В начале марта 1920 года рядом со станицей Егорлыкской произошло самое большое встречное конное сражение Гражданской войны и всего ХХ века. Посреди заснеженной степи друг друга убивали 25 тысяч русских людей, разделенных «белой» и «красной» идеей. После этой битвы история России была предрешена и у противников коммунизма не осталось сил сопротивляться. Победа большевиков стала лишь вопросом времени.
К февралю 1920 года линия фронта между Рабоче-крестьянской Красной армией и подразделениями Вооруженных сил Юга России проходила по реке Маныч. Из-за сильных морозов, общей усталости войск и степного характера местности обе стороны активно использовали кавалерию. Красные 1-ю Конную армию Буденного, а белые конную группу генерала Павлова.
16 февраля РККА прорвала фронт и заняла стратегически важную железнодорожную станцию Торговую. Генерал Деникин приказал Павлову исправить ситуацию. Белая кавалерия смяла красные заслоны и 19 февраля атаковала Торговую. Температура опустилась ниже -25 градусов, дул сильный ветер и группа Павлова была вынуждена ночевать в степи.
Красная артиллерия обстреливала казаков, которые насмерть замерзали в степи. Выполнить задачу Деникина кавалерия не смогла и отступила. В своих мемуарах Буденный писал: «Насмерть замерзшие кони со всадниками. Стояли в степи заледенелые трупы». За эти дни убитыми и замерзшими Павлов потерял до 2, 5 тысяч бойцов.
25 февраля в районе станицы Средне-Егорлыкской, понесшая тяжелые потери группа Павлова столкнулась с 6-й кавалерийской дивизией Тимошенко. Благодаря численному перевесу красные победили, и белоказаки с большими потерями отступили в станицу Егорлыкскую. Деникин понимал, что может потерять свою главную ударную силу и стал посылать к Павлову подкрепления. В это же время к станице двигались основные силы красных. Начиналась самое большое кавалерийское сражение ХХ века.
По разным данным количество участников сражения разнится. Вероятней всего, к началу боя под управлением генерала Александра Павлова находилась конная группа в 13 тысяч сабель и 3,5 тысячи человек пехоты. Ударной силой армии был корпус генерала Барбовича – 5 тысяч шашек и 5 конных батарей, терская дивизия генерала Агоева – 2,5 тысячи казаков, 600 калмыков, отдельные бригады донских и кубанских казаков.
Противостояла белым 1-я Конная армия Буденного и 10-ударная группировка Михаила Великанова. Всего 10,5 тысяч всадников и 2,7 тысячи пехоты. Красное командование располагало 24 трехдюймовыми орудиями и 120 тачанками с пулеметами.
1 марта 1920 года заметно потеплело и твердый снег превратился в кашу. В 10 часов утра красная пехота потеснила пластунские казачьи роты, которые стали отходить к окраине Егорлыкской. В ответ на это Павлов конницей атаковал левый флаг противника. Навстречу белым всадникам Буденный бросил кавалеристов 6-й дивизии Тимошенко, 1-й Кавказкой дивизии Гая, и красных казаков Блинова.
Начальник штаба 20-й стрелковой дивизии Красной Армии Борис Майстрах вспоминал: «Темные массы кавалерии огромной и широкой волной покатились по степи. Прекрасное и в тоже время жуткое зрелище. Казалось, что эта волна конников все может смести на своем пути, раздавит и сомнет всех». Тысячи всадников сшиблись в рубку посреди заснеженной степи. Красные смогли потеснить белых, которые стали откатываться к Егорлыкской.
Революционная кавалерия, увлекшись атакой, продвинулась к окраинам станицы, где ее начали выкашивать пулеметным огнем. В это же время на правом фланге беляки шашками рубали пехотинцев 20-й стрелковой дивизии РККА. Буденный был вынужден перебросить им на помощь часть своей кавалерии и ослабил центр армии.
Разгадав маневры красных, Павлов бросил в центр построения противника элитную кавалерийскую бригаду генерал-лейтенанта Ивана Барбовича. Для таранного удара всадники выстроились во взводные колонны и пошли в атаку. За ними следовала остальная кавалерия. Однако генерал просчитался. Разметав первую линию пехоты, белые вышли на позиции пулеметных рот 4-й дивизии и красную артиллерию.
Шквальный огонь косил белых взвод за взводами. Атакующие дрогнули и поскакали к своим позициям. Вперед мчалась только бригада Барбовича, 600 бойцов которой погибли в этой атаке. На другом участке терским и кубанским казакам удалось зажать в клещи 4-ю кавдивизию калмыка Оки Городовикова. Станичники начали резню красноармейцев, которых спас удар 6-й кавдивизии Тимошенко.
Перегруппировавшись, казаки и белогвардейцы снова поскакали в атаку и даже прорвались к командному пункту красных, однако это была ловушка. Практически в упор их стала расстреливать артиллерия, спрятанная в камышах.
Белые утратили наступательный пыл и отступили к Егорлыкской. Ночью красные ворвались на улицы станицы и началась жестокая рубка за каждый дом. Революционным командирам удавалось перехватывать подкрепления противника и к утру войска Деникина отступили с поля боя. Так закончилось самое большое в истории ХХ века встречное кавалерийское сражение.
По данным советских историков 1 марта 1920 года белогвардейцы только убитыми потеряли 4 тысячи человек. Потери красных войск неизвестны, но они также измеряются тысячами. В этом сражении Вооружение силы юга России потеряли свою основную ударную силу и стали отступать под ударами красных дивизий. Исход гражданской войны был предрешен.