Как ЕГЭ связан с внутренней политикой государства?
- Куда бы ты сегодня хотел пойти? – А какие есть варианты? Если ты также ответил на подобный вопрос, берегись, ты попал в самую главную ловушку ЕГЭ – привычку выбирать из того, ЧТО тебе предложили.
ИМЕННО ТАК ГОСУДАРСТВО ДЕЛАЕТ ИЗ НАС УДОБНЫХ ГРАЖДАН.
На первый взгляд, связь между ЕГЭ и внутренней политикой государства еле заметна.
Вы преследуете сугубо личные цели, когда готовитесь к экзаменам. И предметы вы тоже выбираете самостоятельно. Но форму проверки ваших знаний выбираете уже не вы, а люди сверху - наши министры просвещения и науки. Почему вдруг они решили, что ЕГЭ – это лучший способ оценить ваши компетенции?
Прежде делали упор на европейскую и американскую системы образования, где тестирование всегда было в чести, наверно, с начальной школы. Все же видели буквы А, В и С на тестах в кино? Почему бы не перенять опыт передовых стран? Также хотели победить коррупцию при приеме в вуз на бюджетные места.
Поначалу, когда заменили письменные и устные экзамены по билетам на тесты (а сейчас это одновременно выпускные и вступительные), прошла волна недовольства: и учителя, и родители увидели в этом просто обыкновенное натаскивание на конкретные знания. Потому что это были вопросы с единственно верным ответом, который можно было просто угадать, что собственно и делали некоторые мои одноклассники. И порой русский они знали «лучше» меня, если судить по количеству баллов. С течением времени ЕГЭ усложнили так, что школьной программы по некоторым предметам стало недостаточно для подготовки – ребята стали заниматься у репетиторов и откровенно забивать на дисциплины, которые им не нужны для поступления. И тут прокатилась вторая волна недовольства со стороны уже только родителей: зачем мы ходим в школу, если она не справляется со своей функцией?
Но потом дискуссии вокруг тестовых экзаменов поутихли, все смирились. Скандалы с фальсификациями результатов, конечно, иногда добавляли масла в огонь, но недолго. Систему проведения и контроля улучшили, что теперь и в туалете не спишешь (или спишешь?). Теперь абитуриент с Дальнего Востока может без заморочек поступить в Москву (точно может?) Просто бюджетных мест на востребованные направления стало так мало, что поступление превратилось в гонку, в конце которой можно остаться без нервов и здоровья. Или можно взять кредит на образование.
Сегодня есть нерешенные пока проблемы. Например, система оценивания заданий с развернутым ответом всё ещё субъективна: ошибки тебе никто не прокомментирует в личном кабинете. В школе же мы отмечаем ошибки на полях, подчеркиваем их красной пастой. Почему бы и здесь так не сделать? То есть получить обратную связь можно только на апелляции. Но всем страшно: «А вдруг ещё найдут промахи?»
Почему всё так сложно? Почему школьники должны всё время бояться?
Но больше всего меня беспокоит не это. Я замечаю, как мои ученики не способны применить полученные знания в других, не тестовых, ситуациях. Они не видят, например, аналогичные пунктуационные случаи в сочинении, то есть с готовым текстом мы сумели поработать, а с оригинальным – нет. Ценность моей работы и таких знаний резко снижается.
А дальше ещё хуже. Ты привыкаешь работать с характерными случаями, в специфичных - теряешься. Теряется и твоя креативность мышления. И твой «уникальный» жизненный путь не такой уж и уникальный, ведь ты и подумать не можешь (у тебя даже мысли такой не возникает), что могло бы быть по-другому. Тебя научили выбирать из того, что предложили. Сам ты ничего не способен предложить (вернитесь к вопросу в начале текста и проверьте, знаете ли вы свои желания).
Такая модель мышления воспитывается обществом, политикой государства. Готов ли ты жить в рамках навязанного алгоритма? Или хочешь быть свободным человеком?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции