Три канализации, одна компания: как в Крыму пытаются достроить очистные сооружения
Эта же фирма распоряжением российского главы Крыма Сергея Аксенова определена подрядчиком строительства очистных сооружений в Ялте, где за 850 миллионов рублей должны сделать канализацию в поселке Кацивели. Сама «РСК-ЮГ» – дочерняя компания «Региональной строительной компании» из Москвы. Та, судя по данным из российских реестров, стала новым подрядчиком на строительстве очистных сооружений «Южные» уже в Севастополе. Здесь после срыва предыдущих работ стоимость проекта оценивают в 8,5 миллиардов рублей. О том, кто именно строит канализации минимум в трех точках полуострова, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Детально структуру собственности «РСК» в расследовании для журнала «Компания» разобрала севастопольская журналистка Екатерина Резникова. По ее данным, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указано, что владельцем 100% доли собственности компании «РСК-ЮГ», которой доверили очистные сооружения в Коктебеле и Ялте, принадлежит фирме «Региональная строительная компания» из Москвы. С апреля 2020 года ее возглавляет Борис Сакун, деловой партнер Аркадия Ротенберга – личного друга Владимира Путина. В свою очередь, владельцем «РСК» через третье юридическое лицо выступает АО «Трансстройинвест», 99% акций которого принадлежат некоему Алексею Фоменко. Екатерина Резникова рассказала Крым.Реалии, что ей удалось выяснить об этом человеке.
– Алексей Фоменко – московский строитель, он был застройщиком и вел небольшие проекты: жилые дома, офисные здания. В основном выступал в качестве подрядчика на строительстве аэропортовой инфраструктуры, дорог. В 2014 году Фоменко стал очень плотно заниматься Крымом: строил жилье для Федеральной службы охраны в Парковом, для военнослужащих в Армянске и Джанкое, заявлял о причастности к логистическому центру в Симферополе. Однако самые известные проекты Фоменко – возведение государственных дач в Оливе. Он сделал новую инфраструктуру на президентской даче и полностью построил знаменитую дачу ФСБ с шестиметровым забором и камерами. Видимо, после всего этого Фоменко пригласили на строительство очистных сооружений в трех городах. Санкций он точно не боится. Его бизнес фактически объединился с бизнесом ближнего круга Путина: Ротенберга, Тимченко.
В 2018 году, еще при российском губернаторе Дмитрии Овсянникове банк, куда перевели 2 миллиарда рублей на строительство очистных в Севастополе, признали банкротом и началась судебная тяжба с подрядчиком АО НПП «Биотехпрогресс» вплоть до расторжения контракта в апреле 2019-го. Вложенные средства федерального бюджета вернуть так и не удалось. С тех пор российское правительство Севастополя начало поиск нового исполнителя работ. Позднее уже исполняющий обязанности российского губернатора города Михаил Развозжаев заявил, что лишь единицы компаний в России способны реализовать такой проект. Согласно документации последовавшего конкурса, строительство должно было вестись по старому проекту, разработанному в 2017 году компанией АО «РТ-ЭКОС».
Екатерина Резникова полагает, что проблема изначально заключается именно в этой документации.
– Подрядчик «Биотехпрогресс» не справился, несмотря на то что имел большой опыт. Одна из причин этого – очень низкое качество проектов очистных сооружений. В то время как севастопольцам рассказывали, будто очистные успешно строятся, в профессиональной среде вовсю обсуждали, что проект «РТ-ЭКОС» никогда не заработает. Федеральные эксперты говорили, что он выполнен очень плохо и что очистные не справятся с нагрузкой и выйдут из строя. Ничего не изменилось: нам говорят, что по Севастополю разрабатывают новый проект, однако в открытом доступе никаких данных на этот счет нет. Трудно сказать, сможет ли «РСК» выполнить работы по всему Крыму в срок. Подрядчики, которые заходят на полуостров, хоть и используют местную рабочую силу, но технику везут с материка (из России – КР). По крайней мере с государственными дачами Фоменко справлялся хорошо.
Российский общественный активист, глава организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук убежден, что в крымских проектах проявляется высший уровень российской коррупции.
– Здесь стоит говорить не о коррупционных рисках, а о системе феодализма, которая процветает в Крыму. Коррупция – это когда чиновники пытаются решить личные проблемы с бизнесменами, а здесь решениями конкретных чиновников даются подряды на строительство одному из подручных главного феодала. В Крыму компаний для возведения очистных не нашлось, попытки Овсянникова, Развожаева и Аксенова решить проблему локально также не увенчались успехом, поэтому Путин сказал: «Не хотите так – отдадим моему приближенному». Ротенберг – особо приближенный, ему можно давать вообще все что угодно. Лично он получает еще один канал для перекачки государственных денег в свой карман. Я считаю, что Ротенберг и остальные реально выполнят эту работу по очистным, главный вопрос – в цене.
Ялтинский активист, главред местной газеты «Ялта» Сергей Сардыко выражает надежду, что новый подрядчик сможет наконец возвести очистные сооружения в городе.
– Необходимость велика: не может такого быть, чтобы в 21-м веке на курорте мирового уровня до сих пор не сделали нормальную канализацию. Год назад Владимир Путин проводил совещание по Крыму и ставил эти задачи, так что мы надеемся, что сейчас, после отставки министра ЖКХ Дмитрия Черняева, новый глава ведомства будет более эффективным. К тому же теперь с нас снимают федеральный закон №44, из-за которого многие беды в Крыму (имеется в виду исключение, которое дает возможность российским властям назначать единственного подрядчика на строительные проекты – КР). Подрядчик будет один – он федеральный, под присмотром вице-премьера Марата Хуснуллина. Мы рассчитываем, что этот опытный хозяйственник добьется того, чтобы темп работ не снижался, чтобы очистные сооружения были как можно скорее построены.
В поселке Кацивели также планируют возвести казино с гостиничным комплексом. Стоимость проекта составляет три миллиарда рублей, и по объему инвестиций он самый крупный из всех запущенных в 2020 году, – об этом в интервью изданию «Крымский журнал» рассказал первый заместитель российского министра экономического развития Крыма Анушаван Агаджанян. К работе строители должны приступить в первом квартале 2021 года. Контракта на строительство очистных в Кацивели в открытом доступе пока нет, так что пока не ясно, будут ли работать эти сооружения для всей Большой Ялты, или же только для создающейся игорной зоны в Кацивели.
Бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым Николай Порицкий напоминает, что украинские власти еще с 2011 года начали строить на полуострове новые очистные сооружения, в том числе в Коктебеле, однако закончить их не успели из-за российской аннексии.
– Часть объектов к 2014 году были готовы на 90-95%, на них должно было поступить дополнительное оборудование, но они так и стоят замороженными. Где-то ничего не выполнено, кроме бетонных работ. Когда мы говорим о строительстве новых очистных сооружений – в том числе в Коктебеле – не надо забывать о специфике горного Крыма, Южного берега. Там разные высоты, грунты, много скал, поэтому очень большие затраты пойдут именно на подвод коллекторов к этим очистным сооружениям. Какие технологии хотят использовать в Крыму сейчас, мне неизвестно. Информации нигде нет, в том числе по проектантам. Известно, что в Коктебеле очистные проектировал институт «Шельф», но это не его специфика. В Украине и в России для таких задач есть специализированные институты.
Поскольку Украина не признает российской аннексии Крыма, то считает незаконным и возведение здесь очистных сооружений российскими компаниями. Как пишет Екатерина Резникова, компания «Трансстройинвест» Алексея Фоменко в 2014 году выступила спонсором акции правительства Москвы по раздаче футболок с надписями «Санкции? Не смешите мои искандеры» и «Тополь санкций не боится».
(Текст подготовил Владислав Ленцев)