Почему в Севастополе губернатор, а не мэр?
Согласно Конституции, это отдельные субъекты Федерации, то есть организационно они приравниваются к республикам, краям, областям, автономным округам.
А значит, и на них распространяется право самостоятельно определять наименование должности своего высшего должностного лица.
Исторически сложилось, что в Российской империи аналогами современных субъектов Федерации были губернии, а потому, разрабатывая свои уставы, чаще всего исполнительная власть на местах нарекает своего лидера именно губернатором.
В этом смысле Севастополь как раз не выбивается из общей канвы.
Несмотря на то, что первый губернатор в современном формате появился тут всего 8 лет назад, выбор такого наименования вполне может считаться ещё и данью исторической традиции.
В разное время городом руководили градоначальники, коменданты, главнокомандующие и многочисленные председатели горсовета и горисполкома.
Но всё же для Севастополя самым характерным был именно чин губернатора, который в связи с нашей спецификой чаще всего дополнялся приставкой «военный».
С 2005 года в «институте губернаторства» России произошли изменения: с тех пор губернаторов не выбирали жители, их назначали по представлению Президента местные законодательные органы. Летом 2012 года, во время президентства Дмитрия Медведева, прямые губернаторские выборы были возвращены, сейчас прямой порядок выборов установлен в 75 регионах России. В остальных - глав из трёх кандидатур, внесённых Президентом, избирает местный парламент.
Тогда почему в Москве мэр?
Несмотря на то, что со времён Петра I столица тоже помнит немало генерал-губернаторов, военных губернаторов, оставивших заметный след на облике города, всё же в новейшей политической и административной истории тут уверенно закрепилось ёмкое «мэр».
В самом начале 1990-х Москва, а за ней и северная столица предпочли, чтобы именно должность мэра была зафиксирована за первым лицом в городе.
Считалось, что это звучит свежо, прогрессивно, по-новому. А вот в Санкт-Петербурге, в отличие от белокаменной, наименование не прижилось – первым и последним мэром там был Анатолий Собчак.
С тех пор в Уставах этих мегаполисов так и отражено: высшим исполнительным органом Санкт-Петербурга является Администрация, возглавляемая губернатором, а главным должностным лицом Москвы – мэр.
Несмотря на эти различия, функции и полномочия у глав городов федерального значения идентичны.
На особом «космическом» счету
Справедливости ради нужно сказать о существовании ещё одного города федерального значения. Речь о Байконуре. Не являясь субъектом Федерации, он приобрёл совершенно необычный правовой статус – до 2050-го года Россия официально арендует его у Казахстана.
Это уникальный пример совместного использования ресурсов космодрома несколькими странами. Тут, конечно, своя атмосфера, а у руля в городе – глава администрации.
Два десятка президентов
Кажется, мы стали забывать, что совсем недавно в России одновременно «правили» сразу несколько президентов.
Именно так после распада Союза и знаменитого парада суверенитетов определяли себя главы целого рядя национальных республик.
В 1990-е и в начале нулевых эта странная дихотомия никого не удивляла, людям было не до тонкостей политической философии. Но со временем эту должность на федеральном уровне заменили на более нейтральную – глава республики.
Первым, кто отказался от своего локального «президентства», стал Рамзан Кадыров. Он, кстати, был инициатором такого отказа и советовал «коллегам» поступить так же.
Дольше всех продержались Башкортостан (официально «главой» стали называть республиканского лидера лишь в 2015 году) и всегда стоящий немного особняком Татарстан. Там с большим скепсисом отнеслись к переименованию, но всё же обещали, что окончательный переход к новому определению состоится до начала 2023 года.
Ольга Давыдова