Мэтру телевидения Саиду Фазылову посвящается…
До этого смог побороть страшную болезнь - онкологию. Притом никогда не говорил о болезни, мало кто знал, что он пережил. Он помогал бескорыстно всем, кто попадали в трудную ситуацию. Оплачивал операции коллегам, доставал дефицитные и просто тихонько оставлял их, например, в палисаднике, а потом звонил, чтобы обратили внимание, что у них под кустиком смородины… Его милосердию не было конца. У Саида Фазылова была трогательная дружба с Лидией Мефодьевной Пархоменко - одной из лучших киномонтажниц, ведь они вместе начинали работать в далеком 1960 году, были пионерами нового, раннее невиданного дела. Она одна из первых освоила сложный синхронный монтаж, ее привлекали к работе над созданием фильмов на Центральном и Республиканском телевидении. Саид, можно сказать, продлил ей годы жизни, уговорив поставить кардиостимулятор, постоянно навещал, созывал на ее день рождения всех нас. Он умел создавать атмосферу праздника и радоваться успехам других. По собственной инициативе, спонтанно собирал старейших работников - настоящих легенд телевидения, угощал, дарил цветы… Так сердце тосковало о замечательном прошлом, о бесценных людях золотого века телевидения. Уже не работая на областном канале, переживал, смотрел новостные выпуски, передачи. Частенько спрашивал, как зовут ту или иную девочку-журналиста, делая акцент: "Яркая, способная. У нее такой потенциал!"
- Саид всегда любил и умел работать с молодежью, помогал, учил, поддерживал, - вспоминает журналист Наталья Шайдуллина. - В шахматах применяют "староиндийскую защиту", есть "защита Каро-Кан", а у нас была "защита Фазылова" – надежная защита для молодых талантов. Никто из работавших с ним тогда, не потерялся в этой жизни.Более того, под его крылом всегда находились практиканты. Студия телевидения была базовой для летней практики студентов из Ленинграда, Москвы, Алма-Аты. Для них он организовал съемки в самые заповедные места, чтобы они удивились красоте, в которой мы живем... Он был фанатом альма-матер, также, как Жан Таллай, Анатолий Лаптев, Александр Сухинин. Великолепная четверка учились в одном классе на "Гавани", дружили, увлекались фотографией. И все, не сговариваясь, стали операторами, правда, придя на студию в разное время. Саид стал первопроходцем.
Жизнь на УК ТВ
В 1960 году в нелегком конкурсе среди почти 50 претендентов тогда выбрали только двоих – его, 16-летнего мальчишку, и полковника запаса Владимира Максимовича Полозова, который позже возглавил операторскую группу, работающую в павильоне. Саид по духу своему репортер. В 70 годы он участвовал в киноэкспедиции по Аралу, снимал фильм для Юрия Сенкевича, принимал участие в эксперименте Института медико-биологических исследований и "Комсомольской правды" - в экстремальных условиях пустыни Каракум. В армию он уходил уже с регалиями оператора первой категории. А повестка ему пришла необычно, как, впрочем, и многое, что случалось в его жизни. За ним на озере Зайсан, где он участвовал в съемке фильма об "озере звенящих колоколов", прилетел вертолет.
И в армии он снимал увлеченно, с самоотдачей, и потом - всю жизнь…
Первой его значимой работой стал очерк о народном учителе Кумаше Нургалиеве "Здравствуй, солнце!", жизнь которого была настоящим подвигом. После ранения на фронте он лишился обеих ног и левой руки. Сильная воля помогла ему не сломаться после 12 операций и даже возглавить школу в с. Буран Маркакольского района, стать новатором, создав среднее учебное заведение нового типа, где царила творческая атмосфера. Он первым в республике технически модернизировал учебный процесс, открыв компьютерный класс (а это ведь 70-е годы!), организовал ученический радиотелецентр. О Кумаше Нургалиевиче и других героях своих фильмов, среди которых были горняки, чабаны, космонавты, писатели, как Анатолий Иванов, Саид рассказывал с горящими глазами. За 38 лет на областном телевидении он где только не бывал, но каждого, с кем судьба даровала ему встречу, он помнил по имени и фамилии. Было время, когда во дворцы культуры на встречи с кинооператорами областной студии, ставшими его учителями: Георгием Емельяновым, Петром Кошелевым, Евгением Филиппенко, Владимиром Москалюком ходили, как сейчас на встречу со звездами эстрады. В Усть-Каменогорске снимали полнометражные документальные фильмы, сложилась крепкая операторская школа. Но представьте себе, насколько была сложна работа с кинопленкой! Это бесконечные волнения: выдержана экспозиция или нет, взлохмаченные операторы бегали в проявку за контрольными сантиметрами. К тому же 30 метров пленки хватало лишь на две минуты съемки, в специальном темном рукаве, на ходу, нужно было отматывать следующие 30 метров. Пленка была на серебре, ее выдавали в ограниченном количестве. Поэтому каждый кадр, каждую мелочь продумывали, прежде чем включить камеру. Саид Фазылов как реликвию о том времени сохранил паспорт первой своей кинокамеры "Киев 16С-2".
И когда в турпоездке в Испанию в 1988 году он увидел у иностранца необычную камеру, узнав ее механику, загорелся идеей оснастить современной техникой родную студию. Его поддержал председатель телерадиокомитета Юрий Окшин. На ЯК-40, убрав все кресла, в порту Находка загрузили японскую технику. Так произошла настоящая революция – переход от проблематичного кинопроизводства к видеозаписи. Мы были первыми в республике! Саид Исмагилович возглавил видеокомплекс. Осуществился и другой амбициозный проект - создание коммерческого канала, который успешно работал много лет. И уже с видеокамерой вместе со своим другом, ученым и писателем Борисом Щербаковым Саид снимал фильм "Джунгли" в Индии. Но не все так безоблачно было в судьбе мастера.
На пульсе времени
В конце 90-х так сложились обстоятельства, что он вынужден был покинуть родную областную студию. Вместе с ним профессионалы: оператор Геннадий Кузнецов, звукорежиссер Александр Крахин, осветитель Валерий Голенко, универсалы – режиссеры, операторы, монтажеры – братья Стас и Дмитрий Лавровы, журналист Сергей Зарва решают создать свою студию. Кто-то продал машину, кто-то обратился за помощью к родным. Приобрели квартиру, где разместилась фильмопроизводящая студия "Реал-тайм". Казалось, это был прыжок в бездну… Но, закупив оборудование, начали работать, стали поступать заказы от различных организаций, от областного отдела внутренней политики. Авторитет разрастался, и уже продюсер Фазылов получал на региональных и республиканских конкурсах за коллективный труд своей творческой компании премии и награды. Но главное даже не это, а жажда успеть как можно больше рассказать о выдающихся личностях, о ключевых событиях края. Так появилась серия документальных фильмов "Дорогие мои земляки": "Возвращение забытого" – о Шакариме, "Открытое сердце" – о кардиохирурге Бруно Рейше, "Трагедия и триумф" – о движении Алаш-орда, "Золото Куленова", "Человек-легенда" – об Александре Протозанове, а также о министре среднего машиностроения Ефиме Славском, народном учителе Канипе Битибаевой. Более 180 работ, вошедших в Золотой фонд областного архива. Саид Исмагилович привлекал в качестве сценаристов известных журналистов, как Павел Бортник, Светлана Соловьева, Шакирхан Азмухамбетов, Ольга Семенова, Геннадий Пуссеп, Ольга Гахова, Анель Есенбердина. О красоте природы Восточного Казахстана фильмы: "Заповедный Алтай", "Иртыш – река надежды" и другие. Целая серия фильмов посвящена победе в годы Великой Отечественной войны.
За 22 года созидательной деятельности под руководством продюсера Саида Фазылова накоплено немало уникальных, просто бесценных кадров, запечатлевших важнейшие этапы жизни Восточного Казахстана и республики.
УЧИТЕЛЬ
И до конца своих дней Саид оставался Учителем, радея за то, чтобы преемственность в операторском искусстве усть-каменогорской школы не прервалась. К нему за советом приходила "снимающая" молодежь из акиматов, областной студии, отдельные самородки, которые потом уверенно себя зарекомендовали на различных республиканских каналах.
- Саид принимал меня на работу, - делится Александр Коновалов. - Он был для нас всем – и учителем, и отцом, начальником, который спрашивал строго, потому что для такого профессионала, как он, не могло быть мелочей в творчестве.И я, автор этих строк, признаюсь в том, что Саид Фазылов стал для меня "крестным отцом" на телевидении. "Кто мы? Зачем мы?" - так называлась моя первая передача. Я сразу взяла круто - разобраться, почему на трикотажной фабрике в Лениногорске одна комсомольско-молодежная бригада работает ударно, а вторая еле-еле, на 60%. Пленки дефицитной выдали на сюжет, остальное происходило в студии в прямом эфире, без записи. Старалась, как могла, создать естественную атмосферу, при этом путаясь в собственных словах. Для меня было важным, а чтобы герои были на уровне. И они, очень довольные тем, что все так живо получилось, пригласили меня в ресторан. А тут звонок от Саида Фазылова, в семье которого я квартировала до получения места в общежитие. Они с женой накрыли такой стол, будто я звезда... Было очень неудобно. Меня хвалили, произносили тосты за прекрасное начало творческой биографии. А когда разошлись мои герои, Саид подвел к портативному "Ровеснику", включил магнитофон: "А теперь будем анализировать, что у тебя не так, над чем надо работать!" Я была поражена чуткостью этого человека. Кто я такая, чтобы мне уделять столько внимания?! Но с этого момента поняла, что принята в команду, имя которой - областная студия телевидения. Телевидение - это не я, не ты – это мы. И опосредованно мы учились друг у друга. Саид Исмагилович много преподал мне уроков не только в профессии, но и в жизни, причем не назойливо, с юмором. Его розыгрыши, как правило, с серьезным лицом были известны и любимы всеми.
Лучшее впереди…
Трудно в одной полосе уместить огромную насыщенную жизнь нашего дорогого Саида, не только мэтра телевидения, а нежно любящего отца, деда, мужа, друга. В своем цикле передач "Это было недавно, это было давно…" об истории телевидения на востоке Казахстана, его творцах есть удивительно трогательная черно-белая шапка (заставка), которую смонтировал Саид. Там звучит песня: "Есть только миг между прошлым и будущим, есть только миг - за него и держись!" У каждого он свой на этой Земле. И следуя завету Саида, не будем печалиться, ведь "лучшее еще впереди" - у его детей, внуков, учеников, а потом уже и их учеников. Связь времен не прерывается…