Готовность к подвигу в крови
Вражеский беспилотник-камикадзе стремительно спикировал на наши позиции и взорвался при входе в блиндаж. Огонь мгновенно охватил деревянные перекрытия и брезентовый полог. Почти сразу сдетонировал боезапас. Из дымящей огненной темноты послышались крики раненых. Ближе других к атакованному блиндажу оказался боец с позывным «Акула». Он сам пострадал от взрыва, но, наплевав на ранение, не раздумывая, бросился в горящий блиндаж спасать товарищей…
За «ленточкой» мне не раз приходилось встречать людей особого склада – будто созданных для жизни на войне. Чувство страха у них притуплено до такой степени, что, кажется, они просто не способны его испытывать. В экстремальных обстоятельствах они, как правило, собраны и активны. К любому делу относятся очень ответственно. У них есть ясное понимание цели в жизни. И они всегда заботятся о ближних.
«Этот парень именно такой», – решил я буквально через пять минут общения со старшим лейтенантом Илхомом Петером. «Поцелованный Марсом», как говорят про прирождённых воинов астрологи. Хотя судьбу Илхома вряд ли определило расположение звёзд. Скорее – его семья. Дед-орденоносец воевал в Великую Отечественную. Отец офицера служил в мотострелковых частях, прошёл Афганистан. Мать была военным медиком. Два родных брата служат сейчас в военно-транспортной авиации – один, как и Илхом, на СВО, другой – в Сирии.
Несмотря на молодость, парню слегка за тридцать, ему не занимать боевого опыта, причём в самых разных военных специальностях. Окончив школу в родном Оренбурге, призвался в артиллерийскую часть в Пермской области. После срочной пошёл служить по контракту в 201-ю Гатчинскую дважды Краснознамённую военную базу (бывшую прославленную 201-ю мотострелковую дивизию) в Таджикистане. Скучать там было некогда – постоянные учения по линии ОДКБ, да и саму службу замкомандира взвода снайперов на границе с Афганистаном назвать курортом вряд ли у кого-то язык повернётся.
В первый же день специальной военной операции Илхом написал рапорт о переводе в воюющее подразделение. Так мотострелок Петер стал командиром подразделения, выполняющего боевые задачи на БМПТ «Терминатор». Оттуда и появился «морской» позывной – на броне его боевой машины белела хищным оскалом грозная голова акулы.
Военная судьба вела Илхома по самым горячим точкам СВО: Артёмовск (Бахмут), Авдеевка, Попасная, Белогоровка, Лисичанск и ещё десятки больших и малых населёнников, где русская армия убедительно доказала, что нацистам нет места в XXI веке.
Получив первое офицерское звание после выпуска из Казанского высшего танкового командного училища, «Акула» принял должность командира штурмовой роты.
Штурмовые отряды под его командованием отлично себя проявили при освобождении Авдеевки и Желанного в ДНР. Нацисты упорно цеплялись за каждый сантиметр, каждый дом, каждую улицу, подтягивали резервы и пытались постоянно контратаковать. Отряду «Акулы» пришлось вынести многое: переход в тыл врага по студёным зимой болотам, атаки «Леопардов» и «Абрамсов», уличные бои, временами переходящие в рукопашную и наконец непрерывный 27‑часовой бой, в итоге которого оставшиеся в живых боевики сдались в плен.
– Под нашим напором нацики побежали из Желанного и дальше. Мы им ротацию сорвали. Подразделения, которые шли за нами, с налёта ещё три населённика взяли без боя практически, – рассказал Илхом.
Командование по достоинству оценило работу командира штурмовиков, наградив его медалью «За отвагу».
А двух «Мужиков», которые украшают парадный китель Илхома, он получил за подвиги, связанные со спасением жизни товарищей, и оба раза – как и предписывает статут награды, в условиях смертельной опасности.
Вблизи позиций подразделения «Акулы», вражеский ПЗРК поразил наш Су‑25. Лётчик успел катапультироваться, но приземлился в «серой зоне». Оценив обстановку, Илхом мгновенно принял решение спасти пилота, и вместе с товарищем бегом выдвинулись к лесополосе. Выносили раненого лётчика на себе, попутно отстреливаясь от преследовавших вэсэушников. Офицер ВКС выжил, после госпиталя вернулся в строй. Разыскал своего спасителя, чтобы сказать братское спасибо, и сейчас они поддерживают дружеские отношения.
Вторым орденом Мужества командиры оценили героизм Илхома при спасении товарищей в том самом горящем блиндаже. Вновь и вновь «Акула» возвращался в задымлённое помещение, среди горящих разрушенных перекрытий отыскивал раненых бойцов и тащил их на улицу. Сам порядком обгорел и потерял сознание, когда выносил из блиндажа пятого. К счастью, подоспевшие однополчане спасли и Илхома, и других пострадавших.
– Я думаю, любой на моём месте поступил бы так же, – рассуждает офицер. – На фронте взаимовыручка – это не абстрактное понятие, а норма жизни. Как говорится, сам погибай, а товарища выручай.
Очевидно, для потомственного военного постоянная готовность к подвигу – в крови. В планах «Акулы» – служить до тех пор, пока позволят силы и здоровье, поступить в академию, сделать блестящую офицерскую карьеру.