«Челленджер» для Светланы Радионовой
Зачем чиновница летела на самолете компании, вину которой сама должна была определить?
Авария на ТЭЦ в Красноярском крае, в результате которой разлилось больше 20 000 тонн дизельного топлива, событие экстраординарное и высокие начальники стали прибывать один за другим в Норильск. Похвальную оперативность проявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. В 4.59 утра по московскому времени самолет с Радионовой на борту приземлился в аэропорту назначения, и чиновница приступила к исполнению своих обязанностей.
Можно было бы только порадоваться столь ответственному подходу к своей работе госпожи Радионовой, которая несмотря на поздний час и нерабочее время вылетела в Норильск. Однако детали ее визита вызывают некоторые вопросы.
Глава Росприродадзора летала в Норильск и обратно в Москву на частном самолете «Челленджер», принадлежащем компании «Норильский никель». Этот факт журналисты установили элементарно: позвонили в аэропорт по телефону, указанному на сайте. Полет на таком элитном джете туда и обратно обходится более 100 000 долларов США. Вся страна уже знает, что ТЭЦ, на которой произошла авария является дочерним предприятием «Норильского никеля». Можем ли мы предположить, что Светалана Радионова этого не знала?
А с какой целью госпожа Радионова так спешно вылетела в Норильск? Она ведь не врач, не спасатель и даже не инженер. Ее ведомство не обладает ресурсами и полномочиями, чтобы чем-то помочь с ликвидацией последствий катастрофы. Росприроднадзор осуществляет надзорные функции. Задача госпожи Радионовой установить кто виноват в произошедшем. Извечный русский вопрос! И ответ на него очень дорогого стоит.
В том случае, если надзорные органы придут к заключению, что авария произошла вследствие «природных причин», то «Норильскому никелю» не придется оплачивать миллиардные убытки, нанесенные окружающей среде. Если же будет установлена ответственность компании «Норильский никель» за аварию на ТЭЦ, то ее владельцы «вылетят в трубу» и покинут рейтинги Forbes. Ставки настолько велики, что сто тысяч долларов на полет главы Росприроднадзора выглядят сущими пустяком.
А теперь вопрос: может ли российская общественность ожидать, что Светалана Радионова будет объективно оценивать ситуацию с аварией на ТЭЦ и «забудет» про услугу, оказанную «Норникелем», если вина компании в произошедшем действительно есть? Или уже вброшенная в СМИ версия о «потеплении в условиях вечной мерзлоты» как причине аварии будет закреплена соответствующими «экспертизами» от Росприроднадзора?
Закономерно возникает и другой вопрос: какого рода услуги компания «Норильский никель» оказывала госпоже Родионовой до этих пресловутых полетов? Ведь не каждому гражданину Российской федерации Владимир Потанин готов предоставить бизнес-джет по первому требованию. Между руководителями «Норникеля» и Светланой Радионовой, по всей видимости, сложились теплые и доверительные отношения. Настолько доверительные, что компания, причастная к масштабной экологической катастрофе, сама же предоставляет элитный борт для расследования главе надзорного ведомства.
Норильская катастрофа обнажила проблемы государственного управления, которые были вне фокуса общественного внимания. И судя по тому как развиваются события, помимо расследования причин аварии, правоохранительным органам предстоит распутать запутанный клубок взаимоотношений олигархического бизнеса с чиновниками. Спасатели будут очищать реки от загрязнения дизельным топливом, а правоохранительным органам предстоит «зачистить» от коррупционеров органы государственной власти. Иначе катастрофы будут происходить и в будущем, отвечать за них будут «стрелочники» (напомним, что начальник цеха ТЭЦ, на которой произошла авария, уже взят под стражу), а оплачивать убытки будет государство.
Сергей Михайлов