ФЕКАЛЬНОЕ ДНО РОССИЙСКОГО ЖКХ
В ночь с 27 по 28 октября 200 тысяч жителей Волгограда оказались в эпицентре настоящего фекального потопа, ставшего следствием аварии на канализационном коллекторе. Прорыв произошел на склоне реки Царицы в районе городского сквера им. А. Пахмутовой, откуда бурные зловонные потоки устремились в Волгу, залив на своем пути парк у Интерактивного музея «Россия – моя история», детскую железную дорогу и Нулевую продольную магистраль. Для устранения причины аварии коммунальщикам пришлось отключить городское водоснабжение и оставить более тысячи многоэтажек, 17 тысяч частных домовладений и 8 учреждений с круглосуточным пребыванием граждан в Советском и Ворошиловском районах без воды и тепла. Работа школ и детских садов была приостановлена, а возле жилых домов выросли огромные очереди за привозной водой.
По словам губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, город столкнулся с одной из самых масштабных за последние 10 лет техногенных аварий. Местные журналисты, в свою очередь, считают, что масштабы бедствия могли бы быть значительно меньше, если бы коммунальные службы вовремя отреагировали на обращения граждан, которые еще накануне катастрофы обнаружили огромную яму диаметром примерно в 20 метров и несколько часов тщетно пытались дозвониться до аварийщиков, спасателей и чиновников администрации. Лишь после того, как в ситуацию вмешались представители СМИ, на месте аварии появились первые коммунальщики.
Спустя трое суток выяснили, что причиной прорыва стало повреждение нескольких десятков погонных метров труб, пролегающих на глубине семи метров. Что удивительно, виновных в случившемся долго искать не пришлось. Это, по мнению чиновников, советские инженеры, которые 50 лет назад проложили здесь «неправильные» трубы.
«Здесь 50 лет назад были проложены металлические трубы, которые использовались не по назначению, они сгнили со временем. Сейчас их толщина напоминает фольгу», – сообщил журналистам губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Сказать, что попытка чиновников снять с себя ответственность и спихнуть ее на наследие советских времен вызвала взрыв общественного недовольства, – это не сказать ничего. Достаточно заглянуть в социальные сети, чтобы увидеть, что они просто кипят от негодования, ненависти и проклятий в адрес властей предержащих.
А КТО ВИНОВАТ?
По факту коммунальной аварии, которая произошла как раз в канун 80-летия Победы в Сталинградской битве, СК по Волгоградской области возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья). И по всей вероятности, «назначить» виновными советских инженеров и позволить уйти от ответственности настоящим виновникам, на этот раз вряд ли получится. Слишком громкий резонанс вызвала эта грязная история с вонючим душком.
В жалкие оправдания чиновников не верят ни люди, чье терпение уже вот-вот лопнет, ни общественные активисты, ни политики. Так волгоградский депутат от КПРФ Илья Кравченко лично проинспектировал подземные реки города и обнаружил, что в устье реки Царицы осуществляется сброс неочищенных стоков.
«Фактически фекалии в центре Волгограда текут прямо в Волгу. Я направил обращения в администрацию города и прокуратуру», – написал Кравченко в своем Telegram-канале. Однако никакой реакции на эти обращения со стороны местных властей так и не последовало. И теперь депутат планирует подать коллективный иск к компании «Концессии водоснабжения», которая обслуживает город и которая, если следовать логике, должна нести ответственность за состояние коммунальной инфраструктуры.
ГОРОД-ГЕРОЙ ПОД КОНЦЕССИЕЙ БАРЫГ
Если коротко, то концессия – это договор между государством и частным инвестором о строительстве или ремонте какого-либо объекта недвижимого имущества или инфраструктуры при условии, что инвестор впоследствии сможет пользоваться этим имуществом и извлекать из пользования материальную или иную выгоду.
В 2015 году власти Волгограда заключили такой договор с частной компанией «Концессии водоснабжения» в надежде на то, что коммерсанты за свой счет модернизируют инфраструктуру водоканала, износ которой на тот момент составлял около 80%. Однако шли годы, а качество коммунальных услуг в городе не менялось. Количество аварий только увеличивалось. Как, впрочем, и тарифы на услуги ЖКХ, которые после прихода концессионеров стали расти как на дрожжах. Куда утекали миллионы рублей простых волгоградцев – вопрос риторический.
Но, проведя собственное расследование, местные журналисты все-таки нашли конечного бенефициара. Им удалось выяснить, что 100% уставного капитала фирмы «Концессии водоснабжения», официально зарегистрированной в Волгограде, принадлежат московскому ООО «Объединенные коммунальные концессии», владельцем которого, в свою очередь, является АО ИК «Лидер» во главе с Павлом Прассом.
Помимо волгоградской концессии, Прасс имеет бизнес-интересы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Новосибирской, Самарской и Саратовской областях. Сфера деятельности организаций, которые контролирует Прасс, связана с государственно-частным партнерством, или, проще говоря, с извлечением прибыли путем получения под свой контроль государственного, точнее, народного имущества.
Год назад журналисты издания The Moscow Post очень заинтересовались персоной Павла Прасса и его коммунальной империей, покопались в учредителях компании ИК «Лидер» и обнаружили там ЗАО «Лидер». В прошлом эта контора была полугосударственной, так как в числе ее учредителей фигурировал созданный государственным ПАО «Газпром» пенсионный фонд АО «НПФ Газфонд». В настоящее время НПФ «Газфонд» ликвидирован, но продолжает приносить своим владельцам, часть которых находится в тени, огромные прибыли. Как и фирма Павла Прасса ИК «Лидер», которая за 2017 год заработала более 100 млн рублей. А вот дальше информации в открытых источниках нет. Остается только догадываться, где теперь находятся деньги, собранные с граждан и управляющих компаний за коммунальные услуги. Наверное, там же, где и пенсионные накопления миллионов россиян – далеко за пределами РФ. И уж точно не заточены под модернизацию дырявых канализационных труб.
ФЕКАЛЬНЫЙ БИЗНЕС ОЛИГАРХА ФРИДМАНА
Техногенная катастрофа в Волгограде вскрыла серьезные проблемы, решение которых государство делегировало олигархам. А олигархам, как и следовало ожидать, эти проблемы до фонаря. И если учесть, что львиная доля российской коммунальной инфраструктуры отдана на откуп барыгам, то прорывы, подобные волгоградскому, в скором времени следует ожидать по всей России. Ведь срок эксплуатации советского наследия уже давно истек, а в новое никто вкладываться не спешит.
Вот, к примеру, 9 сентября этого года фекальные реки, вырвавшиеся из-под земли, спровоцировали транспортный коллапс на одной из самых оживленных трасс Воронежа и затопили целый микрорайон канализационными стоками. Прокуратура Воронежской области тогда взяла аварию на карандаш и обещала разобраться в ситуации.
Видимо, виновных ищут до сих пор. Хотя понятно же, что спрашивать надо с того, кто взял на себя ответственность за содержание и эксплуатацию этой канализационной системы. И, да, получает за это миллионы рублей из карманов обычных граждан. И кто же это?
Согласно открытым источникам, это ООО «РВК-Воронеж», главным бенефициаром которого является беглый олигарх Михаил Фридман. По данным журнала Forbes, Фридман прочно застолбился на 6-й строчке в списке богатейших людей России, является гражданином Израиля и проживает в Великобритании.
Стоит отметить, что ООО «РВК-Воронеж» в прошлом уже неоднократно оказывалась в центре коррупционных скандалов. Так, например, 12 сентября 2014-го года оперативники УФСБ по Воронежской области провели обыск в офисе компании и обнаружили документы, указывающие на связь ООО «РВК-Воронеж» с оффшорами. Как выяснилось, счета компании находились за пределами РФ – на Британских Виргинских островах и на Кипре.
Сама передача воронежских систем централизованного водоснабжения в концессию ООО «РВК-Воронеж» вызывает у экспертов много вопросов. Они считают, что в 2012-м году «Водоканал» Воронежа был практически без конкурса подарен Фридману на целых 30 лет. Последствия этой сделки теперь ощущают на себе обычные жители.
А знаете, что самое кощунственное в этой конкретной истории? Это награждение лучших сотрудников ООО «РВК-Воронеж» почетными грамотами в честь 153-летия местного водопровода, которое состоялось совсем недавно – 3 ноября. Наградили 95 работников. Наверное, еще и премировали за народный счет…
ОСТОРОЖНО: ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!
Если верить экспертам, на сегодняшний день общий масштаб износа коммунальной инфраструктуры страны составляет 60–80 % и, чтобы ее обновить, даже, по самым оптимистичным прогнозам, понадобятся десятилетия.
«Сколько денег нужно, чтобы поменять все эти сети? Порядка 18 триллионов рублей. И это только линейные объекты, только сети. Чтоб вы понимали, – это бюджет российской федерации вместе со здравоохранением, оборонкой, образованием и всем на свете, – рассказал «Совершенно Секретно» генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. – И даже если нам сейчас скажут: «Вот вам 18 триллионов – меняйте», в лучшем случае, это 10 лет минимум. Почему? Потому что нам десятикратно нужно будет увеличить производство труб, сырья для этих труб».
По словам Ткаченко, в нашей стране достаточно сырья, чтобы обеспечить себя качественными трубами, однако бизнесу, который сегодня контролирует ЖКХ, это не выгодно. Поэтому для обновления сетей зачастую используется фальсификат.
«Фальсификация труб, как и фальсификация строительного материала в России развита очень сильно. И к сожалению, это огромная проблема. Т.е., мы аварийные трубопроводы меняем на аварийные трубопроводы. Только платя еще за это бешеные деньги. В каждом случае фальсификации разные, – рассказал нам Владислав Ткаченко. – В стальных трубах – это бэушные стальные трубы, которые выпиливаются с объектов топливно-энергетического и нефтегазового хозяйств, где сидят люди, которые умеют считать деньги. Ведь такие трубы – это отходы 4-го класса опасности. Чтобы их утилизировать, надо вызвать лицензированную компанию, отвезти, переработать, заплатить кучу денег. А зачем? Найди дяденьку какого-нибудь и по абсолютно черной схеме, через нал, продай ему это и получи кэшем огромные суммы денег. Примерно, 100 млрд по году кзшем. Дяденька, в свою очередь, эти трубы «реставрирует» – кострует, блокирует со всех сторон и продает, как новые. А дальше эти трубы кладут на тепло или канализационные сети».
Эксперты Ассоциации производителей трубопроводных систем подсчитали, что на сегодняшний день 20% стальных труб, которые используются для строительства и замены коммунальной инфраструктуры, являются отжившей свой срок подделкой. И мало того, что срок годности таких труб непредсказуем, так и качество питьевой воды, которая поставляется по ним до конечного потребителя, может нести в себе огромную смертельную опасность. Остается только надеяться, что бывший нефтепровод обожгли достаточно добросовестно и вместе с водой из-под крана к нам не течет ядовитая смесь, вызывающая различные формы онкологии.
«То же самое с полимерными трубопроводами. Там используют либо вторичку, которую собирают с мусорных полигонов, либо использованные нетрубные полимеры – упаковку, пластиковые бутылки и проч., которые покупают в магазинах по 40 рублей килограмм. При том что качественное полиэтиленовое сырье для труб стоит 140 рублей за килограмм, – продолжил Владислав Ткаченко. – И объем этого фальсификата – около 30%. Это полиэтиленовые наружные трубы для воды и газа. Вот я только что приехал с объекта Мособлгаза, и вы удивитесь, – там примерно то же самое. Только это газ – категория повышенной опасности. В железобетоне все – то же самое. В чугуне – то же самое. Там, где это подземное, там, где это в штрабе или под потолком, в стенке, где этого не видно и сразу сложно определить и сложно провести экспертизу, там всегда велик риск и велико искушение поставить фальсифицированную продукцию».
Цена фальсификата на рынке в разы ниже стоимости добротной продукции от легальных производителей. Поэтому пользуется огромным спросом. К тому же, отсутствие контроля сертификации и единой законодательно закрепленной нормативно-технической базы на материалы для труб делает распространение контрафакта практически беспрепятственным.
К тому же, в России до сих пор отсутствует госструктура, которая бы контролировала обращение с отходами 4-го класса опасности. Поэтому старые нефтяные трубы, железнодорожные цистерны из-под мазута и многое другое после списания растворяется в сером секторе экономики.
«Это чистая уголовка. В Дагестане, например, сейчас осуществляют нацпроект «Чистая вода». И из 15 объектов: школы, больницы, поликлиники, в 13 – фальсифицированные водопроводные трубы, – возмущается наш собеседник. – Вторсырье, с помоек, мел, в общем, то, что лопнет с ходу. Правоохранители обо всем этом знают. В том числе ФСБ. Я лично передавал им всю информацию и контакты, плюс десятки протоколов испытаний. Ждем реакции».
ГНИЛОЕ ЖКХ КАК МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Эксперты опасаются, что если сегодня к проблемам ЖКХ не отнестись серьезно и не выделить приличные средства на их срочное разрешение, то давно пережившие свой век и залатанные наспех бэушным контрафактом коммунальные сети в скором времени могут рвануть и погрузить всю страну в бездну. И это не аллегория.
Как это будет выглядеть, представить несложно. Вот хотя бы на примере прошлогоднего локального ЧП в Челябинске, когда буквально на глазах у жителей города перекресток улиц Чайковского и Куйбышева обрушился и ушел под воду.
«Сначала вниз начали уходить люки колодцев, потом потрескался асфальт. Днем подогнали экскаватор, он один раз долбанул, и чуть сам не ушел под землю. Образовалась новая дыра шесть метров в глубину, – рассказывал тогда местным журналистам местный житель Вячеслав. – На этом перекрестке находилось три колодца, вода из прошлого провала размыла грунт, и теперь по принципу домино все рушится».
Из-за угрозы обрушения, людей из близлежащих многоквартирных домов пришлось эвакуировать, а дороги перекрыть, парализовав движение по всему городу.
Пользователи соцсетей тут же окрестили образовавшуюся дыру «приветом из бездны» и сравнили с «Оком Сатурна».
«По официальной статистике из 1100 городов подтопленными у нас являются 960. Т.е., под 90%. Почему они подтоплены? Что они, на болотах что ли все строились? Да нет. Просто у нас дырявые трубы. Вода из них утекает. Насыщает пласты почвы. Грунт становится техногенный и начинает «блуждать», – комментирует ситуацию генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. – Что такое блуждание грунта? Это значит, что все, что над ним: здания, дороги, эстакады не может работать свой соответствующий срок службы по одной причине – основание под ними становится вязкое, плавающее. А потом утекшая из дырявых труб вода возвращается обратно в канализационные трубы. Такие же дырявые. И колодцы железобетонные все дырявые. Они все сдвигаются после сезона таяния. Если даже посмотреть туда, вы увидите, что одно кольцо вправо убежало, другое кольцо влево убежало, а третье, вообще, куда-то ушло. Через это все сочится вода и уходит в очистные сооружения».
А между тем, за ту питьевую воду, которую на станциях водоподготовки очистили, хлорировали и дезинфицировали и которая, не дойдя до пункта назначения, ушла в землю, платим мы с вами. И немало. А скоро будем платить еще больше…
Продолжение в следующих номерах «Совершенно секретно».