Коронавирус в борьбе с общенациональными приоритетами
Коронавирус настолько подмял под себя общественное внимание к другим проблемам, что иногда крайне важные темы проносятся мимо нас, как скорый поезд, не оставляющий после себя даже эха от его колёс.
25 марта 2020 года Владимир Путин подписал Указ, запрещающий продажу земли иностранцам в «зонах повышенного внимания» - Калининградской, Астраханской области и в большинстве районов Крыма и Севастополя.
Ограничения абсолютно оправданные и, если не блокирующие, то хотя бы осложняющие неброский на поверхности захват иностранцами пограничных территорий. Схема его элементарна, с неизменным успехом опробована в развитых странах мира, куда в погоне за благами жизни слетаются пришельцы из неблагополучных стран. Сначала заселение в съёмные квартиры и дома, затем покупка участка земли, возведение там жилых домов, оседание в нём своих соотечественников, открытие вокруг него торговых точек и контор, и в целом создание мини-структуры более или менее автономного жизнеобеспечения.
В результате плетения такой паутины вширь и вглубь появляется целый этнический район. Именно так образовывались кварталы инородцев во многих городах Европы. Но всё это происходило там не для фактического отторжения территории основной страны, а для внедрения в неё плотной однородной массой с целью оседлости и утверждения своей привычной сугубо-национальной среды обитания.
Но есть и более «продвинутые» повороты в такой экспансии. Пример, за которым не надо далеко ходить – Батуми. Турецкие гостиницы повсюду, магазины, бензоколонки, увеселительные заведения, игорные дома и их разновидности, повсеместно турецкая речь - турки даже не удосуживаются учить грузинский язык, они напористо захватывают командные высоты на предоставленной им черноморской территории. Теперь уже грузинам вскоре предстоит учить турецкий, чтобы интегрироваться в новую, инородную жизненную среду. Граница – в 12 километрах, въезд-выезд практически беспрепятственный и равнодушно-бесконтрольный, поток машин из Турции плотный и уверенный. Турции при таком «режиме наибольшего благоприятствования» и не надо формально присоединять к себе Аджарию – она при таких темпах «отуречивания» скоро станет её полноценной вотчиной.
Указ президента РФ, предотвращающий аналогичное пагубное развитие, безусловно, правильной направленности и твёрдости формулировок. Непонятно только, почему он ограничился лишь тремя территориями и не вместил в себя другие не менее критически важные приграничные участки российской земли. В первую очередь, это имело бы смысл сделать в отношении Курил, а конкретно островов Малой Курильской гряды, которую японцы официально именуют своими «северными территориями». Навязываемая нам Токио схема «совместного хозяйственного освоения» этих островов (Шикотан, Итуруп и Кунашир) подразумевает некую экстерриториальность, при которой действия российских законов на этих островах будет аннулировано или кардинальным образом видоизменено, уступив место каким-то пока непонятным юридическим, административным, экономическим, налоговым схемам, устраивающим японцев.
Нетрудно предугадать, что одним из краеугольных камней в основе таких схем и «совместного освоения» как раз и станет право японцев на покупку, а точнее скупку территорий на островах. Именно такое неброское, но эффективное «освоение», подобно тому, как слоны вытаптывают территорию, куда мигрирует их стадо, и вынашивается многими японскими тактиками, начиная от премьера С. Абэ. Причём не стоит недооценивать замыслы японцев, поскольку за ними стоит не частная инициатива, а государственная стратегия. Опасность дать палец, а потом остаться без откусанной руки вполне реальна
К приграничным районам особого внимания можно отнести и Приморье, Амурскую область, где заселение китайцами приобретает лавинообразный характер. Интересные процессы начинают проявляться на Кавказе, а именно в приграничном с Азербайджаном Дербентском районе Дагестана. Эта дальняя, но всё же российская территория – яркий пример безрадостности, заброшенности и бесперспективности, люди живут там в силу инерции. Зато азербайджанцы начинают всё активнее туда внедряться по вышеописанной схеме. И это не встречает отторжения местного населения - худо-бедно у него появляются хоть какие-то возможности для заработка, точнее – для выживания, пусть даже в качестве подсобного, вспомогательного «человеческого материала» для азербайджанских предпринимателей-благодетелей. Как представляется, движет ими не только частная инициатива, но и поощрение Баку. Ведь этот район там считается исконной азербайджанской территорией, а его нахождение в составе Дагестана – аномалией с советских времён, которую якобы пришла пора исправить «не мытьём, так катаньем».
Сама столица Дагестана – Дербент всё чаще в азербайджанских СМИ уже стала называться «древним азербайджанским городом» (расстояние от границы с Азербайджаном всего 100 км). Потакая этому «виртуальному захвату», городские власти идут на неоправданные и даже вредные реверансы, например, переименование улицы Советская в улицу имени Гейдара Алиева. А в Дагестане, как и везде на Кавказе, таким эмоциональным жестам придают особую значимость и начинают гадать, что бы это могло значить. Многие сошлись на том, что власти таким образом заискивающе фактически послали поощрительно-обнадёживающий сигнал не только Баку, но и 130 тысячам азербайджанцев, осевшим в Дагестане. Не удивительно поэтому, что Баку планомерно расширяет своё неофициальное присутствие по дагестанскую сторону границы, где 40-50% населения – азербайджанцы-граждане России.
Образ Азербайджана преподносится как заманчивая сверкающая витрина общества всеобщего благоденствия на фоне царящего уныния по российскую сторону границы. Намёк прозрачен: переходите под наше крыло вместе с вашими землями и будете жить припеваючи. А с учётом того, что помимо азербайджанцев, 1/3 лезгин живёт в Дагестане, а 2/3 в приграничных с ним районах Азербайджана, такие посулы к объединению не выглядят такими уж недееспособными. И тенденция «забить колышки» - прочно обосноваться в российских приграничных районах за счёт покупки земли продолжается. В этой проблеме существует тонкая грань – нельзя тормозить или усложнять общение через границу родственников, да и осуществление предпринимательства, в какой-то степени выручающее дагестанцев-граждан России – это будет типичный «самострел». Но что можно и нужно сделать без колебаний и сомнений – наложить запрет на покупку там земли иностранцами, кем бы они ни являлись. Это поможет избежать наслаиванию на и без того непростое социально-экономическое положение в тех районах, ещё и этно-политических проблем, из которых выбираться всегда очень непросто и болезненно, если вообще возможно.
Причём уже в современной России в ходу была необъяснимая уступчивость и щедрость, а прямо говоря – циничная расточительность, ударившая по своему населению. Когда в 2010 году между Россией и Азербайджаном подписывался договор о делимитации и демаркации границы российская сторона сделала подарок: уступила Азербайджану приграничный участок земли и два села на нём (Храх-Убу и Урьян-Уду). А взамен не получила ничего. Ущерб от подарка «с барского плеча» в щедрой Москве в то время никто не подсчитывал, лишь позже оказалось, что на строительство жилья для вынужденных переселенцев в Россию требуется миллиард рублей. Причём не с Азербайджана в порядке компенсации за подарок, а из российского кармана.
Чем больше нас заполоняют веером новостей о коронавирусе, уже становящимися навязчивыми и раздражающими, тем больше хотелось бы перевести эту, безусловно, серьёзную проблему в чисто медицинскую плоскость. Массированное нагнетание тревожности неплохо бы сменить на внимание к иным, не менее животрепещущим проблемам, стоящим перед страной. Ведь мы собираемся жить и после того, как справимся с этой заразой. Справедливо и оправданно было бы оставить в поле зрения лишь истинное самопожертвование врачей, которых наконец-то, стали считать не взяточниками и циничными жуликами, а преданными своему делу, ответственными людьми и квалифицированными специалистами.
Следовало бы уже сейчас, не дожидаясь, когда мы сможем поставить первую запятую в борьбе с вирусом, переключаться и на другие никуда не исчезнувшие важные темы. Это относится, в первую очередь, к скорейшему выздоровлению экономики, высвобождению, а то и спасению разнокалиберного частного предпринимательства (именно частного, а не государственного) из пут коронавируса
Будет крайне печально видеть, как экономически и без того «убитые» приграничные, далёкие от центральной России регионы, без должной реанимации начнут дрейфовать в сторону тех наших соседей, кто только потирает руки от дополнительных катаклизмов в экономике в расчёте на реализацию долгосрочных экспансионистских замыслов. И скорейшее дополнение Указа президента РФ в превентивном порядке новыми «караваями», на которые «разевают рот» по ту сторону российских границ, станет вполне логичным и своевременным актом государственной и общественной воли. Оставить ситуацию без чёткого запрета на покупку иностранцами других наших приграничных земель будет означать лишь предоставление свободы привносимым извне настроениям потенциального «ползучего» сепаратизма.