Воровской исход
Чем промышляет оргпреступность в изгнании.
Воры в законе из стран бывшего СССР напомнили о себе во Франции — полиция считает, что грузинская мафия стоит за резким увеличением числа мелких краж в торговых центрах Парижа, отмеченным в период карантина. Вслед за российскими и испанскими коллегами правоохранители Пятой республики уже почти три года изучают повадки и нравы «хищников с востока», которых становится в Европе всё больше. О том, как мигрирует на запад воровской мир, — в материале «Известий».
Увидеть Париж и обеднеть
Как ведут себя грузинские уголовники в Париже, подробно рассказывается в репортаже французского издания Le Parisien. Журналисты довольно основательно изучили не только иерархию и способы организации преступлений, но и субкультуру мафиозного сообщества с советскими корнями. Они уже прекрасно понимают, кто такие «воры», чем они отличаются от «смотрящих», знают и про рядовых «шестерок». Не секрет для французов и значения татуировок, и установки кодекса чести, запрещающего сотрудничать с властями, и наличие «общака», куда члены воровского мира должны отдавать часть «заработанного».
Но если в России и странах СНГ основными статьями воровского дохода и пополнения общака были (и остаются) кражи и вымогательства у частных лиц, то в Европе уголовники переключились на хищения товаров в респектабельных торговых центрах, в частности, Parly 2, Galeries Lafayette, Carré Sénart, Val d’Europe и магазины на бульваре Осман.
Чаще всего преступные группы похищают смартфоны, небольшие по размеру дорогостоящие аксессуары для них, элитную парфюмерию и одежду известных брендов. Они используют экранированные металлической фольгой сумки, которые препятствуют срабатыванию рамок-детекторов на выходе из торговой зоны.
Новая экономическая политика
Тактика воров оправдана с экономической точки зрения. Улов от одной магазинной кражи невелик по сравнению, например, с квартирной. Но такое преступление не требует длительной подготовки и особой квалификации. Совершать вылазки можно по нескольку раз в день, да и риск отправиться за решетку минимален.
— Мы общались с задержанными у нас в стране представителями криминалитета, которые имели неприятности с законом в Европе. Они считают европейские тюрьмы пионерскими лагерями по сравнению с нашими ИК, а наказание несущественным. Институт более сурового преследования рецидивистов там хоть и существует, но по факту не сильно влияет на тяжесть наказания. Месяц лишения свободы за кражу в магазине — чаще всего максимум, который грозит за магазинную кражу лицу с криминальной репутацией, — рассказывает столичный оперативник из подразделения по борьбе с квартирными кражами.
О том, что несколько групп магазинных воров связаны с оргпреступностью, стало известно еще в 2015 году во время расследования французской полиции, по результатам которого на скамье подсудимых оказались 35 уголовников (большинство — грузинского происхождения).
Анализ прослушанных переговоров показал, что шайки в Париже были подотчетны некоему Илье К. Но речь шла не о мелких кражах — он контролировал группу, в первую очередь нацеленную на ювелирные магазины в торговых центрах, а это уже квалифицированная воровская специализация. Также под стражей оказались Жорж П., которому приписывают руководство уголовниками в парижском регионе, и Нодар К., отвечающий за домушников.
— Речь идет об Илье Хеладзе (Ило Ланчхутский), Георгии Поладишвили (Синкар) и Тевдоре Гамисония (Нодар Сухумский), все они в настоящее время находятся под стражей, — пояснила «Известиям» главред информагентства «Прайм Крайм» Виктория Гефтер. На сегодняшний день лишь 14 из 35 членов преступной группировки находятся в заключении. Французское правосудие уже инкриминировало фигурантам отмывание доходов, добытых преступным путем, — лидеры сообщества, как предполагают офицеры французской полиции, делали это при помощи строительного бизнеса.
Воровская экспансия на запад
Так называемые «законники» из бывшего СССР распространяют всё большее влияние на криминальный мир в ЕС. Испания, Италия, Греция, Португалия — в этих странах давно уже существуют специализированные подразделения по борьбе с «воровскими». На спецоперации тратятся миллионы евро, но позиции сообщества лишь усиливаются, считает источник «Известий» в МВД России. Воры в законе грузинского происхождения традиционно имели большой вес среди верхушки сообщества — сейчас характерные имена и фамилии всё чаще встречаются в полицейских отчетах Европы.
В конце прошлого года пожизненный срок получил во Франции один из лидеров преступного сообщества, вор в законе грузинского происхождения Каха Руставский (по паспорту Кахабер Шушанашвили). Судья в Экс-ан-Провансе назначил максимально возможное наказание, признав его заказчиком убийства в 2010 году другого вора в законе, Владимира Джанашии по прозвищу Ладо. Шушанашвили к моменту вынесения приговора уже отбывал срок. Изначально, в 2016 году, он был осужден за ряд преступлений в Испании на 20 лет и 11 месяцев. Позже, в 2018 году, французский суд в Нанси добавил ему еще 10 лет за руководство криминальными структурами из мест заключения.
Каха и его брат Лаша Шушанашвили считаются лидерами воровского сообщества в Евросоюзе. Оба они выходцы из клана Деда Хасана. Особенно сильно их влияние в Греции и Испании, но этими странами их «бизнес-планы» не ограничиваются. География влияния значительно расширилась в период заключения Шушанашвили.
Французские сыщики после облавы на Поладишвили и Ко провели еще одну операцию совместно с грузинскими и бельгийскими силовиками — VORS 69-01. В декабре 2018 года в Лионе были задержаны 20 членов преступного сообщества, в том числе грузинские воры Реваз Сескурия и Миндия Нижарадзе. Полиция инкриминировала задержанным похищение автомобилей, изготовление поддельных документов и торговлю наркотиками, сообщили в МВД Грузии.
Покидают родные края
Высокий уровень жизни европейцев — не главная причина, по которой грузинские воры в законе мигрируют на Запад. Просто на исторической родине им становится крайне некомфортно. В России и Грузии уже несколько лет проводится политика нетерпимости к воровскому миру. Грузия первой приняла закон о преследовании «воров в законе» за лидерство (статус) в преступном сообществе. Недавно похожий закон был принят в России и уже год довольно эффективно работает — несколько криминальных авторитетов арестованы, многие подались в бега.
— После ликвидации в 2008 году подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России оргпреступность постепенно снова начала поднимать голову. Сдерживать ее сперва пытались ужесточением статьи 210 УК РФ — организация преступного сообщества. В 2019 году вступил в силу президентский закон, который ввел уголовную ответственность для тех, кто занимает высшее положение в преступной иерархии. С тех пор за сам факт лидерства в ОПГ «ворам в законе» грозит до 15 лет лишения свободы. Кроме того, была введена отдельная ответственность за участие в криминальных сходках. Но есть и другие важные аспекты. Вора тюрьмой не испугаешь, поэтому из-под ОПГ стали выбивать экономическую и финансовую основы. А вот это уже стало фактором, который окончательно выдавил авторитетов из нашей политической, экономической и социокультурной реальности, — рассказал «Известиям» Иван Соловьев, заслуженный юрист России, председатель Центра правовой помощи «Дело жизни», член научно-консультативного совета Следственного комитета РФ.
В Белоруссии власти довольно жестко противостояли «законникам» без специальных норм в УК, но в ближайшее время соответствующая статья может появиться и там. Методы борьбы с воровским сообществом своих соседей пытается взять на вооружение и Украина. Законопроект пылится в раде еще с 2014 года, в 2016-м его уже провалили. Очередная попытка принять закон состоится в мае — от нашествия воров украинского происхождения задыхается Чехия, с которой весной прошлого года страна подписала меморандум о сотрудничестве в сфере борьбы с оргпреступностью.
В России проблемы у воров начались за несколько лет до принятия «воровской статьи». Сначала их начали вытеснять из больших городов — Москвы и Санкт-Петербурга.
— Новые технологии, системы наблюдения попросту сделали невыгодным совершать квартирные кражи. В Москве дошло до того, что средняя серия краж до поимки бригады редко составляла три эпизода. На четвертом мы их брали. То же самое касается карманных краж — таких преступлений стало значительно меньше, чем в нулевых, — рассказывает оперативник одного из столичных подразделений угрозыска.
— Я думаю, что ветер перемен подул для воров перед проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Поступила команда сделать регионы проведения максимально безопасными — требовалось показать страну максимально привлекательной для иностранцев. Те из воров и их приближенные, кто не понял посыл, еще до старта оказались за решеткой. Другие подались за границу — в основном в страны Европы. Насколько мне известно от иностранных коллег, в период проведения FIFA в России наблюдался рост квартирных краж в Европе, — продолжает собеседник.
По его словам, не стоит считать, что проблема решена.
— Свято место пусто не бывает. Сейчас освободившиеся ниши пытаются занять другие этнические группировки, плохо изученные и закрытые — например, из стран Центральной Азии. Еще одна беда — молдавские, гагаузские ОПГ. Они хоть и интегрированы в международное преступное сообщество, но более законспирированные и бывают в стране наездами, — говорит источник.
Иван Петров