Эксперт ЦОП «БПК» рассказал об особенностях проведения обыска на объектах бизнеса
Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» и аппарат Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей провел семинар на тему «Порядок действий предпринимателей в ходе производства обыска и выемки». Спикером выступил эксперт ЦОП БПК, руководитель Московской коллегии адвокатов «РОСАР» Сергей Ахундзянов.
«Очень важно постоянно поддерживать, что называется надлежащую дисциплину документооборота в офисе, не хранить лишних документов, предметов – отметил Ахундзянов. – Правоохранителей в ходе обыска интересуют любые бумаги – первичные документы бухгалтерского учета, любая документация с печатями и штампами (в том числе ваших контрагентов), деловая корреспонденция, кадровая документация и т.д. А у девушек-секретарей порой столько имеется органайзеров, заполненных бумагами, столько в них визитных карточек лежит, которые, между прочим, тоже могут позволить установить негативные для вашей правовой позиции связи и взаимодействие с нежелательными контрагентами. Разумеется, интересуют правоохранителей и электронные носители информации, но там другая методика изъятия».
«Главный инструмент защиты в ходе такого мероприятия – это участие в нем адвоката, подчеркнул Ахундзянов. – Следователи любят проводить обыски. За один день (на больших объектах и за два, и три, и четыре дня) можно найти много доказательств, а также оказать мощное морально-психологическое давление на сотрудников, а когда человек подавлен, он легче поддается силовому воздействию и, нередко, оговаривает себя и других».
«Случайных слов, жестов и действий у сотрудников в ходе обыска не бывает, – продолжил эксперт. – Правоохранителей обучают специальной методике его проведения, способам входа и выхода из конфликтных ситуаций. Обычные офисные сотрудники к этим методам, как правило, не готовы.
Как правило, никакой офис и никакой коллектив не сможет надлежащим образом организовать защиту при обыске, если рядом не будет адвоката. В УПК четко записано – порядок проведения обыска определяет следователь. И он, как правило, говорит – всем выйти из помещения и собраться в определенной комнате. Если будут возражения, то люди в масках помогут. Не надо говорить, что само пребывание в офисе людей в масках деморализует и дестабилизирует работников. А, если рядом с ними будет адвокат, то он может опротестовывать действия правоприменителей. У него есть правовой статус, который его защищает, он в отдельное помещение, указанное следователем, выходить не будет.
Важно, например, требовать, чтобы представились все прибывшие лица, которые находятся в помещении организации. Мы сравниваем этих людей с данными в протоколе обыска, и если они в нем не указаны, то заявляем ходатайство о том, чтобы лица, не вписанные в протокол, были или вписаны, либо покинули место проведения следственного действия. Иногда уходят. То же касается представителей спецслужб с оружием. Угроз для сотрудников нет, на моей практике предприниматели никогда не противодействовали следственным действиям».
Сергей Ахундзянов настоятельно рекомендовал потенциальным фигурантам следственных действий всегда иметь максимально короткий и быстрый способ связи с адвокатом, и желательно не с одним, а целым адвокатским коллективом.
Несомненный положительный эффект дают заблаговременные очные юридические консультации адвокатов для работников, в ходе которых разъясняются права должностных лиц, проводящих обыск, выемку, обследование помещений, а также правовые способы защиты граждан от неправомерных действий.