если перестать воровать, то денег на все хватит», потому что «Россия — богатая страна». А это вовсе не так. Как я уже однажды писал, Россия — это бедная страна на окраине мира.
И для того, чтобы что-то изменилось, просто смены власти и даже полной ликвидации воровства совершенно недостаточно. Надо еще очень много и тяжело работать.
Дмитрий Холявченко, специально для Тайги.инфо