Эрдоган мечтает полюбоваться Севастополем с мостика собственного авианосца
Наступившая неделя для Черноморского флота - не неделя, а просто праздник какой-то. Давно такого не было: в Севастополе состоится подъем Андреевского флага на закончившем программу испытаний новом малом ракетном корабле «Грайворон» проекта 21631 (шифр «Буян-М»). В общем – это девятый по счету «Буян-М» в ВМФ РФ. И четвертый в составе 41-й бригады ракетных катеров ЧФ. Случится торжество, как предполагается, 30 января, в субботу.
А накануне, в пятницу, на заводе «Залив» в Керчи запланирован спуск на воду модульного патрульного корабля «Сергей Котов» проекта 22160. К концу нынешнего года он будет достроен для 184-й бригады охраны водного района (Новороссийск). Между тем, там уже несут службу три таких же – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин».
Словом, события по любым меркам долгожданные и радостные не только для черноморцев, но и для всей страны, заждавшейся пополнения своего флота. Наверняка по этому поводу нас ждет уйма духоподъемных сюжетов по всем новостным телеканалам России и потоки слов от почетных гостей, которые уже собираются в Крым.
Вот только за блеском оркестровой меди и громом заслуженных литавр не проглядеть, не прослушать бы известий ровно противоположного толка. А именно: на противоположном берегу Черного моря прямо сейчас происходят вещи, которые не позволяют и мечтать, что в ближайшие годы ВМФ РФ станет, как это было в советские годы, безраздельным хозяином этих вод. Даже с учетом пополнения, о котором сказано выше. Потому что флот Турции, который давно стал сильнее нашего в этих широтах, укрепляется темпами – не нам чета. Амбициозная и очень дорогостоящая кораблестроительная программа Анкары прямо нацелена на то, чтобы в ближайшие годы сделать это государство не региональной, а подлинно океанской державой.
Пока Россия вводит в свой боевой состав корабли исключительного малого водоизмещения, хотя и с мощным ракетным вооружением, турки всерьез принялись даже за строительство авианосцев. Что автоматически выводит их в мировую военно-морскую «высшую лигу», поскольку вскоре позволит осуществлять стратегическую «проекцию силы» далеко от собственной национальной территории.
По сути, первый из таких кораблей (L 400 Anadolu) в провинции Стамбул был спущен на воду 4 мая 2019 года. И пусть он, изготовленный по испанскому проекту, официально именуется универсальным десантным кораблем, но фактически перед нами легкий авианосец, на борту которого могут базироваться до 12 американских истребителей F-35 и 12 ударных вертолетов NHI NH90, разработанных франко-германским консорциумом Eurocopter. А еще – до полутысячи морских пехотинцев, 46 танков или 77 единиц колесной техники. А также – четыре катера для высадки десанта на берег.
При полном водоизмещении 27,5 тысячи тонн и длине корпуса 231 метров, Anadolu стал самым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота. Превзойдя, таким образом, знаменитый «Явуз Султан Селим» (в прошлом - германский линейный крейсер «Гебен», под командованием немецкого вице-адмирала Вильгельма Сушона, но под турецким флагом совершавший набеги на Севастополь еще в годы Первой мировой войны). До 1950 года именно этот корабль являлся флагманом ВМС Турции. Был разобран на металл только в 1973 году.
Между тем, как на днях заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган, скорее всего, «Анадолу» недолго будет носить звание самого крупного боевого корабля Турции. По словам Эрдогана, его страна намерена в ближайшее время приступить к созданию полноценного авианосца, который Анкара планирует спроектировать, построить и вооружить собственными силами.
Не похоже, что это хвастливый экспромт. Скорее - глубоко продуманная программа, четко расписанная по этапам. Ведь о будущем авианосце турецкий лидер говорил еще в 2016 году.
В Стамбуле, на спуске на воду корвета «Бургузада», он тогда заявил: «Турция не может позволить себе снизить потенциал оборонной промышленности, либо прекратить шаги в военной сфере. Этому, в первую очередь, препятствует географическое расположение страны. После создания корабля-амфибии (Эрдоган имел в виду как раз строившийся в ту пору «Анадолу» - «СП»), Турции будет под силу построить отечественный авианосец. И мы построим его. ВС Турции будут иметь собственный авианосец. Мы этого достигнем. Никаких препятствий на этом пути нет. Если верить, то можно достигнуть успеха. Упорствуя, можно достичь всего. В настоящее время, слава Аллаху, у руля Турции стоит самоотверженное и решительное правительство».
Насколько это реально? Для такого государства, как Турция, строительство авианосца, учитывая техническую, технологическую и финансовую сложность задачи, на первый взгляд, кажется абсолютной фантастикой. Тем более, что ее первая попытка обзавестись собственной палубной авиацией в виде американских многофункциональных истребителей F-35 на палубе «Анадолу», на сегодня обречена на провал.
Ведь из-за резкого охлаждения отношений с Анкарой, Вашингтон заблокировал поставку таких самолетов туркам. Поэтому в ближайшие годы с палубы их новенького универсального десантного корабля станут подниматься одни только вертолеты.
Но в политике слишком многое стремительно меняется прямо на наших глазах. И отношения турок с американцами – в том числе. Вероятно, они тем более поменяются, если ставшие камнем преткновения F-35 Анкаре понадобятся именно для ожесточения противостояния с Россией. Предположим – вокруг проблемы принадлежности Крыма.
Кроме того, нельзя не отметить и резкий рост возможностей турецкого кораблестроения. Особенно – темпов работ.
Взять тот же «Анадолу». Дата его официальной закладки на верфи в Тузле – февраль 2018 года. Чуть более, чем через два года – спуск на воду огромного корабля. Ввод в боевой состав ВМС запланирован на 2021 год. Это может впечатлить кого угодно. Разве только не китайцев, которые свой флот пополняют еще быстрее.
А у нас? У нас уже упомянутый «Сергей Котов», водоизмещение которого весьма скромные 1300 тонн против 27500 у «турка», сначала в Зеленодольске, а затем – в Керчи строился на два года дольше (с 2016 года). А почти игрушечный рядом с «Анадолу» российский МРК «Грайворон» (водоизмещение порядка 900 тонн) - вообще с 2015-го. Поэтому в отношении пополнения флота надводными кораблями уже и Анкара способна на такое, что России пока и не снится.
Впрочем, почему только надводными? С подводными лодками по ту сторону Черного моря тоже происходит нечто удивительное. Снова сошлемся на амбициозного Эрдогана. В декабре 2019 года он сообщил, что с 2022 года ВМС Турции станут получить по одной дизель-электрической подводной лодке собственного проекта ежегодно. Всего – шесть новых ПЛ.
Первая такая лодка под названием Piri Reis по модернизированному немецкому проекту «Тип-214TN» уже спущена на воду. Ее длина 68,35 метра, ширина — 6,3 метра, водоизмещение 1850 тонн. Экипаж - 40 человек. Оснащена восемью современными 533-мм торпедными аппаратами, способна ракетными ударами уничтожать не только корабли, но и наземные объекты, ставить минные заграждения. На боевое патрулирование она выйдет уже в 2022 году.
И это тоже огромный шаг вперед Анкары. Ведь никогда прежде турки сами подлодок не строили. Те тринадцать единиц, которыми сегодня располагает их флот, приобретены у Германии. Но, по некоторым данным, до 80% оборудования Piri Reis теперь исключительно турецкого происхождения. И только около пятой части закуплено у немцев.
Как на этом фоне выглядят шесть наших «Варшавянок», которые Черноморский флот получил от российской промышленности с 2014 по 2016 годы?
Во-первых, их у нас уже и сегодня и так вдвое меньше, чем у турок. Даже и без обещанного Эрдоганом ежегодного пополнения.
Во-вторых, именно в Черном море потенциал подводных сил России еще скромнее. Поскольку минимум по две «Варшавянки» из состава 4-й отдельной бригады ПЛ ЧФ (Новороссийск) все последние годы на ротационной основе несут боевую службу в составе российской Средиземноморской эскадры. И если и выходят в походы, то из сирийского Тартуса. А еще часть субмарин той же бригады, отслужив свое в Средиземноморье, подолгу ремонтируются на Балтике. И лишь потом, вокруг всей Европы, «топают» обратно в Новороссийск.
При этом никакого пополнения в ближайшие годы 4-й отдельной бригаде точно не светит. Потому что все, на что пока способна отечественная промышленность, – до 2023 года хотя бы шестеркой таких же подводных кораблей обеспечить и Тихоокеанский флот. Потом, как утверждают, на очереди окажутся балтийцы, у которых собственных подводных сил на сегодня практически не осталось.
Поэтому до конца нынешнего десятилетия у новороссийских причалов теснее, увы, определенно не станет. Естественно – на радость, в том числе, и туркам.
Есть и очень тревожное «в-третьих». Да, наши «Варшавянки» располагают отличными и очень дальнобойными высокоточными крылатыми ракетами типа «Калибр-ПЛ», что автоматически делает их почти стратегическим оружием. Но двигательные установки этих субмарин давно стали их «ахиллесовой пятой». Поскольку являются дизель-электрическими, а не анаэробными (иными словами – воздухонезависимыми). В отличие от турецкой Piri Reis и тех субмарин, что скоро выйдут в Черное море следом за ней.
У тех дизельные двигательные установки совмещены с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP) на основе водородных топливных элементов c полимерной электролитической мембраной Siemens. Мы же с советских времен безуспешно пытаемся создать собственный анаэробный двигатель, хотя и на иных физических принципах.
Еще к 2008 году на смену «Варшавянкам» авансом, еще до создания российской воздухонезависимой установки, была разработана ПЛ проект 677 (шифр «Лада»). Угрохана уйма денег и сил – полноценной «Лады» до сих пор в природе нет. Поэтому строим то, чему научились еще в СССР.
По этой причине российские «Варшавянки» просто вынуждены периодически всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей. А турецкие «Тип-214TN» в состоянии выполнять задачи даже на предельных глубинах до 400 метров в течение до двух недель. А это важнейшее тактическое преимущество.
Если попытаться обобщить: несмотря на регулярное пополнение Черноморского флота кораблями весьма скромных размеров и боевых возможностей, наше отставание в Черном море от турок только нарастает. И, вне всякого сомнения, будет расти в обозримой перспективе. И не нужно себя успокаивать рассуждениями типа: «А мы своими крылатыми ракетами и штурмовой авиацией из Крыма легко перекрываем все Черное море вплоть до набережной Стамбула».
Перекрываем, да. Но и турки точно также в состоянии теми же видами оружия контролировать ту же акваторию. Одновременно на всех уровнях демонстративно оспаривая принадлежность Крыма к России. И это сильно портит тот праздник, который намечен на конец этой недели в Севастополе и в Керчи.