КОМИССИЯ СЕГОДНЯ ВЫПОЛНЯЕТ ЗАКАЗ, СФОРМУЛИРОВАННЫЙ РЭЕМ ДЖЕННИНГСОМ
"Комиссия по апрельской войне создана для того, чтобы выполнить директиву заокеанских заказчиков и данное ими домашнее задание", - говорит в интервью "ГА" военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.
- Несколько дней назад было анонсировано, что 16 апреля третий президент Армении Серж Саргсян посетит Комиссию по Апрельской войне, и ответит на вопросы. Прежде всего хотелось бы знать ваше мнение о самой комиссии и цели ее создания...
- Во-первых, создание подобной комиссии, в работу которой вовлечены непрофессионалы, люди, не имеющие отношения к военной сфере, свидетельствует о том, что ее целью является вовсе не расследование каких-то ошибок, упущений, допущенных армянской стороной в ходе апрельских боевых действий 2016 года. Очевидно, что создана эта комиссия с сугубо политической целью. И если мы посмотрим на персон, вовлеченных в ее работу с точки зрения их партийных симпатий, политической ориентации, мировоззренческих позиций и т.д., становится ясно, что речь идет о позиции власти, политический заказ которой эти люди выполняют.
Тот факт, что руководителем комиссии является Андраник Кочарян - человек, широко известный своей непродуктивной деятельностью, как на посту губернатора Ширакской области, так и на посту замминистра обороны, говорит о том, что заказ идет сверху, и вершина – это даже не Никол Пашинян. Я бы указал на Левона Тер-Петросяна и спонсоров, в свое время обеспечивавших его политическую власть, в том числе и за пределами Армении. Скажу больше: в создании такой комиссии даже смысла нет. Даже если предположить, что она нужна, то речь в данном случае должна была идти об исключительно консультативном органе, выступающем своего рода противовесом межведомственной комиссии, созданной в соответствующих силовых структурах, которая занялась бы профессиональным анализом ряда деталей, связанных с апрельской войной. Комиссия же, возглавляемая Андраником Кочаряном – это как Дамоклов меч, занесенный над головой любого офицера , командующего, генерала, препятствующего на данном этапе курсу, взятому нынешней властью на решение арцахского вопроса не в пользу армянской стороны. Задача комиссии – собирать компромат на "непослушных" и в случае необходимости задавить их этим компроматом, чтобы не рыпались.
- На чем, по-вашему, действительно следовало бы сфокусироваться Комиссии по апрельской войне?
- Для начала - на оценке той геополитической ситуации, при которой военное руководство Азербайджана приняло решение начать полномасштабные военные действия против Арцаха. Вот что надо расследовать в первую очередь. Мы помним, как одна известная персона тогда кричала во все горло, дескать, если бы Россия не захотела этой войны, ее бы не было, русские во всем виноваты, и все в таком духе. Однако, пожелай комиссия вникнуть в детали происходящих в те дни процессов, констатации нескольких очевидных фактов было бы достаточно, чтобы понять: именно США со своими союзниками дали Ильхаму Алиеву зеленый свет на осуществление им военной агрессии. Вспомним 30 марта 2016 года. Президенты Армении и Азербайджана находились в Вашингтоне. Алиев встречался тогда с госсекретарем США Джоном Керри и вице-президентом США, чьи заявления по Арцаху в те дни стали поистине беспрецедентными.
- О каких конкретно заявлениях идет речь?
- О заявлении по поводу неприемлемости (для США как государства и для США как посредника МГ ОБСЕ) сохранения в вопросе Арцаха статус-кво. Теперь давайте уточним, какие элементы вбирает в себя изменение статуса-кво. Это, во-первых, изменение формата переговорного процесса, во-вторых, нарушение режима перемирия, и в-третьих, изменение границ. А все эти три компонента вместе предполагают военные действия. То есть они меняются только в ходе военных действий. И об этом было объявлено 30 марта. Кстати, все, о чем я сейчас говорю, есть на официальной электронной странице президента Азербайджана. Но что самое интересное, так это то, что аналогичная информация по обмену мнениями и переговорах 30 марта 2016 года есть и на сайте Белого дома. Но там почему-то заявление о неприемлемости для США статуса-кво в контексте карабахского конфликта, снято. На странице же Алиева оно висит.
Приведу другой интересный факт: перед началом любых полномасштабных военных действий верховный главнокомандующий страны ставит свою подпись на двух документах. Первый – приказ начать военные действия, второй – карта с утвержденным планом этих самых действий. Между тем, когда Азербайджан начал боевые действия, Ильхам Алиев находился в США, а подобные документы по факсу или электронной почте на подпись не пересылаются и не подписываются.
- То есть это было сделано заранее?
- Однозначно. Все уже было подписано и подготовлено, после чего Алиев отбыл в США. Ему всего лишь нужно было, чтобы США дали ему публичный карт-бланш начать войну. Это раз. Второе: когда начались боевые действия, Серж Саргсян очень быстро вернулся в Армению, тогда как Алиев еще пару дней оставался в Америке. Представляете, вооруженные силы его страны начали военные действия, а он сидит-кукует в Вашингтоне. Почему? А потому, что, по всей вероятности, общий, скажем так, штаб находился не в Баку, а в Вашингтоне.
Дальше: 4 апреля, когда боевые действия были на пике, печально известный председатель ПАСЕ Педро Аграмунт вдруг объявляет, мол, армянские вооруженные силы должны быть выведены с "оккупированных азербайджанских территорий". Это был первый случай, когда официальное лицо такого ранга, представляющее ЕС, делает подобное заявление, да еще во время военных действий. То есть после высказанной США позиции и заявления по поводу статуса-кво ЕС подпевает американцам, фактически говоря о том, что со стороны Азербайджана осуществляется не военная агрессия, а они типа территории освобождают. Судя по всему, США и их подпевалы из ЕС думали, что военная агрессия Азербайджана увенчается успехом, и сделали все для того, чтобы в глазах всего мира она как таковая не воспринималась.
Просчитались. Равно как и Алиев, который, вернувшись в Баку, понял, что его блиц-криг трещит по швам. И вот тогда уже Россия, занявшая свою четкую позицию, начала военные учения на северной границе с Азербайджаном – 4 апреля. 3 апреля по поводу военных действий Азербайджана высказался президент России Владимир Путин, а 2 апреля их довольно жестко прокомментировал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Таковы факты, против которых упрямо шел человек, сидящий сегодня в кресле премьер-министра Армении. Тогда Никол Пашинян просто из кожи вон лез, обвиняя Россию в ее действиях якобы в качестве союзника Азербайджана. Тогда как реальность совершенно другая.
Так вот, пусть Комиссия по апрельской войне это все расследует – включая геополитические процессы, имевшие место перед апрельскими событиями 2016 года. Тогда сразу станет ясно, откуда уши растут. А после того, как со всем этим разберутся, та же комиссия может сделать конкретное политическое заявление конкретной стране в контексте провоцирования и поддержки военной агрессии Азербайджана против Арцаха.
- Это что касается политических аспектов. А военные?
- В этой комиссии нет военных экспертов – о каких военных аспектах может идти речь?! Если посмотреть биографию того же Андраника Кочаряна, станет очевидно, что к военной сфере он имеет отношение постольку, поскольку Левон Тер-Петросян отдал ему должность замминистра обороны за преданность АОД и хорошее поведение. Возглавляемая им комиссия сегодня выполняет заказ, прекрасно сформулированный советником Агентства США по международному развитию и Всемирного банка по вопросам переходного развития Рэем Дженнингсом в его докладе, опубликованном на сайте Фонда Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace) в феврале 2019 года.
- Помню. Доклад назывался "Upgrading U.S. Support for Armenia’s Postrevolution Reforms". Если опустить бла-бла про демократию и все такое, суть сводится к необходимости оказания Соединенными Штатами "мощной поддержки" демократии в Армении после "бархатной революции", использовании появившившегося шанса, дабы оторвать Армению от влияния Москвы и евразийских интеграционных процессов, приблизить ее к НАТО, помочь с переходным правосудием и решением карабахского конфликта. В плане последнего там есть интересный пассаж. Дженнингс пишет, что "Пашинян пользуется большей общественной поддержкой, нежели его предшественники, что, возможно, позволит ему протолкнуть различные болезненные компромиссы, необходимые для разрешения конфликта, и начать общенациональный разговор о будущем противостояния".
- Вот-вот... А для того, чтобы все получилось к вящему удовлетворению западных заказчиков, нужно устранить все препоны. Препоны – это, в первую очередь, военно- политическое руководство Арцаха. Посмотрите, скольких людей, которые воевали, выкинули из обоймы: Левона Мнацаканяна, Виталия Бласаняна, Самвела Карапетяна... Эта комиссия создана для того, чтобы выполнять директиву заокеанских заказчиков и данное ими домашнее задание. Сегодня в заключении находятся два человека , имеющих неоспоримый вклад в деле освобождения Арцаха. Независимо от того, имеют ли они нарушения перед лицом закона по другим статьям или нет. Речь о Манвеле Григоряне и Роберте Кочаряне. Они сидят потому, что их влияние и в Арцахе и в "Еркрапа" такое большое , что они могут препятствовать любому антиармянскому решению Арцахского вопроса.
- Какой конкретный интерес представляет для работы комиссии Серж Саргсян?
- Конечно, будучи президентом Армении в то время, он более чем информирован об апрельских событиях 2016 года. Но не думаю, что Серж Саргсян будет раскрывать всю информацию, которой владеет. И вот почему. Если, повторюсь, посмотреть, что собой представляют члены этой комиссии, их биографии, все становится на свои места. После смены власти очень быстро станет ясно, на какие страны на протяжении уже многих лет работают некоторые члены этой комиссии. Поэтому Серж Саргсян будет говорить то, что сочтет нужным, и уж точно не станет раскрывать государственные и военные тайны.
- Вы считаете, суть вопросов может состоять в том, чтобы вытянуть из него подобную информацию?
- И не только...
Зара ГEВОРКЯН