Не надоело дурить народ? Снова нефть дешевеет, а бензин дорожает
Вы знали о том, что в энергетической сверхдержаве, каковой является Россия, невыгодно перерабатывать нефть? Её выгодно гнать на экспорт с минимальной добавленной стоимостью. В стране приняты такие законы и решения, которые ставят в тупик здравомыслящего человека, если он, конечно, не находится в доле с теми, кто их принимает.
Почему происходит рост цен на оптовом рынке? В основном из-за того, что с 1 января продолжается так называемый налоговый манёвр нефтяной отрасли, когда снижается экспортная пошлина и повышается НДПИ. Это приводит к тому, что цена на нефть для нефтеперерабатывающих заводов возрастает, и, естественно, они хотят из более дорогой нефти производить более дорогие нефтепродукты, чтобы не оставаться в убытке. Чтобы этого не происходило, есть механизм демпфирующей надбавки, то есть когда государство нефтяникам компенсирует часть затрат для того, чтобы они не поднимали цены на внутреннем рынке. Почему сейчас возникают такие опасения о росте цен на топливо? Потому что непонятно, сработает нормально вот этот механизм демпфирующей надбавки или нет. Или его придётся всё-таки отлаживать и корректировать. Поэтому возникает определённая паника. И плюс к тому цены на внешних рынках становятся больше, и у нефтяников появляется желание всё больше экспортировать топливо, а не поставлять его на внутренний рынок. И возникает определённый дефицит на внутреннем рынке, и цена, соответственно, на оптовом рынке растёт,
– говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Вот так, Россия – энергетическая держава, а по факту граждане и бизнес – заложники, мягко говоря, не продуманной, а, скорее всего, очень продуманной, но не в интересах России, её производства, стратегии, которая сводится, простите, к тупому вывозу сырья из страны.
Однако и это не всё. Абсолютно неадекватная политика Центробанка во главе с Эльвирой Набиуллиной привела к тому, что девальвация и слабость рубля стали одной из ключевых причин привлекательности экспорта топлива. Так, только с начала 2021 года цены на бензин в странах Европы, если сравнивать с декабрьскими показателями, выросли почти на 15%, а на дизтопливо – на 9%. К этому стоит добавить снижение экспортных пошлин и рост акцизов. Спасибо "умникам", которые придумали т. н. налоговый манёвр – в "жирные годы" не пожили достойно, а в кризисные и подавно, правда, почти полтриллиона долларов из ЗВР выведены из России на счета в иностранные банки либо вложены в зарубежные долговые бумаги.
"Рост цен вызван тем, что экспортная альтернатива становится более выгодной для российских компаний, чем поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Меняется мировая цена на нефть, увеличивается привлекательность экспорта. Кроме того, сейчас в России проиндексированы акцизы на бензин, поэтому увеличивается налоговая нагрузка на российские компании, которые продают бензин на внутреннем рынке. Это делает экспортную альтернативу более интересной. Как с этим бороться? На самом деле идеального решения нет, можно, например, снижать налоги внутри России – это тот путь, который компании предлагают. Но тогда бюджет будет терять доходы. Можно заставлять компании тратить свои ресурсы, но в таком случае у них будет пропадать интерес к инвестициям, будет снижаться качество этого бензина, потому что они не будут модернизировать заводы. Можно увеличивать цены для конечного потребителя, но конечный потребитель тоже не очень доволен. Можно менять налоговую систему не только в вопросах акцизов, но и, например, в вопросах демпфера. Компании предлагают поменять так называемый демпфер, правило его подсчёта. Демпфер – это такая налоговая система, которая даёт возможность компаниям компенсировать потери в том случае, если поставки на внутренний рынок для них менее привлекательны, чем экспортные. Но вот на самом деле изменение параметров демпфера не приветствуется Минфином. Минфин считает, что нужно использовать демпфер в том варианте, в котором он был раньше, чтобы не терялись доходы бюджета. Надо понимать, что никогда не бывает идеально для всех, кто-то должен заплатить – или потребители, или компании, или бюджет. Вот в этом треугольнике придётся находить решение. Я думаю, что заплатят отчасти всё-таки потребители, которым придётся смириться с некоторым ростом цен внутри страны", – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Демпфер – на мой взгляд, самый настоящий идиотизм. Ведь речь идёт о том, что государство должно компенсировать нефтяным компаниям часть потерь от продажи топлива на внутреннем рынке. Вдумайтесь: приняты такие решения в России, которые делают собственный внутренний рынок абсолютно не привлекательным. Это разве нормально?
То, что у нас сотворено с экономикой нефтяной и нефтепродуктовой, это безобразие полное. Налоговая нагрузка у нас самая высокая в мире, вся нефтепереработка у нас планово убыточна, торговля бензином балансирует на грани, причём очень часто эту грань переходит, и многие заправочные станции в этот момент закрываются. Если для Москвы и Питера, например, это непринципиально, то для Дальнего Востока это очень важно, там независимые АЗС обеспечивают практически полностью население и бизнес поставками бензина и дизтоплива. Поэтому то, что у нас творится сейчас, безусловно, требует корректировки, но эта корректировка возможна только в том случае, если у нас будут специалисты, способные понять ситуацию и предложить решение. К сожалению, мы можем по заявлениям "Коммерсанта" видеть, что те "эксперты", которые пытаются судить о нефтяном рынке, они, наверное, эксперты, но только в области балета, а вовсе не нефтяного рынка, потому что на самом деле в России цены на нефть повлиять на цены на бензин не могут вообще никак. В принципе не могут уже хотя бы потому, что рынка бензина и дизтоплива в России просто нет с 2018 года, это давным-давно уже забытая ситуация. Поэтому необходимо восстанавливать рынок, а потом говорить о влиянии,
– считает советник председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Часто можно услышать вопрос о том, почему, когда цена на нефть падает, в России цены на топливо растут, в то время как за рубежом наблюдается прямая корреляция. Ответ очевиден для тех, кто в теме: это налоги.
Мировые цены на нефть, когда они снижаются или растут, не имеют серьёзного влияния на цену на бензин на нашем внутреннем рынке. Потому что сырьё в структуре цены занимает всего 7%, ещё 15,5% уходит на переработку, транспортировку и обслуживание АЗС. 6,5% – заложенная прибыль, а более 71% – это налоги, акцизы и иные поборы.
Даже без девальвации рубля и падения цен на нефть "налоговый манёвр", который придумали в Минфине, позволяет постоянно расти ценам на бензин на внутреннем рынке. Власть нам обещала сохранить либо ежегодно индексируемый акциз, либо транспортный налог. В итоге платим оба побора, к которым добавились "Платон", повышенный НДС, платные дороги и т. д. Очевидно, что нас постоянно дурят, когда говорят про зависимость цен от внешнего рынка. В России искусственно созданная ситуация, когда выгодно гнать сырьё и топливо за пределы страны, а не перерабатывать его и продавать на внутреннем рынке не по задранным ценам.