Воин, дипломат, святой
Сегодня, 6 декабря, Россия отмечает День памяти великого князя Александра Невского – святого Русской православной церкви, великого князя, полководца, дипломата Древней Руси. Именно 6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года Александр Ярославич был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. А почти через 300 лет на Московском Соборе 1547 года канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных.
Александр Невский – небесный покровитель дипломатической службы, морской пехоты ВМФ и сухопутных войск России. По всей стране открыто множество памятников святому, учреждены государственные награды, названы улицы, площади, скверы. Храмы, церкви, часовни, монастыри в честь Александра Невского действуют не только в нашей стране, но и за её пределами – в Азербайджане, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Германии, Грузии, Дании, Израиле, Казахстане, Киргизии, Китае, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше и т.д.
И всё же надо отметить, что уже давно фигура Александра Невского является одной из самых спорных в русской истории – впрочем, так же, как Иван Грозный, Пётр Первый и другие исторические личности. Одни считают князя Александра Ярославича святым и спасителем земли русской, другие же называют его предателем, пособником ордынских захватчиков. Что же, попробуем разобраться, кто же прав.
Кое-что о средневековых танках
Начнём, пожалуй, с битвы на Чудском озере: именно она на слуху в связи с именем святого князя Александра. Сражение это обросло огромным количеством мифов, которые до сих пор тиражируются школьными и вузовскими учебниками.
Пожалуй, единственный бесспорный факт – это то, что в 1237 году папа римский Григорий IX воспользовался ослаблением Руси в результате монголо-татарского ига и провозгласил крестовый поход на язычников-финнов, а заодно и на русичей как «неправильных христиан» и конкурентов в Прибалтике. Далее начинаются странности. Например, с названием побоища – Ледовое. Битва, судя по источникам, происходила 5 апреля. А в XIII веке температура на севере нынешней России была выше, чем сейчас. Ни о каком сражении на льду и речи быть не могло. Тем более о том, чтобы новгородская дружина гнала врагов семь вёрст по льду (как гласит одна из поздних летописей). Какие семь вёрст, когда между берегами озера было не более двух километров?
В ранних летописях картин «самоутопления» ливонцев вообще нет. Да и быть не может хотя бы потому, что новгородский дружинник вместе с конём и доспехами весил не меньше западноевропейского рыцаря. В Старшей ливонской рифмованной хронике, которая повествует о победе «короля Александра» и поражении рыцарей, вообще нет ни слова о том, что битва произошла на озере. Зато сказано, что убитые «падали на траву».
Особый вопрос – о количестве сражавшихся. Наиболее ранний источник, Новгородская первая летопись, сообщает о 400 убитых и 50 пленных рыцарях. Ливонская рифмованная хроника — о том, что «двадцать братьев осталось убитыми и шестеро попали в плен». Зато ливонцы сообщают, что на каждого рыцаря приходилось до 60 новгородцев. К ХХ веку некоторые ретивые историки число немцев тоже довели до 12-15 тысяч.
Впрочем, как утверждают исследователи, новгородская летопись и ливонская хроника, в принципе, не противоречат одна другой – по крайней мере, что касается тевтонцев. Так, историк Клим Жуков считает, что в битве участвовали с обеих сторон по несколько сотен человек. От немцев это 35–40 братьев-рыцарей в сопровождении 160 конных кнехтов (воин на службе у господина; на каждого рыцаря приходилось в среднем по четыре таких слуги) и наёмники-эсты («чудь без числа») – отряд примерно в 100–200 человек. По меркам феодального средневековья такое воинство считалось серьёзной угрозой. Примерно такими же силами, 40-50 рыцарей, Генрих Английский завоевал Уэльс. Каждый рыцарь был известен по имени, представлял собой нечто вроде средневекового танка, bene loricatus (лат. хорошо одоспешенный). Собравшись вместе, они сметали всё на своём пути.
Что касается дружины Александра Ярославовича, она, конечно, не могла никоим образом превосходить рыцарей ордена меченосцев в 60 раз, но максимальная численность новгородского городового полка, княжеской дружины Александра, суздальского отряда его брата Андрея и присоединившихся псковичей могла доходить до 800 человек. Так что значение битвы новгородцев с братьями-рыцарями недооценивать не стоит. Это было крупное победоносное сражение – даже если оно происходило и не на озере, и не на льду.
Но вот имело ли оно значение для сохранения русской нации? Здесь на благоверного князя обрушивается поток чудовищных обвинений, главное из которых – «предательство интересов русского народа», сотрудничество с Ордой, коллаборационизм. Мол, ради сохранения Новгородской земли Александр Ярославович склонился перед Бату-ханом, платил дань и даже помогал собирать дань с других. Сколько русских городов татары побили-потоптали, а Новгород, гляди-ка, выстоял…
Да ведь в условиях чудовищной феодальной раздробленности на Руси это было самой верной политикой. В русских землях первой половины XIII века никакого единого русского государства не было, существовали два десятка мелких и крупных княжеств, которые постоянно грызлись между собой. Даже само слово «Русь» многие не воспринимали. Так, новгородцы и псковичи считали себя не русью, а словенами. В новгородских берестяных грамотах «еду в Русь» значило – еду во Владимир или Тверь. Города были малочисленны, одни из самых крупных – Рязань (10 тысяч человек), мегаполисы Киев (50 тысяч человек) и Новгород (30 тысяч человек).
И вот приходят монголы. Современные историки оценивают их войско в 40 тысяч всадников (четыре тумена). Закалённые воины с отработанной стратегией и тактикой, с современным оружием, безжалостные и суровые. Что могли противопоставить им раздробленные русские княжества? Ничего. Киевская дружина могла выставить примерно 1000 человек, новгородцы – 800 дружинников, остальные – и того меньше. К тому же княжества вечно ругались друг с другом за первенство. Первое же столкновение русско-половецких войск с монголами на реке Калка показало полную беспомощность князей. 20 тысячам монголов противостояло всего лишь пятитысячное сборное русско-половецкое войско, к тому же князья перессорились, и киевская дружина вообще не приняла участия в сражении.
То, что Александр Невский трезво оценивал обстановку, был умелым дипломатом и сохранил новгородские земли от монгольского разграбления и агрессии рыцарей-меченосцев, свидетельствует о нём как о неординарной личности. В случае военного столкновения с ордынцами исход мог быть лишь один, без вариантов. Сохранить народ – вот что необходимо было сделать. И князь это сделал.
К слову: дань монголам и татарам Русь продолжала платить не только после победоносной Куликовской битвы 1380 года, но и после стояния на реке Угре 1480 года, когда ордынцы вернулись в свои степи. И даже после сражения при Молодях 1572 года, когда русские войска разгромили армию крымского хана Довлета Гирея. Как же можно ставить в вину Александру Невскому то, что он не повёл новгородцев под татарские сабли?
Укротивший варварство и низложивший зависть
В 2021 году на берегу Чудского озера был открыт мемориал «Князь Александр Невский с дружиной: шесть фигур спешившихся витязей, а также три конных фигуры, доспехи поверженного врага и флаговая группа. Посвящён монумент 800-летию со дня рождения Александра Ярославовича, а также победе новгородского воинства над рыцарями Ливонского ордена в 1242 году.
На открытии памятника выступил президент России Владимир Путин. Так вот, я считаю, что он в своей речи очень точно и чётко расставил все акценты. Глава страны сказал: «Здесь, на Чудском озере, князь Александр Невский со своей дружиной разгромил иноземных захватчиков, отстояли Новгород и Псков, а по сути – всю Древнюю Русь».
Именно так – всю Древнюю Русь. Потому что кем бы себя ни считали новгородцы, но рифмованная ливонская хроника называет их русскими.
Следующий тезис свидетельствует о понимании всей сложности исторической обстановки XIII века и месте великого князя:
«Он жил в сложнейший период отечественной истории, когда угроза исчезновения, именно исчезновения, утраты нашей государственности могла стать трагической реальностью».
Хотел бы добавить: и государственность эта толком ещё не сложилась, тем существеннее вклад благоверного князя Александра, которому на момент битвы было чуть более 20 лет. И этому мальчишке приходилось не только сражаться, но и решать сложнейшие проблемы. Этому посвящён самый важный отрывок из президентской речи:
«Масштаб личности Александра Невского поистине грандиозный, а его жизненный путь – сложный и многотрудный. Это был путь выбора, который он всегда делал в интересах сохранения самобытности и духовных основ русского народа, во имя родной Руси, во имя будущего нашего государства. Ради него Александр Невский совершил подвиги не только как воин на полях сражений, но и как искусный дипломат и мудрый государственный деятель, мудрый государственный политик.
Он взял на себя тяжёлую ответственность, проявил уникальную дальновидность и волю и сделал всё, чтобы Русь окрепла, смогла сберечь, сохранить и продолжить традицию древнерусской государственности.
Суть его подвигов отражена в словах Михаила Ломоносова, выбитых на гробнице Александра Невского: «…укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе».
Исполать тебе, княже Александр Ярославич! Честь и слава великому сыну Земли Русской…