Чем закончится история с Навальным для Запада и России?
Ситуация с отравлением блогера Алексея Навального показала, что Запад пытается выставить Россию страной-отравительницей. Получится ли сериал «Скрипаль 2.0.» или Москва справедливо ответит? «Аргументы недели» выясняли, что думают эксперты по этому поводу.
Алексей Навальный, основатель Фонда борьбы с коррупцией, оправляется после комы в немецкой клинике «Шарите». Представители ОЗХО получили результаты анализов. Якобы его отравили боевым веществом «Новичок». Между тем в омской больнице, куда его доставили 20 августа, поставили диагноз − нарушение обмена веществ.
Тем временем Брюссель и Вашингтон ожидают оправданий Москвы. В бундестаге обсуждают остановку «Северного потока-2» и новые санкции. Берлин все еще не предоставил доказательств вины России. Глава МИД Сергей Лавров уже заявил, что Россия отреагирует на санкции и ограничит влияние западных государств и НПО.
По мнению Константина Косачева, председателя Комитета СФ по международным делам, «правда вывернута наизнанку», как в случае со Скрипалем, в рамках многолетней информационной войны с Россией.
По словам Алексея Подберёзкина, директора Центр военно-политических исследований МГИМО (У) МИД России, «стратегия силового принуждения России − долгосрочная и последовательная стратегия Запада, для которой казус с Навальным − один из многих других казусов».
Эксперт пояснил, что «вместо Навального мог быть другой повод – Белоруссия или еще что-нибудь», и «если не было бы ничего, то что-нибудь другое придумали». Отравление Навального и «провокационные полеты стратегической авиации Соединенных Штатов вблизи границ России − и на территории Украины, и на севере Прибалтики», − «звенья одной цепи». О чем говорит этот событийный ряд?
Речь идет об увеличении системного давления: «американцы «могут играть в долгую, последовательно дожимать ситуацию», чтобы «заставить Россию капитулировать, сменить правящую элиту и принять те нормы и правила, которые бы устраивали Запад». При этом «не только санкции, но и крайне неблагоприятная атмосфера в отношении правящей элиты и Путина может привести к использованию силы».
Эксперт также описал простую формулу стратегии Трампа: «первая часть заключается в том, чтобы делать все, что полезно США; вторая часть – все, что вредно для России, и третья – все, чтобы не провоцировать прямого военного столкновения сразу».
В этих условиях Москве «нужны активные мероприятия в Белоруссии или Приднестровье, или в Восточной Украине», как в случае с Крымом. Важно «наступать и создавать проблемы для американцев, «ограничить доступ к энергоресурсам», а «не без конца защищаться и оправдываться».
Подберёзкин считает, что «не надо было идти навстречу американцам», которые не ратифицировали Конвенцию о запрещении химического оружия. В любом случае «не нужно бояться последствий», санкции идут на пользу. Например, «мы наконец-то стали делать элементную базу в микроэлектронике», а не закупать ее у Тайваня.
К тому же, «если американцы торпедируют «Северный поток - 2», пострадают западные компании», а «наш бюджет подумает, как заработать на наукоемкой продукции, а не на увеличении НДС и экспорта энергоресурсов».
Эксперт подчеркнул, что «те деньги, которые мы получаем от энергоресурсов, все равно в большей части оседают где-то в оффшорах и реализуются в чужих яхтах и дачах».
К слову, экономист Михаил Делягин полагает, что санкции и блокировка «Северного потока - 2» не повлияют на экономику.
Владислав Белов, заместитель директора Института Европы РАН, подчеркивает, что Меркель находится под давлением однопартийцев, оппозиции, партнеров ЕС, но «не смешивает политику и экономику». Вместе с тем она исходит из того, что ситуация меняется.
Вместе с тем бизнес-сообщество заявляет о взаимодействии по новым направлениям в энергетической сфере. 14 сентября как раз подводятся итоги трехлетнего партнерского научно-образовательного партнерства.
Несмотря на экономическое взаимодействие, «в условиях конфронтации политические отношения опускаются все ниже». По прогнозам эксперта, «плохой политический фон не улучшится в предстоящие недели». Он сравнил происходящее с «игрой в пинг-понг».
При этом если «Берлин не будет вводить санкции» или ограничится точечным санкциями против газопровода, который еще не работает, то «Трамп, с большой долей вероятности, сможет убедить Министерство финансов в необходимости санкций». Поэтому необходима «консолидированная позиция с поиском точек соприкосновения».
Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, отмечает, что «Франция равняется на позицию Ангелы Меркель», и «тон задает именно Германия». Он пояснил, что «та смелая инициатива Макрона, который призвал к диалогу с Россией, парализована» и «попытка разрядить ситуацию, сыграть роль посредника, как во время кризиса в Грузии, не просматривается».
Встречи министров иностранных дел и обороны двух стран отменены. Большой резонанс получила история с арестом французского офицера Командования НАТО в Неаполе.
Эксперт поделился сомнениями относительно последнего участка «Северного потока - 2». Сейчас идет «значительная проба сил», и «какие-то санкции будут приняты». США настроены на «жесткую тональность в отношении России и Китая», поскольку «американо-китайская холодная война − определяющий элемент их внешней политики».
Двойственность сохраняется – Запад может ввести точечные санкции, но и Россия тогда достойно ответит.