Первым результатом, который получили исследователи, стало выявление того, что в общей стоимости содержания жилья для граждан увеличилась доля коммунальных услуг: если в 2020 году затраты граждан на содержание и ремонт жилья составляли 72,1%, а на капитальный ремонт 27,9%, то в 2024-м — 67,48% и 32,52% соответственно, то есть за четыре года доля капремонта приросла на 4,62%. При этом в 2024 году средняя стоимость жилищных услуг по России достигла 1 252,04 рубля, увеличившись всего на 205,29 рубля за четыре года. Как считает президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников, необходимо устранить дисбаланс между ускоренным ростом платы за капремонт и замедленным увеличением платы по статье «содержание и ремонт», так как из-за фактической заморозки последней происходит недофинансирование деятельности УК и ТСЖ и ускоряется износ общего имущества в МКД.
В целом, вышеприведенные данные показывают смещение в структуре трат, в процессе которого коммунальные услуги постепенно отъедают для себя все большую нишу. «Этот тренд, проявившийся еще в 2017 году, носит негативный характер, так как в норме индексация тарифов должна происходить мягко, а не создавать перекосов в структуре платежа», — комментирует Сергей Креков. Отразилось такое подорожание и на общем размере квартплаты: ее средняя величина при оплате «модельной» однокомнатной квартиры выросла с 3 752 рублей в 2020 году до 5 059 рублей — на 8,7% ежегодно, или на 35% в сумме.
Казалось бы, учитывая актуальные уровни инфляции, это не так уж много. Но дьявол, как известно, в деталях. Более детальный взгляд на изменения показывает, что за четыре года самый большой темп прироста был у тарифов на водоснабжение и теплоснабжение, а самый низкий — на электроснабжение. Показательна и статистика по регионам. Так, в Ростовской области в 2023 году обращение с ТКО обходилось владельцу типовой квартиры в 176,5 рубля, а в 2024-м — в 314 рублей, то есть подорожание услуги в этом отдельном регионе составило 78,65% против 9,25% в среднем по стране. И это говорит о том, что существуют регионы с «отрицательным ростом» этого тарифа, так как иначе добиться выявленной средней величины невозможно. В их число входят Чувашия, Севастополь, Хакасия и другие.
«Максимальное увеличение тарифа на вывоз ТКО за четыре года отличается от среднего его роста по стране в 9 раз, и это очень высокое расхождение. Оптимальная разница не должна превышать 2-3 раза», — считает Сергей Креков.
Еще хуже ситуация в водоснабжении, где максимальная разница в росте тарифов за год составила 100 раз (меньше всего за год они увеличились в Новгородской области — на 1,08%) и водоотведении — 300 раз!
Регионами с максимальной индексацией тарифов с 2023 по 2024 год стали: на капитальный ремонт — Новгородская область (рост с 8 до 12,03 рубля, или в полтора раза), на водоотведение и водоснабжение — Дагестан (на 48,94% и 39,35% соответственно), на теплоснабжение — Пермский край (на 54,41%), на электроснабжение — Кабардино-Балкария (на 15,1%). А суммарно средний индекс по всем видам услуг в 2024 году вырос на 10,4%.
Как отметил Сергей Креков, гигантская межрегиональная разница в темпах повышения тарифов говорит о том, что идеология тарифного регулирования не имеет реальной связи со стоимостью производства работ и предоставления услуг. При этом менее резкие изменения стоимости электроснабжения для населения (расхождение между максимальным и минимальным увеличением тарифа в регионах разнится лишь в пять раз) говорят о том, что тарифная политика в этой области имеет более осмысленный характер.
Что касается тарифов на вывоз коммунальных отходов, то их «лихорадило» больше остальных. Отчасти такие резкие колебания «извиняет» то, что реформа обращения с отходами началась сравнительно недавно, и в некоторых субъектах властям приходилось корректировать этот тариф вследствие давления Федеральной антимонопольной службы и по другим причинам. При этом надо учитывать, что в 75% регионов плата за вывоз мусора устанавливается исходя из метража помещений, а в 25% ее взимают в зависимости от числа проживающих. Дуализм такой тарификации создает очень большие проблемы для того, чтобы экономически обосновывать изменения цен на эту услугу.
Не секрет, что самой «тяжелой» составляющей в квартплате является оплата теплоснабжения: ее доля постоянно растет, и к настоящему времени увеличилась до 35%; ускоренно прирастает и связанная с ней услуга горячего водоснабжения. Суммарно на две эти услуги в платежке приходится половина ее «веса».
Напротив, доля расходов по графе «содержание и ремонт» в платежках уменьшилась с 20% до 16%. Таким образом, эта услуга стала «жертвой» текущей тарифной политики. В незавидном экономическом положении оказались и водоканалы, многие из которых находятся в предбанкротном состоянии.
Такой дисбаланс негативно отражается на населении. С 2023 по 2024 год из-за резкого изменения тарифов больше всего квартплата выросла в Красноярском крае (на 86%), Орловской и Тамбовской областях, тогда как минимальный ее прирост в одном из субъектов составил 15%.
Особенно болезненно такие скачки отражаются на малодоходных группах населения. Так, в Республике Саха доля квартплаты доходит почти до половины пенсии, а в целом в 55 субъектах квартплата превышает 22% пенсии — планки, когда возникает право на субсидии. Принципы их выплаты далеки от совершенства, эти суммы не покрывают рост квартплат, но создают значительную нагрузку на региональные бюджеты.