От кружка до профессии. Педагоги рассказали, как выявлять способности детей
Сегодня для детей действует 3 млн программ допобразования по всей стране — это кружки и секции, где они могут развивать свои способности. А в школах теперь появились уроки профориентации, которые тоже направлены на выявление интересов. В пресс-центре «Московского комсомольца» состоялся брифинг на тему «Профориентация, дополнительное образование школьников, психологическая помощь родителям и детям».
С 1 сентября 2023 года по четвергам во всех школах для школьников 6-11 классов проходят уроки по профориентации. Кроме этого, для ребят проводятся занятия в учреждениях дополнительного образования — там они могут более углублённо развить свои способности в конкретной области. Чтобы сделать выбор правильно, родителям и детям могут помочь школьные педагоги и психологи.
В каком классе делать выбор?
Сегодня среди специалистов ещё существует дискуссия, когда же всё-таки подросток в состоянии осознанно выбирать профессию? С какого класса можно разделять детей на профильные направления?
«В современном мире люди поздно взрослеют, — считает методолог проекта "Билет в будущее", директор по исследованиям и разработке ООО "Профилум" Виталий Алтухов. — Осознание того, чем они хотят заниматься, зачастую приходит даже не к концу школы, а после завершения профессионального образования. Однако в школе разделение на профили проходит в 7-8 классах, когда появляется понимание о мире и о том, что я хочу делать в этом мире. Поэтому средняя школа — это очень благодатное направление для профориентации, а для разделения на профессиональные направления подходит возраст старшей школы. Важно определиться после 9 класса, когда происходит выбор уровня образования — колледж или вуз».
Что способствует раннему самоопределению? «Родители очень сильно влияют на выбор детей, — говорит заместитель управляющего директора по операционной деятельности и партнерству Фонда гуманитарных проектов Лилия Зиборова. — Кто-то предлагает, руководствуясь информационным полем, что сейчас в тренде, другие — советуют свою профессию, думая, что все в ней знают и смогут помогать. Но родители не могут знать все о современных и востребованных профессиях. Им это и не нужно. Поэтому мы поводим и работу с семьями, чтобы рассказать им о профессиях, возможностях работы именно в регионе. Например, есть бесплатный онлайн курс "Родитель в теме", чтобы сориентироваться в множестве профессий. Он поможет понять как направить, а где нужно не мешать ребёнку сделать выбор».
«В рамках единой модели профориентации и проекта "Билет в будущее" дети уже с 6 класса могут попробовать себя на площадках вузов, колледжей, предприятий в различных профессиях, — продолжает куратор профминимума Фонда гуманитарных проектов Анастасия Калугина. — Отзывы ребят очень позитивные. Причем и негативный опыт полезен, он дает вектор дальнейшего развития. Начиная с 8 класса, дети могут начать осваивать свою первую профессию в колледжах параллельно с учебой в школе и, выйдя из школы, получить не только аттестат, но и документ о профессии».
Эксперты отмечают, что в последнее время работодатели очень охотно сотрудничают со школой в рамках профориентации.
«В этом году у нас огромное количество заявок от предприятий на включение в профориентационную деятельность со школьниками, — говорит Зиборова. — Налицо конкуренция за мотивированные и квалифицированные кадры. Есть специальности, в которых нуждается страна. Но ребят нужно научить делать выбор осознанно. Никто не хочет, вложив средства в обучение специалиста, потерять студентов в колледже или вузе, а работодателю — сотрудника на производстве».
Масштабная система допобразовнаия
Сегодня всё чаще говорят об индивидуальной траектории обучения, когда ребёнок может выбирать, каким предметам и областям знаний уделять больше внимания.
«Такой подход зависит от ресурсов школы, — считает Алтухов. — И в этом плане школе сложно. Её задача — обеспечить базовую подготовку по всем предметам. Больше уделять внимания отдельным дисциплинам можно в профильных классах. Но там формат тоже жесткий. Задача индивидуального образования как раз решается через дополнительное образование. Там можно получать интересные навыки, компетенции, пробовать себя в разных сферах».
Директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова напомнила, что системе допобразования уже исполнилось 105 лет. В советское время тоже все ходили в кружки, творческие объединения. Просто теперь направление приобретает новые формы.
«Сейчас 18 млн детей занято в допобразовании, — говорит педагог. — Действует почти 3 млн программ. На первом месте направления, которые касаются таких сфер, как предпринимательство, финансовая грамотность, экология, защита природы, психология, волонтёрство, психология. Почти половина детей занимается этим в допобразовании. Следом идет художественное творчество и спорт — в них занимается примерно одинаковое количество детей. Следующая по популярности — техническая направленность, которая за последние годы сделала рывок от 4% до 20% занятых в ней детей. Дальше естественнонаучная направленность. На последнем месте — туристско-краеведческая, к сожалению, самая непопулярная среди детей».
Не только в школе
Реализуют программы допобразования как в обычных общеобразовательных школах (44 тыс.), так и домах творчества, вузах, частных организациях (89 тыс. только лицензированных). Есть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. «За последние три года создано более миллиона оборудованных мест допобразования в регионах. Все это показывает доступность дополнительного образования в нашей стране», — подчёркивает Гончарова. Также государством поставлена задача, чтобы в каждой школе бы театр, хор, спортивный клуб, медиа центр. Ведь всё это не только развивает, но и воспитывает детей.
В небольших школах в маленьких городках, сельской местности открываются «Точки роста» — это оборудованные пространства для занятий детей. Они были задуманы, чтобы возродить интерес к технологиям, инженерным профессиям.
«Ребята с удовольствием ходят на занятия, — делится руководитель "Точки роста" школы в станице Зеленчугская Карачаево-Черкесии Юлия Капалкина. — Мы сами были удивлены, как детей заинтересовал дополнительный час профориентации. Были опасения, что многие будут отпрашиваться, уходить. Но такого не произошло. Например, мой класс заинтересовался самолётостроением, и ребята попросили подробнее рассказать про профессию. То есть дети сами предлагают, что им интересно. На программе "Билет в будущее" они узнают, что актуально и что еще только будет в плане профессий».
Школьники очень любопытны. «Они сначала хотят попробовать всё, а потом быстро разбираются, чем хотят заниматься, — продолжает Капалкина. — Но решение может поменяться. Одни мой ученик собирался идти в медицину. Но в 11 классе попал в проект "Проектория", попал на трек ИТ и не смогу оттуда уйти. В итоге поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ».
Как узнать, какие кружки доступны в конкретном городе или сельской местности?
«На "Госуслугах" родители могут получить информацию обо всём спектре программ в своём регионе, выбрать, записать ребёнка, в том числе с помощью социальных сертификатов», — уточняет Гончарова.
Важная задача — подготовка кадров. Педагоги дополнительного образования — это не обязательно учителя, часто это отдельные преподаватели. Есть это специалист в какой-то области, который хочет заниматься с детьми, то сначала он должен пройти курсы повышения квалификации. Появился также новый профиль подготовки в вузах и колледжах — педагог дополнительного образования. Студенты педагогических вузов могут уже работать с детьми.
Как сориентироваться, что именно подходит ребенку, чем ему заниматься, чтобы полнее развить свои способности?
«Есть диагностики внутри модели профориентации. Дети могут посмотреть на среды, которые рекомендованы, это ориентир», — советует Лилия Зиборова.
Эксперты рекомендуют также пробовать разные кружки и направления, чтобы определиться. Нужно пользоваться всеми эти возможностями и выбирать то, что подходит и изучать более глубоко.
Зачем идти к психологу?
Иногда детям могут помочь психологи в школах, чтобы понять, что им подходит. Но функции школьных психологов шире. Они не только сопровождают процесс обучения, но и помогают подросткам справиться с трудными, конфликтными ситуациями в отношениях со сверстниками, педагогами, родителями.
«Часто специалисты сталкиваются с нежеланием работать с психологом, это может быть связано со стереотипами, особенностями подросткового возраста, — говорит руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Ульянина. — Важно, предлагая ребёнку обратиться к психологу, идти не по пути негатива ("У тебя всё в учёбе плохо", "Ты не можешь сам разобраться в отношениях со сверстниками"), а через позитив ("У тебя есть возможность лучше понять себя", "Есть возможность реализовать себя, найти друзей"). Тогда ребёнок воспримет с интересом и готовностью встречу с психологом».
Ульянина выделяет три группы проблем, с которым могут обращаться подростки: взаимодействие со сверстниками (буллинг, кибербуллинг), школьная успешность и перегрузки от занятий, высокие требования педагогов, ЕГЭ, а также всё, что связано с интернет-пространством и гаджетами.
Кстати, правильный выбор занятий в области допобразования, профиля в школе зачастую помогает также справиться и с перечисленными проблемами.