Книжный мир российского школьника XIX века
Аннотация: Российские школьники XIX века могли получать знания из двух основных источников – от учителя и из учебных книг . Широко использовалась практика награждения учащихся книгами за хорошие успехи и примерное поведение, заказать детские книги для покупки было гораздо труднее, чем в нашем веке. Постепенно формировались коллекции православной , учебной , нравоучительной и общеобразовательной литературы в школьных и публичных библиотеках . Учащиеся средних учебных заведений были в них самыми активными читателями во второй половине века . Это стало одним из важных факторов становления системы массового образования в России .
Ключевые слова: книга , школа , учащиеся , образование , православная литература , XIX век, Россия.
Понятие «школа» («училище ») для россиян XIX века характеризовало разные виды учебных заведений начального и среднего уровней : церковно - приходская школа , народное училище , школа грамоты , уездное училище и пр . Типологическая характеристика только начальных и з них насчитывает до 60 разных наименований , которые работали одновременно или последовательно на протяжении столетия [1]. Максимальное видовое разнообразие школ приходится на период 50 - 70 - х гг . XIX века в связи с усилением государственного и общественного внимания к становлению системы массового образования в России. Далее наблюдается тенденция к унификации данных учреждений. В начальных школах учились дети, подростки и молодежь в возрасте от 5 до 21 года, в средних, преимущественно – от 10 до 18 лет.
Такая возрастная дифференциация была связана с особенностями процессов социализации разных сословий Российской империи [3, с. 269-311]. Школьники могли получать знания из двух основных источников – от учителя (ранее называли наставником) и из учебных книг. Косвенное влияние оказывало общение с грамотными людьми в своем ближайшем окружении (родители и другие родственники; гувернантки и домашние учителя; приходские священники и монахини; отставные солдаты и казаки; немецкие колонисты, разночинцы и пр.).
При первоначальном обучении грамоте использовали метод механического заучивания текстов книг или информации на слух сразу на двух языках – русском гражданской печати и старославянском. До сих пор мы вспоминаем присказку «знать как Отче Наш». Это мало способствовало расширению круга чтения до уровня увлечения дополнительной (внеучебной) литературой. Приходские священники в середине XIX века отмечали, что «многие из крестьянских мальчиков через год–два забывают то, чему учились в школе и даже разучиваются читать, потому что, по выходе из школы, ничего не читают» [15, с. 64].
Чтение книг для большинства россиян XIX века не являлось привычной жизненной практикой, а регулярное обращение к ним было характерно только для учащихся. Даже у привилегированного дворянства потребность в получении важной информации не обязательно была связана с процессом собственного ознакомительного чтения. Помните из школьной программы по литературе XVIII – начала XIX веков, у Д. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова заявляет: «Я, благодаря бога, не так воспитана.
Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». У А.С. Грибоедова в «Горе от ума» Фамусов заставляет грамотного слугу: «Петрушка <…> достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой». В последнем примере речь идет о ежегодном справочном издании. Содержания такого календаря вполне хватало некоторым помещикам на целый год обсуждений и повторений. Покупать книги считалось даже для них непозволительной роскошью или чудачеством. Потребность в чтении разнообразной литературы у провинциальных россиян постепенно развивалась, но покупка книг оставалась дорогим и сложным делом до последней четверти века: нужно было делать письменный заказ в одно из столичных издательств, оплачивать транспортные расходы, долго ждать.
Даже специальная государственная программа издания доступной для народа печатной продукции не соответствовала финансовым возможностям сельских грамотеев. Например, в 1863 г. Министерство государственных имуществ (МГИ) начало издание и распространение газеты «Народные ведомости» стоимостью 3 рубля серебром за 156 номеров в год. Однако крестьяне практически отказывались покупать ее, не видя необходимость в таких значительных денежных затратах [13, л. 14- 14об.]. Это равнялось, например, стоимости матраса, кушетки, подушки и одеяла вместе взятых, или жалованию кухарки за два месяца. Совсем другое дело обстояло с желанием грамотных людей получить доступ к бесплатному или дешевому чтению.
Святейший Синод активно распространял для библиотек при церквах и учебных заведениях часословы, псалтыри, молитвенники, жития святых, начатки христианского учения и пр. христианскую религиозную адаптированную к уровню знаний и возрасту бесплатную для читателей литературу. Постепенно формировались небольшие нравоучительные и полезные собрания произведений, которые комплектовались исключительно из книг и периодических изданий, «а) допущенных Ученым комитетом Министерства народного просвещения (или Ученым советом при Святейшем Синоде) в ученические библиотеки средних и низших учебных заведений, а равно признанных заслуживающими внимания при пополнении народных читален и библиотек, а также для народных чтений» [9, с. 4-7; 8, с. 10-11]. Поэтому список литературы, полученной, например, одной из сельских земско-общественных (преимущественно светских по предметам обучения) школ в 1874 г. мало чем отличался от списка литературы церковно-приходских училищ.
Он состоял из следующих изданий: священных историй Ветхого и Нового заветов; Козырев «Священная история Ветхого Завета»; Тягунов «Святая Русь»; жития святых, молитвенники; начальное наставление для православной школы; «Как и чему учил Петр народ свой»; «О Петре Великом»; каталоги книг для народных училищ на 1872, 1876 гг.; Ушинский «Родное Слово» 1 и 2 годы обучения; руководство к преподаванию по «Родному слову»; Максимова «Друг детей»; Савельев «Надежные руки против пьянства» [10, л. 1, 6].
Существенную роль в распространении через учебные заведения дешевой литературы сыграл Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. В первой половине 60-х годов им было разослано бесплатно 93 тысяч книг, за плату – более 44 тысяч [14. с. 205]. Можно утверждать, что действия Комитета грамотности во второй половине XIX века помогали уездным земствам в устройстве книжных складов дешевых книг при управах и школах и учитывали развивающиеся интересы грамотных жителей. Кроме того учащиеся могли получить из школьных библиотек (там, где они были, и в зависимости от объема книжного фонда) для учебных занятий и общего развивающего чтения азбуки, буквари, арифметики, прописи. В форме привычных обществу фраз из священнических проповедей происходила социальная адаптация учащихся, формирование представления об окружающем мире и православной культуре; давались готовые рекомендации по восприятию типовых житейских ситуаций.
Так, примерами для изучения падежей в двух разных учебниках по русской грамматике, опубликованных в 20-х гг. XIX века являлись следующие высказывания: именительный падеж – «Кто управляет всем миром? Бог» /«Кто создал свет? Бог»; родительный – «Чей закон спасителен? Иисуса Христа» /«Для кого не должно беречь жизни? Для Государя и Отечества»; дательный – «Кому должны мы подражать? Добродетельным» /«Кому учиться должно? Детям» и пр. [4, с. 20-21]. Тексты азбук адаптировались к возрасту учеников (от шестилетних малышей до взрослых) и дополнялись обращениями, призванными удерживать внимание при трудном первоначальном чтении. Например: «Боюсь Бога; почитаю родителей; повинуюсь учителю. Мне задан урок; надобно его выучить; когда выучу урок, тогда пустят погулять, мы станем играть» [12, с. 28].
Даже задачи по арифметике были написаны в виде типовых сцен из народного быта и знакомят с важнейшими данными из истории и географии страны. Вот несколько примеров: А. «Санкт-Петербург основан Императором Петром Великим в 1703 году. Узнать, чрез сколько лет от нынешнего 1868 года исполнится этому событию тысячелетие?». Б. «Христианская вера начала распространяться в России в 988 году, а первые книги стали печататься у нас в 1563 году. Сколько времени прошло от введения у нас христианской веры до печатания первых книг?». В. «Самая большая длина России с запада на восток 14500 верст, а самая большая ширина ее с севера на юг 4900 верст. На сколько верст длина превышает ширину?». Г. «В Санкт-Петербурге в 1862 году было 586293 жителя, а в Москве 377838. На сколько в Петербурге было больше жителей?» [16].
Педагогические и детские журналы стали доступными изданиями только благодаря публичным библиотекам и только когда финансирование библиотек стало обязательной статьей расходов сельских и городских органов самоуправления в ходе Великих реформ Александра II. Но и к 1914 г. из 76 тысяч всех библиотек России 78% составляли библиотеки средних и начальных учебных заведений [7], а остальные предоставляли широкие финансовые льготы вплоть до бесплатного обслуживания учащейся молодежи. Так, по правилам Царицынской городской библиотеки, открытой в 1895 г., была установлена плата для ежемесячных абонентов за чтение на дому – 15 коп., в библиотеке – 3 коп.
Для служащих городского общественного управления и учащихся городских начальных школ пользование библиотекой было бесплатным [17, с. 1136]. Одним из способов получения школьниками книги в подарок была хорошая учеба и примерное поведение. Такие награды при переводе из класса в класс и по окончании учебного заведения были традиционной школьной практикой. Они оплачивались из средств Святейшего Синода, различных министерств и ведомств, земств, общественных и благотворительных капиталов, почетных попечителей и частных спонсоров. Например, МГИ в 1841 году издало и разослало в каждую сельскую школу своего подчинения по 5 экз. (всего около 1,3 тысяч экз. по 9 коп. каждый) сельского домашнего учебника, в том числе по 2 в особом переплете для раздачи в награду ученикам [6, л. 112, 113]. С 1849 г. МГИ распространило тиражом в 12 тысяч экз. сочинения Загоскина «Памятная книжка для православных христиан», из которых одна половина предназначалась для подарков, а другая – в библиотеки и для продажи крестьянам [5, л. 3]. Министерство народного просвещения (МНП) особое внимание обращало на рассылку книг для раздачи «безденежно» ученикам в период подготовки и проведения школьной реформы 60-х г. XIX века [2].
Перечень книг для чтения воспитанниц старших классов гимназий и подарков за прилежное обучение, рекомендованный ведомством императрицы Марии, включал преимущественно сочинения об окружающем мире: Гартвиг «Море и его жизнь», «Природа и мир на Крайнем Севере», «Тропический мир в очерках животной и растительной жизни», «Чудеса подземного мира» [11, л. 54-54 об.]. Таким образом, процесс детского чтения был сложным, механическим и в большей степени религиозным занятием в течение большей части XIX века. Значительная часть книг, которые читали школьники того времени – это учебная литература. Лишь к рубежу веков увеличивается роль художественной нравоучительно-воспитательной книги. Детей состоятельных высокообразованных дворян, которые имели возможность и достаточный уровень языковой подготовки, чтобы читать оригиналы зарубежных романов-приключений на иностранных языках, мы выделяем в особую категорию. На пути к самой читающей стране мира – СССР – наряду со становлением системы массового народного образования было развитие сети публичных библиотек, организация повторительных классов для выпускников школ, открытие изб-читален и многое другое.
Список литературы
1. Арчебасова Н.А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861 – 1914 гг.: дисс. к.и.н. – Волгоград, 2000.
2. Головин А.В. Очерк действий по управлению МНП с конца 1861 по апрель 1866 г. // Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. – Ф. 208. – Д. 3. – 458 л.
3. Данилевский Г. Об образовании низших классов народа в России // Отечественные записки. – 1864. – № 3. – С. 269-311.
4. Краткая Российская грамматика в вопросах и ответах, изданная Меморским к легчайшему обучению малолетнего юношества. – Орел, 1827. – С. 20-21.
5. О приобретении книг для раздачи в награды ученикам сельских приходских училищ при экзаменах. 1853-1858 // Российский государственный исторический архив (РГИА). – Ф. 383. – Оп. 16. – Д. 19486. – Л. 3.
6. Об издании сельского домашнего лечебника. 1853-1860 // Там же. – Д. 19509. – Л. 112, 113.
7. Олефир С.В. Школьные библиотеки Уральского региона: исторический и социокультурный аспект. – Режим доступа: http://gublibrary.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Potapova.htm (04.06.2010).
8. Определения отдела ученого комитета по начальному образованию // Журнал Министерства народного образования. – 1905. – Ч. 361. – Октябрь. – С. 10-11.
9. Определения ученого комитета Министерства народного образования // Народная школа. – 1869. – № 12. – С. 4-7.
10. Переписка со смотрителем Казанского учебного округа и уездной земской управой об обучении грамоте крестьянских детей. 1874 г. // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). – Ф. И247. – Оп. 1. – Ед. хр. 43. –Л. 1, 6.
11. По предложению г. начальника губернии об открытии в Саратове женской гимназии. 1864-1867 // Там же. – Ф. 13. – Оп. 1. – Ед. хр. 5023. – Л. 54-54 об.
12. Полная российская энциклопедическая азбука, или детское учение, содержащая примеры российского чистописания, Священную историю … – М., 1836. – С. 28.
13. Предписание чиновника особых поручений Раевского о выдаче книг наставникам училищ и частных школ Лоховской волости. 1864 // ГАВО. – Ф. 95. – Оп. 1. – Д. 105. – Л. 14-14 об.
14. Русский. – 1867. – 1 мая. – С. 205.
15. Смесь // Современник. – 1848. – Т. X. – С. 64.
16. Упрощенная арифметика. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб., 1868. – 56 с. 17. Царицынская городская библиотека // Исторический вестник. – 1900. – Сент. (№ 9). – С. 1136.
Н . А . Арчебасова