Игра на эмоциях или тайные переговоры: что происходит вокруг карабахского урегулирования?
ЕРЕВАН, 22 апреля. Новости-Армения. Для всего армянства одним из ключевых вопросов является процесс урегулирования карабахского конфликта.
На днях министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в рамках переговоров по карабахскому конфликту активно обсуждается проект урегулирования на основе поэтапного подхода, предложенный 15 апреля 2019 года в Москве. По словам министра, документы предполагают на первом этапе решение наиболее актуальных проблем, освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций.
Что касается вопроса передачи территорий вокруг Нагорного Карабаха, то Мнацаканян подчеркнул, что они, в первую очередь, являются зоной безопасности и линией обороны.
В тот же день вечером состоялись обсуждения по видеосвязи между Мнацаканяном и главой МИД Азербайджана Эльмаром Мемдъяровым, по итогам которых сопредседатели Минской группы ОБСЕ подчеркнули важность строгого соблюдения режима прекращения огня и отказа от провокационных действий в нынешних условиях и призвали стороны принять меры для дальнейшего снижения напряженности.
Уже 22 апреля новоизбранный президент Арцаха Араик Арутюнян выступил с заявлением, в котором отметил, что первичный мандат на ведение переговоров от имени арцахского народа по любому предложению или документу, лежащему на переговорном столе, получили власти Арцаха. Кроме того, он подчеркнул, что безопасность народа Арцаха не может быть поставлена под угрозу или стать предметом торга, а без признания приоритетным права народа на самоопределение никакой вариант урегулирования конфликта не может стать предметом содержательного обсуждения между сторонами.
Агентство "Новости-Армения" обратилось за комментариями к экспертам.
Вопреки интересам армянской стороны
"Поэтапное решение противоречит интересам армянской стороны и об этом многократно заявлялось. Поэтапное урегулирование означает односторонние уступки в обмен на гарантии. Например, после получения каких-то территорий Азербайджан не будет нападать. То есть де-факто ты делаешь уступки, а в обмен получаем лишь слова, а для того, чтобы верить словам Азербайджана, надо быть очень наивным", - сказал азербайджановед, эксперт аналитического центра "Орбели" Тарон Ованнисян.
Он отметил, что при передаче Азербайджану любой территории Арцаха обороноспособность последнего понесет значительные потери и это отрицательно скажется как на безопасности населения, так и на статусе самого Арцаха.
"Поэтому этот вариант никоим образом неприемлем для нас, о чем свидетельствуют слова главы МИД Армении", - сказал азербайджановед.
Ованнисян отметил, что из-за слов Мнацаканяна в Азербайджане поднялся большой шум, "вплоть до того, что помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев сделал довольно неоднозначное заявление, пожаловавшись, что глава МИД Армении сказал, что никакая территория не будет отдана".
Относительно заявления Лаврова Ованнисян отметил, что страны-сопредседатели всегда старались продвигать поэтапное решение, поскольку по их логике пакетное решение невозможно из-за патовой ситуации.
"По их мнению, поэтапное урегулирование должно быть эффективным, и они докажут результативность своего посредничества. Однако в данном случае они ошибаются, потому что это не территориальная проблема, как это пытается представить Азербайджан", - сказал эксперт, отметив, что истинные причины конфликта постепенно лишь усугубляются.
На вопрос о том, почему же в таком случае глава МИД России сделал подобное заявление, Ованнисян отметил, что для этого могут быть многие причины, о которых он не знает.
"Однако могу отметить, что с момента подписания соглашения о прекращении огня в 1994 году многочисленные варианты и проекты предлагались сторонам переговоров. Представление проекта Лавровым еще не значит, что он обсуждается как окончательный документ по урегулированию конфликта", - сказал он.
При этом азербайджановед отметил незначительность сделанного сопредседателями МГ ОБСЕ по итогам видеоконференции заявления. Он отметил, что эта встреча нужна была потому, что из-за коронавируса мониторинговая группа покинула регион, и за этот период был замечен рост напряжения.
"Конечно, обсуждения по этому вопросу могут продлиться довольно долго, сложно сказать, когда это получится и получится ли вообще, потому что азербайджанская сторона однозначно против, а сопредседателям комфортнее продолжать работу в этом формате, чем вносить изменения, которые создадут дополнительные проблемы, в том числе и им", - сказал он.
Возврата к прошлому не будет
"Из заявления Мнацаканяна не совсем понятно, что конкретно сейчас обсуждается, потому что он фактически заявил, что поэтапный вариант предлагался армянской стороне в 2014 и 2016 годах и был отвергнут. Сейчас же опять обсуждается какой-то новый модифицированный вариант", - сказала политолог, азербайджановед Анжела Элибегова.
При этом она отметила, что если на столе переговоров вообще нет документа, то тогда непонятно, что вообще обсуждается уже два года и что обсуждалось в течение трех дней в Женеве во время последней встречи, после которой Мнацаканян подтвердил, что переговорный процесс идет.
"Также было отмечено, что есть конкретные дедлайны и повестка, вокруг которой ведутся переговоры. После вчерашней онлайн-встречи с Мамедъяровым было заявление о том, что намечаемые на 2020 год совместные мероприятия откладываются. Таким образом, есть конкретные договоренности о том, чтобы были реализованы какие-то мероприятия", - считает эксперт.
Относительно обмена заявлениями между главами МИД Армении и России Элибегова отметила, что одна из сторон дезинформирует общественность.
"Если Лавров, то тогда армянская сторона должна объяснить - почему. Если нет, то она должна четко прояснить свою позицию против поэтапного урегулирования конфликта", - сказала она.
На вопрос о том, какие есть угрозы, если действительно на столе переговоров лежит документ о поэтапном урегулировании, эксперт отметила, что этот вариант отвергался, потому что там не было никаких гарантий относительно статуса Арцаха и уверенности в соблюдении возможных гарантий.
"Поэтому армянская сторона настаивала на пакетном решении. Пока все проблемы не решены, говорить о прогрессе нельзя. Сейчас армянская сторона идет путем каких-то непонятных макро- и мини-революций в переговорном процессе", - сказала Элибегова.
"Из этого можно предположить, что, тем не менее, обсуждается какой-то поэтапный вариант", - сказала Элибегова.
Относительно позиции Арцаха, азербайджановед заявила, что она должна озвучиваться постоянно и четко "в контексте того, что Арцах никогда не вернется к своему прежнему статусу, нет никаких вариантов проазербайджанского решения вопроса и никогда впредь возвращения к прошлому ни в плане статуса, ни территорий, быть не может".
"Если здесь есть какие-то разногласия Степанакерта с официальным Ереваном относительно моментов процесса урегулирования, то общественность тоже должна быть осведомлена", - сказала она.
О конфликте
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. -0-