Евросоюз в отношениях с Россией полагается на «руководящие принципы»
В Евросоюзе и США ещё остались трезвомыслящие аналитики и эксперты, которые предлагают изменить позицию Запада в отношении России. По их мнению, пора проводить в отношениях с Москвой realpolitik («реалполитик») – отказаться от использования всякой идеологии и действовать из практических, а не моральных соображений. Однако сейчас большинство подобных предложений наталкивается на мощную обструкцию со стороны американских и европейских политиков, которые не могут поступиться своими идеологическими принципами.
Как сообщило на днях американское агентство Bloomberg, на прошлой неделе посол Евросоюза в России Маркус Эдерер (Германия) предложил новый подход к нашей стране. По его мнению, «позиция Брюсселя в отношении Москвы устарела и слишком сфокусирована на украинском конфликте». Мол, ЕС необходимо двигаться дальше, заняться реальной политикой и поручить Жозепу Боррелю разработать новую дорожную карту, которая поведёт всех вперёд.
Тому самому Боррелю, который в начале февраля попал в переделку в российской столице. Эта история настолько оскорбила европейских чиновников, что до сих пор не сходит со страниц западных газет. Если не знать, что Боррель оказался неспособен ответить всего на пару «наездов» Лаврова, то может показаться, что в Москве его унижали целую неделю (не меньше), причём самым циничным образом.
Однако дальнейшее ужесточение антироссийских санкций зашло в тупик – если сейчас Запад решит принять самые крайние меры по отношению к Кремлю, то больше никаких рычагов давления у него не останется. Что делать потом? Не начинать же, в самом деле, войну с Россией из-за проблем, которые никак не угрожают существованию западных стран. Поэтому даже «смертельно» обиженный Боррель провёл встречу с послом ЕС в Москве и выслушал все его предложения, а также идеи других высокопоставленных должностных лиц.
Как утверждает Bloomberg, кроме этого посол Эдерер недавно провёл деловой обед с главой Европейской службы внешних действий Стефано Саннино (Италия) и директором департамента Европейской службы внешних связей по России Пьером Девиньи (Франция), который ранее уже «призывал к более активному взаимодействию с Россией». Эту позицию якобы разделяет даже президент Эммануэль Макрон.
А на встрече послов Евросоюза 10 марта «некоторые страны блока предложили определить сферы избирательного сотрудничества с Россией для дальнейшего обсуждения на саммите лидеров Евросоюза, который пройдёт 25–26 марта». Италия, в частности, предлагает сконцентрировать усилия на экономике и разрешении региональных конфликтов. Впрочем, как отмечают эксперты, «в своих взаимодействиях с Россией Евросоюз в настоящее время придерживается пяти руководящих принципов», которые включают в себя украинский вопрос и усиление защиты от агрессии Москвы. И, несмотря на все подобные усилия, отказываться от них Брюссель не намерен.
Похожая ситуация складывается и за океаном. Недавно в Вашингтоне много шума наделала статья под заголовком «Проверка реального положения вещей: в отношении России фокус должен быть на интересах, а не правах человека». Она была написана двумя экспертами «Атлантического совета» – известного американского аналитического центра. По их мнению, санкции, по сути, превратившие права человека в основу политики Вашингтона в отношении России, могут подорвать критически важные интересы США, которые надо поставить на первое место.
Ограничения же, введённые по идеологическим причинам, способны даже вбить клин между Штатами и Европой. Дескать, европейские союзники Вашингтона и без того не могут договориться между собой о том, как им справиться с Россией. Избежать этого поможет реалистичный подход – пора лишить идеологию приоритета. Для этого надо отказаться от фантазий, что если давить на Москву как можно сильнее, то она превратится в либеральную западную демократию.
Но, как говорится, недолго музыка играла. Статья была немедленно подвергнута резкой критике со стороны «старших товарищей» в составе аж 22 экспертов «Атлантического совета» во главе с тремя бывшими американскими послами. Они опубликовали специальное письмо во влиятельном американском издании Politico и заявили, что принципы важнее: «Можно приводить аргументы в пользу альтернативных точек зрения, но у вас должны быть принципы. Вы должны понимать, что можно делать, а что нельзя». Словом, всё получилось буквально как в знаменитом письме Нины Андреевой, опубликованном 13 марта 1988 года в газете «Советская Россия»: «Не могу поступаться принципами».
Что ж, принципы – дело наверняка хорошее, но реальной политике они часто вредят. Не стоит забывать, к чему столь негибкая позиция привела в своё время СССР.