Разделяй и властвуй: для чего нужны России федеральные территории?
О том, где могут появиться федеральные территории и для чего они нужны нашей стране, — в материале ForPost.
Нужная поправка
Федеральные территории — словосочетание, которое звучит в российском основном законе впервые. Сейчас Россия по Конституции состоит из 85 субъектов федерации: республик, краёв, областей, автономной области, округов и городов федерального значения — к ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в интервью «Интерфаксу» сообщил, что к федеральным территориям могут относиться объекты, земли в регионах, которые должны управляться особенным образом. Под особое управление могут попасть закрытые территориальные образования, регионы со стратегическими военными объектами.
Клишас подчеркнул, что федеральные территории будут регулироваться специальным законом.
«В весеннюю сессию соответствующего законопроекта точно не будет. У нас осталось две недели, затем депутаты уходят на каникулы. Я считаю, что это история не сегодняшнего дня. Это вопрос осени 2020 года или 2021 года. Когда текст законопроекта по федеральным территориям будет готовиться, мы его обсудим с регионами. Обострять какие-то ситуации не будем. Конечно, хочется, чтобы тексты законопроектов были тщательно подготовлены и согласованы», — сообщил ForPost председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Он отметил, что к федеральным территориям могут отнести закрытые объекты, на которых расположены атомные электростанции. Также речь может идти о военных объектах. Севастополь вряд ли подпадёт под критерии федеральной территории, несмотря на то, что здесь базируется Черноморский флот. По словам Крашенинникова, за Севастополем уже закреплён статус города федерального значения.
«Как это будет? Надо подождать. Нужно посмотреть, что нам предложит правительство. Скорее всего, там будут готовить соответствующий проект закона, а не члены рабочей группы. Конечно, будем ждать предложений и от регионов — это двухстороннее движение. Подчеркну, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий направлена на упорядочивание взаимоотношений между регионами и федеральным центром, на выделение денег, на прозрачность, чтобы обязательства выполнялись со всех сторон», — подчеркнул Крашенинников.
Читайте также: «Обнуление» Путина: что же будет с Родиной и с нами?
Взгляд из региона
Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш считает, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий — лишняя. В Красноярском крае может быть создано новое территориально-административное образование. Регион расположен в стратегической Арктической зоне. Здесь находится достаточно много важных для России промышленных объектов.
«Сейчас настолько всё прозрачно и подотчётно в части распределения бюджетных средств между регионами и федеральным центром, что нет смысла усовершенствовать данный механизм. Поэтому заявления о том, что федеральные территории нужны для прозрачного распределения бюджетных средств, — лукавство. Это излишняя норма по дополнительной централизации власти, не более того», — выразил своё мнение Кулеш в беседе с корреспондентом ForPost.
Он считает, что сейчас федеральный центр должен давать больше самостоятельности регионам. Создание федеральных территорий — движение в обратную сторону. Кулеш подчеркнул, что Конституция — документ прямого действия, из которого должно быть понятно, с чем жители страны столкнулись и как это работает. Он считает, что авторы поправок в основной документ страны пошли по другому пути: они сначала создали норму, а затем стали дополнять её законом.
«Практика показывает, что законы иногда норму в Конституции переворачивают с ног на голову. В итоге получается нечто иное, не то, что предполагали законотворцы и за что голосовали люди. Я предлагаю посмотреть и удивиться», — подчеркнул красноярский депутат.
Он уверен, что конфликтов внутри региона избежать не удастся. Не каждый губернатор захочет отдать часть области, края, республики под создание федеральной территории, где появится оператор, который будет не подотчётен и не подконтролен региональной власти.
В отличие от депутатов некоторые известные политологи пока очень осторожны в прогнозах, так как не знают, с чем столкнулись. Для них федеральные территории — «тёмный лес», отметили они в беседе с корреспондентом ForPost и попросили не указывать своих фамилий при подготовке материала.
Читайте также: Новая Конституция: деревня Хлюпово выходит из Союза
Всё прозрачно и понятно
Член рабочей группы по поправкам в Конституцию, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов считает, что страхи региональных депутатов и политологов беспочвенны. В беседе с корреспондентом ForPost Харитонов отметил, что решение о включении в основной документ страны понятия «федеральная территория» принималось исключительно в интересах государства. Оно поможет решить спорные вопросы с космодромом «Восточный», Крымом, защитить природные богатства страны.
«Мы не должны давать права уездному князьку торговать уникальными способностями Байкала, Западной Сибири, источниками нашего благосостояния — углеводородами. Всё это отработается в системе законодательных актов, о чём говорил президент России Владимир Путин и депутаты Госдумы. Все вопросы будут улажены с точки зрения регионального управления. Федеральные территории будут создаваться там, где сконцентрированы природные богатства нашей страны», — выразил свою точку зрения Харитонов.
Следовательно, если бы озеро Байкал было объявлено федеральной территорией, то не было бы возможным строительство китайского завода на его побережье. Остановить стройку в данном случае удалось только после одиночных пикетов шоумена Сергея Зверева, который решил защитить достояние России.
Ещё один плюс: федеральные территории — не подлежат отчуждению. При их создании коммуницируются возможности федерального центра с возможностями субъекта федерации.
Сторонники поправок в Конституцию задают резонный вопрос: «Может ли местное самоуправление в Якутии самостоятельно решить вопрос добычи национальных природных богатств?». Ответ очевиден — нет. Над алмазодобычей в Якутии должна работать вся страна. Следовательно, алмазные шахты якутского Мирного могут стать федеральной территорией.
«Нам нужно быть бдительными, осторожными, перед нами стоит важная задача. Поэтому Владимир Путин не распустил рабочую группу, а предложил поработать ещё и над законодательством. Федеральные территории — путь перспективный, это моё мнение», — подчеркнул Харитонов.
Он считает, что сроки в данном вопросе — не ключевой момент. Основная задача — услышать мнения и получить предложения ото всех заинтересованных сторон. Дело, конечно, никто в долгий ящик откладывать не будет. До весенне-летней сессии 2021 года законодательство по федеральным территориям должно быть принято.
Читайте также: Обнуление без обнуления. А может, написать новую Конституцию РФ?
Плагиат ельцинской эпохи
Сегодня мало кто помнит, но в России уже пытались закрепить в Конституции понятие «федеральная территория». Такую попытку предприняли 12 ноября 1990 года, когда был принят первый проект Конституции.
В разделе 4 «Федеративное устройство» было сказано: «Российская Федерация состоит из национальных и региональных государственных образований, имеющих конституционно-правовой статус равноправных республик, а также федеральных территорий».
Этот проект Конституции был опубликован в газете «Аргументы и Факты» тиражом в 40 млн экземпляров. Однако он был отклонён из-за недовольства регионов. Позже статья была скорректирована. В новом проекте Конституции от весны 1991 года Российская Федерация уже состояла из национальных республик, земель и федеральных территорий.
«Тогда федеральными территориями считались субъекты федерации, которые ещё не готовы были приобрести статус республики. На данный момент в России есть некоторые отдалённые, малонаселённые субъекты федерации с отсутствием инфраструктуры и фактически собственной экономикой. Такие регионы должны управляться из федерального центра. Они имеют явный признак федеральных территорий», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost ответственный секретарь конституционной комиссии 1990-1993 гг., народный депутат 1990-1993 гг. Олег Румянцев.
Он подчеркнул, что в проекте Конституции весны 1991 года федеральная территория могла получить статус земли или республики, если региональным властям удавалось доказать федеральному центру свою финансовую состоятельность. Сменить статус можно было через референдум внутри региона. Существовал и обратный путь. Жители республики могли выйти с инициативой о присвоении ей статуса федеральной территории. Для этого также нужно было провести референдум.
Румянцев считает, что если регион не способен формировать собственный бюджет, собирать налоги, участвовать в формировании бюджета Российской Федерации, то он не должен быть самостоятельным. Единственно верный выход — управление данной территорией из Москвы.
«Закрытые административные территории, наукограды, военные объекты всё-таки не являются самостоятельными субъектами федерации. Мы исходили из того, что есть три категории участников Российской Федерации: национальные республики, земли (региональные образования) и территории, управляемые из центра. Конечно, сейчас законодатели могут уточнить, что территория озера Байкал является не частью Иркутской области, а федеральной территорией. В случае с Байкалом — удар по региону. Конфликтов между иркутскими властями и Москвой избежать не удастся», — отметил Румянцев.
Он считает, что нынешние законодатели пошли по верному пути, вернув в Конституцию федеральные территории. По мнению Румянцева, это очень живая конструкция, она повышает гибкость управления Российской Федерацией.
«Эта идея принадлежит конституционной комиссии РФ, сформированной в 1990 году. Почему-то нынешние власти об этом умолчали. Все механизмы уже прописаны, их просто нужно взять и претворить в жизнь», — уточнил Румянцев.
Читайте также: О чём новая Конституция? — ForPost-Реактор
Роберт Вочовский