Как лидер утратил неуязвимость
В России настоящий лидер, за которым пойдут массы, должен быть неуязвим для внешних опасностей. А Алексей Навальный это качество утратил.
Многие на Западе удивляются тому, что после отравления Алексея Навального в России нет массовых протестов. Где же огромная армия его поклонников, что приходила слушать выступления лидера российской оппозиции и ставила лайки под его роликами? Почему они не требуют от властей скорейшего расследования того, что с ним случилось, почему не призывают к немедленному наказанию виновных? Где хотя бы 10 тысяч человек на улицах Москвы, где Навальный в прошлом баллотировался на пост мэра и получил существенную поддержку?
И можно подумать, что все дело в страхе. Страхе населения перед полицейскими дубинками и судебными делами, способными навсегда испортить жизнь и здоровье. Однако причина совсем в другом.
Российский народ вовсе не стоит считать каким-то невероятно терпеливым и способным снести любую прихоть властей. Нет, когда его что-то действительно трогает за живое, то он массово выходит на улицы и не уходит с них, не боясь никакой полиции.
Так было в Шиесе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Так до сих пор происходит в Хабаровске, где граждане массово вышли защищать своего губернатора Сергея Фургала. Причем он является гораздо более противоречивой фигурой, нежели Навальный.
Нет, ответ стоит искать в самих политических традициях России. В тех самых традициях, в рамках которых лидер только тогда считается «настоящим», когда он неуязвим для любой внешней опасности.
Именно таким лидером до недавнего времени и был Навальный. Несмотря на все усилия российских властей, он оставался непотопляемым. Навального арестовывали, судили, обливали зеленкой и высмеивали, но он продолжал выходить, выигрывать, баллотироваться, критиковать и не бояться «сильных мира сего», набирая этим себе тысячи сторонников. И, что важно, он делал это все сам, не опираясь ни на кого, кроме своей политической воли.
В общем, Навальный был ответом, альтернативой Владимиру Путину, но только от оппозиции. Он был «настоящим альтернативным самодержцем», и его «подданные» были готовы ради своего лидера идти прямо на дубинки полицейских и не бояться арестов.
Но в результате отравления эта аура в одночасье развеялась. Оказалось, что Алексей Навальный – такой же обычный человек, как и его сторонники. И их энтузиазм угас.
Однако Алексей Анатольевич остался в живых, и в его истории пока рано ставить точку. Но то, что российская оппозиция так и не организовала ни одного протеста по поводу его отравления, очень многое говорит как о ее возможностях, так и о перспективах.