Там, где жила княжна Мери. На КМВ восстановят дом, описанный Лермонтовым
В Кисловодске начали работу по восстановлению дома с богатой историей. Там бывали Пушкин, Лермонтов, Белинский, Толстой и будущий император Александр II. Автор «Героя нашего времени» «поселил» в нём своих героев - возлюбленную Печорина Веру и княгиню Лиговскую с дочерью. Подробности - в материале «АиФ-СК».
Тот самый балкон
Дом предводителя местного дворянства Алексея Реброва, а вернее то, что осталось от здания, расположен в центре Кисловодска, рядом с Нарзанной галереей. Считается, что это был один из первых домов в городе.
«Его построили в 1823-1826 годах предположительно по проекту братьев Бернардацци. Двухэтажный деревянный особняк с римскими колоннами и балконами в стиле русского классицизма был первым приличного вида зданием в этих местах, и в нём останавливались представители светского общества, которые приезжали в Кисловодск лечиться на воды. По сути, это была гостиница», - говорит замдиректора музея «Крепость» в Кисловодске Игорь Лачинов.
Среди постояльцев в 1837 году был и поручик Лермонтов. В 1839 году вышел в свет его роман «Герой нашего времени», где в том числе запечатлён дом с колоннами и окрестности Кисловодска. Вера пишет Печорину: «Приезжай через неделю в Кисловодск: послезавтра мы переезжаем туда... Мы будем жить в большом доме близ источника, в мезонине; внизу княгиня Лиговская... ».
В музее «Крепость» есть макет дома Реброва, и посетители часто спрашивают, с какого из трёх балконов спускался Печорин после свидания с Верой, когда его застиг Грушницкий.
«Светская публика, прочитав роман, который вышел хорошими тиражами в обеих столицах, узнала там многих своих знакомых. Княгиню Лиговскую, княжну Мери (такое написание имени использовал сам классик - ред.) и других персонажей Лермонтов писал с реальных людей, с точностью передавая мельчайшие подробности характеров, облика, манер. Первый биограф Лермонтова Павел Висковатый также отмечал свойство поэта с большой точностью описывать то, что его окружало», - говорит музейщик.
Лермонтов запечатлел в романе и другие достопримечательности Кисловодска, которые можно посетить во время туристической поездки.
«У небольшого водопада на реке Ольховке Печорин поил своего коня. Неподалёку вдоль реки - Лермонтовская скала, а рядом - овраг под названием Сухая Ольховка. Считается, что в этом месте состоялась дуэль Грушницкого и Печорина. В романе описана и гора Кольцо, куда ездила княжна Мери с друзьями, рядом - Медовые водопады, где современники Лермонтова устраивали пикники. В Кисловодском парке есть мостик «Дамский каприз», который также перекликается с повествованием в романе. Предание гласит, что во времена Пушкина и Лермонтова компании молодых дам и офицеров во время прогулки нужно было перейти на другую сторону неглубокой струящейся речки. Дамы закапризничали, не желая приподнимать платья. (В те времена носили глубокие декольте, но при этом было нескромным показывать ножки). Тогда мужчины легли на скалы, соорудив живой «мостик», и дамы по ним перебрались на другой берег. Позже воздвигнутый мост здесь назвали «Дамский каприз», - рассказывает экскурсовод Татьяна Помелило.
«Принял 19 ванн за 19 рублей»
Пушкин жил в доме Реброва летом 1829 года. В журнале посетителей Вод он оставил такую запись: «Принял 19 ванн и отдал за оные 19 рублей».
«Тогда ванны были дорогим удовольствием. Холодная ванна стоила рубль. Подогретая - все три рубля, на которые в то время можно было купить корову. Пушкин не был аскетом до такой степени, чтобы мёрзнуть в холодных ваннах. Скорее всего, он принимал их тёплыми, но Ребров сделал уже известному на тот момент поэту скидку», - считает Игорь Лачинов.
В разные годы в доме Реброва бывали также Виссарион Белинский, Лев Толстой, будущий император Александр II.
«О пребывании цесаревича в Кисловодске известно мало, однако обед будущего императора в Доме Реброва нашёл отражение в полотне художника. Подпись к картине гласит: «Обеденный стол в Кисловодске государя наследника, ныне благополучно царствующего императора Александра Николаевича, 21 сентября 1850 года, в доме статского советника А.Ф. Реброва». За столом сидит цесаревич в форме линейных казаков, справа от него - князь Воронцов, слева - генерал Завадовский. Сам Ребров с бокалом в руке говорит приветственную речь. Где теперь находится картина, неизвестно, но с неё был снят фотоснимок», - сообщает управление по информполитике СК.
Алексей Фёдорович Ребров также владел усадьбой в Пятигорске, особняком в Ставрополе и имением в селе Владимировка Левокумского района, где делал лучший в Европе шёлк, отменное вино и выводил ребровских мериносов.
«В Ставрополе, Кизляре, Кисловодске и Владимировке в 1840-е годы были основаны школы шелководства. В своих угодьях, до того не везде удобных для земледелия, Ребров прорыл каналы на 50 верст, посадил лес, а на бывших солончаках развел сады и виноградники. Виноградной лозы росло здесь до 40 видов, в том числе редкий «шираз» - без косточек. Ежегодно из Владимировки в Москву и на ярмарки отправлялось несколько тысяч бутылок вина», - сообщает издание «Ставропольский хронограф».
Ребров фактически основал знаменитый Кисловодский парк, а также парки в Пятигорске, куда завозил саженцы деревьев и винограда из Владимировки. Он составил «Правила устройства Кавказских Минеральных Вод хозяйственным образом» и организовал строительную комиссию, которая занималась благоустройством курортов более 20 лет.
После революции дом Реброва в Кисловодске отдали под коммунальные квартиры. В результате перепланировок многие его элементы были утеряны: центральный портик с колоннами, винтовая лестница. Когда в 1955 году по роману Лермонтова снимали фильм, здание попало в кадр. В 2000-х дом снесли под видом реставрации, до которой дело так и не дошло.
Много лет останки «главного дома Кисловодска», как называют его историки, стояли заброшенными.
«Новый глава города решил восстановить знаменитый «дом княжны Мери», - говорит почётный гражданин Кисловодска, историк Борис Розенфельд.
Однако земельный участок под домом оказался в собственности жителей близлежащих построек. Три года в суде шли тяжбы по возвращению участка государству, и наконец он был передан филиалу Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры по Южному федеральному округу.
В ведомстве рассказали, что вот-вот должны начаться археологические, геологические исследования почвы под домом. И только потом будет ясно, как будут восстанавливать, а точнее, воссоздавать историческое здание.